НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
«Князь Владимир» - Флот пополнился атомным ракетоносцем
Военно-морской флот принял от промышленности атомный подводный ракетный крейсер (АПКР) стратегического назначения «Князь Владимир». Приёмный акт был подписан 28 мая, а в первый день лета его утвердил главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Анатольевич Евменов. О важности этого корабля для России и отечественного флота говорит тот факт, что «Князь Владимир» - единственный подводный ракетоносец, закладка которого проводилась в присутствии Владимира Владимировича Путина.


Глава государства лично прикрепил закладную доску к секции будущего крейсера 30 июля 2012 года и, в тот же день, провёл заседание, посвящённое реализации государственной программы вооружений. «Сегодня мы заложили новую атомную подводную лодку «Князь Владимир». Надеюсь, что весь проект из восьми лодок будет выполнен на должном уровне, с должным качеством и точно в срок», - сказал тогда Владимир Путин.

Личное участие Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами объясняется следующими обстоятельствами. «Князь Владимир» олицетворяет начало новой эпохи в отечественном судостроении. Ведь этот корабль – не просто самый новый и технически совершенный атомоход отечественного «подплава». Начиная с этапа его проектирования, решалась задача полного отказа от использования импортных компонентов, включая комплектующие из республик бывшего Советского Союза. Словом, «Князь Владимир» - полностью российская подлодка стратегического назначения.

Чертежи атомохода выполнены Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (г. Санкт-Петербург), в стенах которого были спроектированы свыше 70% всех отечественных подводных лодок. Через несколько месяцев предприятие будет отмечать 120-летие со дня основания; за отправную точку берется распоряжение флотского командования о начале проектирования первенца отечественного подводного флота – ПЛ «Дельфин». Для прославленного коллектива сдача «Князя Владимира» военным морякам было делом чести, ведь этим как бы подводился итог всей его деятельности за рассматриваемый период.

Постройку корабля поручили крупнейшему судостроительному предприятию России - ПО «Севмаш». Северодвинские корабелы приступили к практическому выполнению заказа №204, имея за спиной успешный опыт строительства серии из трех АПКР проекта 955 «Борей». Они вошли в состав ВМФ России в течение 2013-2014гг. Головной «Юрий Долгорукий» служит на Северном Флоте, а «Александр Невский» и «Владимир Мономах» совершили трансокеанский переход и влились в состав Тихоокеанского флота. Они стали первыми боевыми кораблями океанской зоны на Дальнем Востоке, спроектированными и простроенными в условиях современной России.

Сдача головного корабля проекта 955А отечественному военно-морскому флоту – очередной успех отечественных судостроителей. По словам генерального директора ПО «Севмаш» Михаила Анатольевича Будниченко, северодвинские кораблестроители, выступающие в тесном взаимодействии с конструкторами ЦКБ МТ «Рубин», другими смежниками, а также военными моряками, успешно завершили большую работу. «Строительство АПЛ «Князь Владимир» – доказательство того, что мы продолжаем развивать лучшие кораблестроительные традиции, фундаментом которых является блестящая работа и высокая ответственность ученых, конструкторов и корабелов. Этот корабль – новое слово в линейке стратегических ракетоносцев», - сказал Будниченко.

«Князь Владимир» строился по улучшенному проекту 955А «Борей-А». Вслед за головным корпусом, в 2014-2016 гг. Северодвинцы последовательно заложили ещё четыре подобных корабля - «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Сегодня они находятся на различных этапах строительства и испытаний. Объявлено о планах в отношении дополнительной пары ракетоносцев и рассматривается вопрос о продолжении данной серии.

Самое важное отличие от первоначального проекта заключается в корпусном насыщении и бортовых системах. Ведь между закладкой головных кораблей проектов 955 и 955А прошло шестнадцать лет, и за это время технический прогресс ушел далеко вперёд. Работая над «Бореем-А», конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» внесли множество различных улучшений, внедрив самое современное оборудование, образцы которого стали доступными в последнее время.

Хотя габариты и вооружение корабля сохранились, некоторые из его характеристик заметно поменялись в лучшую сторону, особенно важнейшая для субмарины черта – скрытность. Уровень шумов снизился в десятки раз, из-за чего дальность обнаружения наших подлодок гидроакустическими средствами кораблей стран НАТО, с учетом их непрерывного технического совершенствования, сократилась на порядок. Это стало результатом кропотливой работы по снижению уровня физических полей, совершенствованию средств управления, связи и гидроакустики.

Кроме того, конструкторы позаботились и об улучшении условий обитаемости. Это тоже важно, ведь экипажу подводного крейсера численностью около ста десяти человек, половина из которых – офицеры, приходится выполнять походы в море на боевую службу продолжительностью в несколько месяцев (согласно тактико-техническим характеристиками нового корабля, его автономность составляет до 90 суток).

Выступая на заседании, посвящённом реализации государственной программы вооружений, состоявшейся на территории ПО «Севмаш» сразу после закладки «Князя Владимира», Верховный Главнокомандующий сказал: «Мы исходим из того, что нашей стране необходимо сохранить и укрепить свой статус одной из ведущих морских держав мира. Прежде всего речь идет о развитии морской составляющей стратегических ядерных сил, об участии флота в обеспечении глобального паритета».

