Учёные Центрального аэрогидродинамического института имени
профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени
Н.Е. Жуковского») исследовали прочностные характеристики
пилона отечественного двигателя ПД-14 в составе композитного
кессона крыла перспективного авиалайнера МС-21. Работа
проводилась в рамках программы импортозамещения по контракту
с ПАО «Корпорация «Иркут».
Пилон, выполненный из титановых сплавов и стали,
имеет форму балки и крепится к силовой части крыла с помощью
нескольких узлов навески. На первом этапе специалисты
отделения статической и тепловой прочности ФАУ «ЦАГИ»
провели цикл экспериментальных исследований на способность
агрегата выдержать нагрузки, возникающие на
взлётно-посадочных режимах и при различных манёврах самолёта
в полёте. Было реализовано восемь случаев нагружения до
эксплуатационного и максимального расчётного уровней. В
итоге доказана требуемая прочность конструкции пилона и
узлов его навески.
Следующим шагом стали испытания на случай аварийной посадки,
при котором двигатель, согласно нормативам Федеральных
авиационных правил, должен отделяться от летательного
аппарата. Это необходимо для исключения утечки и возгорания
топлива, что обеспечивает безопасность пассажиров в условиях
аварийных посадок. В ходе прочностных исследований к
агрегату было приложено порядка 110% от максимальной
расчётной нагрузки с демонстрацией безопасного отделения
двигателя с частью пилона от конструкции крыла самолёта.
«Мы продолжаем исследования прочности отечественных
компонентов перспективного среднемагистрального авиалайнера
МС-21. Одним из основных агрегатов этого самолёта является
двигатель ПД-14. Конструкция его пилона значительно
отличается от аналогичного элемента западного PW-1400G,
ранее использовавшегося на МС-21. Это относится и к узлам
навески, а также принципам, заложенным в системе безопасного
отделения двигателя летательного аппарата. Проведённые
испытания доказали высокую прочность и эффективность
конструктивного элемента — он показал себя наилучшим
образом», —
рассказал заместитель начальника
отделения статической и тепловой прочности ФАУ «ЦАГИ» Михаил
Лимонин.
МС-21 — пассажирский самолёт нового поколения
вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на
самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Летательный
аппарат обеспечит пассажирам качественно новый уровень
комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных
самолётов поперечному сечению фюзеляжа. По своим
лётно-техническим данным и экономичности самолёт МС-21
превосходит существующие аналоги. Прежде всего, благодаря
крылу из полимерных композиционных материалов, впервые в
мире созданному для узкофюзеляжных самолётов вместимостью
свыше 130 пассажиров.