ЦИАМ тестирует стенд для особых испытаний авиатехники
Устойчивость авиационной техники к воздействию климатических
условий — одна из важнейших составляющих обеспечения
безопасности полётов. Одним из главных факторов риска
является обледенение. Чтобы летательные аппараты были
всепогодными, в Центральном институте авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ
«Институт имени Н.Е. Жуковского») проводятся
высотно-климатические испытания двигателей и других
элементов авиационной техники в условиях разных видов
обледенения.
Одно из новых сертификационных требований EASA
регламентируется Приложением «О» к правилам CS-25
(Сертификационные требования к самолётам транспортной
категории). Суть его в том, что, помимо требований,
предъявляемых к работе авиационной техники в условиях
«классического» обледенения, при котором размеры капель
составляют порядка 20 мкм, технику необходимо испытывать на
стойкость к обледенению с образованием более крупных частиц,
размером до 2000 мкм.
В ЦИАМ завершается усовершенствование испытательного стенда
для обеспечения условий обледенения в соответствии с данными
требованиями. Работы ведутся в рамках НИР, выполняемой
кооперацией российских предприятий с головным исполнителем
ФАУ «ЦАГИ» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)
по заказу Минпромторга России.
Разработанная в ЦИАМ новая аэродинамическая труба со
специальным профилированным каналом позволяет разогнать
крупные капли до скоростей порядка 170–190 м/с без распада.
Для генерации различного спектра капель и ввода их в
скоростной поток специалисты Института изобрели уникальный
коллектор с управляемыми форсунками.
На данный момент выполнены тестовые запуски и получены
первые результаты калибровок, показывающие, что специалисты
ЦИАМ на верном пути с точки зрения принятых на этапе
проектирования технических решений.
При создании стенда применялись новые подходы к
проектированию, широко использовался потенциал современных
вычислительных систем, которые помогли выполнить огромный
объём расчётных и конструкторских работ.
В перспективе данная разработка позволит проводить
сертификационные и инженерные испытания ЛА и элементов
авиационной техники, в частности противообледенительной
системы профиля крыла или лопасти, воздухозаборника
авиационного двигателя и различных сигнализаторов в условиях
обледенения, соответствующих приложению «О» к CS-25,
американским правилам FAR-25, проекту отечественных норм
АП-25, а в будущем — АП-29. Также начинаются активные работы
по адаптации оборудования к моделированию обледенения в
условиях смешанной фазы и кристаллов льда, расширению
возможностей моделирования «классического» обледенения для
испытаний более крупногабаритных объектов.
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт
имени Н.Е. Жуковского») — единственная в стране
научно-исследовательская организация, осуществляющая
комплексные научные исследования и научное сопровождение
разработок в области авиадвигателестроения: от
фундаментальных исследований физических процессов до
совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации
новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все
отечественные авиационные двигатели создавались при
непосредственном участии института и проходили доводку на
его стендах.