В Центральном институте авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е.
Жуковского») состоялось межведомственное совещание с
участием представителей Росавиации, НИЦ «Институт имени Н.Е.
Жуковского», Авиарегистра России и других предприятий.
Участники обсудили подходы к сертификации перспективных
воздушных судов различного назначения с гибридными (ГСУ) и
электрическими (ЭСУ) силовыми установками на территории
Российской Федерации.
Новые технологии снижения шума, вредных выбросов и улучшения
экологических характеристик авиации являются предметом
исследований во всём мире. Одно из главных направлений —
электрификация ВС и их силовых установок: «более
электрические», полностью электрические и гибридные проекты
сейчас реализуют и мировые, и российские разработчики. Уже в
обозримом будущем некоторые из них станут реальностью, и
разработка сертификационных норм для таких ВС является
актуальной задачей уже сейчас.
ЦИАМ принимает активное участие как в разработке технологий
ГСУ/ЭСУ по заказу Минпромторга России, так и в разработке
сертификационных норм для ЛА с силовой установкой такого
типа.
Представитель Исследовательского центра «Гибридные
и электрические силовые установки» ЦИАМ рассказал
на совещании о направлениях развития гибридных и
электрических авиационных силовых установок, о
сформированном институтом научно-техническом заделе в
области исследований ГСУ и ЭСУ. Докладчик представил краткий
обзор разработанных в ЦИАМ демонстраторов технологий и
отметил проблемы, на которые следует обратить внимание
разработчику такой техники при сертификации.
Директор Сертификационного центра ЦИАМ
проанализировал зарубежный опыт в области сертификации
перспективных ГСУ/ЭСУ и подходы, применяемые в настоящее
время и планируемые к внедрению авиационными органами при
сертификации летательных аппаратов с ГСУ/ЭСУ.
Представитель ФАУ «ГосНИИАС» рассказал о
состоянии сертификации воздушного и наземного транспорта с
электрической тягой и поделился своим опытом участия в
международных рабочих группах по разработке перспективных
нормативных правил.
По итогам совещания принято решение продолжить обсуждение
вопросов разработки российских сертификационных норм для
перспективных ВС с ГСУ и ЭСУ в рамках специализированной
рабочей группы.