Далее, говоря о морском компоненте ядерных сил стратегического сдерживания, Путин подчеркнул необходимость поддержания его потенциала на достаточном уровне и поставил задачу существенно обновить его «за счет ввода в состав флота новых атомных подводных ракетных крейсеров проекта "Борей"». Как известно, основным видом средств поражения на борту атомохода стратегического назначения выступают межконтинентальные баллистические ракеты (БР) с ядерными боеголовками. «Князь Владимир» оснащён комплексом Д-19М с твердотопливными баллистическими ракетами подводного старта типа Р-30 «Булава» (РСМ-56). Они могут оснащаться либо мощной моноблочной боевой частью, либо блоком разводящихся головных частей (РГЧ) с шестью боеголовками индивидуального наведения.

По своим характеристикам комплекс Д-19М и его ракеты существенно превосходят иностранные аналоги. Это обстоятельство является отражением того факта, что высшее политическое руководство России уделяет особое внимание развитию стратегического оружия. Поясняя, почему дело обстоит именно таким образом, Владимир Владимирович Путин сказал: «именно вооружение, его надежность и эффективность всегда определяло боевую мощь кораблей, а в ряде случаев приводило к созданию их новых классов».

Как известно, арсенал ядерного сдерживания создается и поддерживается с целью удержать вероятного противника от применения военной силы. Благодаря введению в строй АПКР проектов 955 и 955А, Россия получает в своё распоряжение высокоэффективное средство ответного удара, способное уничтожить любого агрессора, где бы тот не находился.

Наша страна последовательно проводит политику мира и добрососедства. К сожалению, эта линия не всегда находит должное понимание на Западе. Так, Конгресс США принял, а Президент Трамп подписал так называемый «закон о противодействии противникам Америки путем санкций» (CAATSA), где Северная Корея, Иран и Россия открыто именуются не иначе как «противниками США» (на языке оригинала буквально «U.S. adversaries»). Данный откровенно недружественный акт вкупе с прочими аналогичной направленности портит и без того натянутые отношения между сверхдержавами. В случае перерастания противоречий между Москвой и Вашингтоном в крупномасштабный конфликт дело может дойти до обмена ракетно-ядерными ударами, что чревато полной потерей управляемости государства, разрушением его экономического потенциала и гибелью огромного числа граждан.

Представление о разрушительной мощи ракетно-ядерного оружия дают публикации в средствах массовой информации Китайской Народной Республики. Они появились вслед за значительным ухудшением отношений между КНР и США после введения Трампом ряда мер экономического и политического характера в отношении Пекина. Так, выходящая на английском языке газета «Глоубал Таймз» (Global Times) поведала своим читателям о возможностях новейших атомных субмарин тип 094, что в настоящее сходят со стапелей китайских верфей.

Одна из заметок говорила буквально следующее: «Поскольку население штатов Среднего Запада разбросано по всей их территории, в целях повышения летального воздействия наших ядерных сил, мы должны целиться прежде всего в ключевые города на Западном побережье США, такие как Сиэтл, Лос-Анжелес и Сан Диего». Именно это и стало возможным с принятием на вооружение ВМФ НОАК атомоходов нового проекта, вооруженных двенадцатью ракетами JL-2 (CSS-NX-14), - продолжает издание. Как известно, субмарина тип 094 несёт двенадцать ракет с дальностью полёта 7400 км и моноблочными ядерными зарядами. «Специальные боевые части подобных ракет одной такой подлодки могут убить или ранить от пяти до двенадцати миллионов американцев», - утверждает «Глоубал Таймз».

Возможности новых китайских субмарин впечатляют. Между тем, российские типа «Борей» значительно превосходят их по боевой мощи, поскольку несут на борту больше ракет – шестнадцать вместо двенадцати. При этом каждая «Булава» может, в отличие от JL-2, комплектоваться не только моноблочной, но и шестью разводящимися головными частями индивидуального наведения. Предельная дальность стрельбы у нашей ракеты выше на одну-две тысячи километров. Кроме того, «Булава» способна маневрировать при движении вдоль траектории полёта с целью преодоления ПВО противника. Всё это должно заставить задуматься тех, кто причисляет Россию к числу своих «противников» и подвигнуть их к переосмыслению курса на разжигание глобальной конфронтации по линии «Восток – Запад».

«Князь Владимир» спустили на воду осенью 2017 года. Затем лодка проходила различные виды испытаний. Первый пробный пуск баллистической ракеты с борта крейсера датируется 29 октября 2019 года. Стрельба «Булавой» выполнялась из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. В конце прошлого года было объявлено, что ракетоносец успешно прошёл «цикл государственных испытаний». Однако тогда решения о приёме его от промышленности приято не было: потребовался ещё один контрольный выход в море. Он состоялся в мае 2020 года.

Вскоре по возвращению из похода представители флота выразили готовность зачислить крейсер в состав действующих сил. Подписи под приёмным актом 28 мая поставили: Председатель комиссии государственной приёмки кораблей Главного командования ВМФ России Алексей Потешкин, генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко, генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Сергей Суханов и командир крейсера Владислав Дружин. Подписание документа говорит о том, что корабль успешно прошел все этапы испытаний, в ходе которых подтверждено его соответствие спецификации и требованиям главного заказчика.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов утвердил приёмный акт 1 июня. «В ближайшее время будет обозначена дата проведения торжественной церемонии приема подводной лодки в состав ВМФ. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей-А» «Князь Владимир» будет выполнять задачи в составе подводных сил Северного флота», – сообщил Николай Анатольевич.

По традиции, пожелаем экипажу крейсера «семь футов под килем». А тем, кто причислил Россию к числу своих «противников» - еще раз задуматься куда могут привести опрометчивые действия, не испытывать судьбу и действовать так, чтобы не попасть под смертельный огонь российского оружия.
«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов