НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
DUBAI AIRSHOW 2021
Крупнейшая авиационно-космическая выставка представила в Дубае новейшие и перспективные разработки

Валерий Стольников,
Дубай — Москва


Прошедшая в ноябре этого года в Дубае (ОАЭ) Международная авиационно-космическая выставка DUBAI AIRSHOW 2021 официально была объявлена по своим итогам крупнейшей за всю историю проведения выставки с 1989 года. За время выставки было подписано сделок и соглашений на общую сумму $78 млрд. В мегамероприятии приняли участие более 104 тыс. участников. Количество профессиональных посетителей выросло на 50%, среди которых были руководители высшего звена из 148 стран мира. По количеству посетителей и объявленных сделок авиасалон превзошёл допандемический 2019 год. Российское участие в DUBAI AIRSHOW 2021 стало одним из крупнейших. Организатором российской экспозиции продукции военного назначения выступило АО «Рособоронэкспорт». В демонстрационной программе DUBAI AIRSHOW 2021 принимала участие группа высшего пилотажа Минобороны России «Русские Витязи» на самолётах Су-30СМ.


На DUBAI AIRSHOW 2021 Россия представила широкую линейку своей аэрокосмической техники, новинок для ВВС, войск ПВО и РЭБ. Среди наиболее ярких экспонатов, в частности, боевой вертолёт Ми-28НЭ; экспортный образец боевого разведывательно-ударного вертолёта Ка-52; разведывательно-ударный комплекс с беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полёта «Орион-Э»; управляемая ракета «Вихрь-1»; осколочно-фугасная авиационная бомба ОФАБ-100-120; зенитная управляемая ракета 57Э6-Е из состава зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1»; зенитная управляемая ракета 57Э6М-Е из состава зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М»; управляемая ракета 9М133ФМ-3 из состава противотанкового ракетного комплекса «Корнет-ЭМ».

В виде моделей, макетов и других рекламных материалов были представлены около 500 экспонатов. Рособоронэкспорт впервые применил на своём стенде мультимедийную кинетическую инсталляцию, составленную из 60 перемещающихся экранов. На ней была представлена информация, в том числе о комплексах противодействия беспилотным летательным аппаратам «Репеллент-Патруль», «Купол-ПРО» и «Пищаль-ПРО», а также БПЛА российского производства — «Орлан-10Э» и разведывательно-ударном «Орион-Э».

«Мы усиливаем партнёрство со странами Ближнего Востока. Это касается не только поставок военной техники (более 30% нашего портфеля заказов по линии Рособоронэкспорта приходится на данный регион), но и развития сотрудничества в гражданских направлениях. В этом году Ростех представляет на авиасалоне в Дубае рекордное количество новинок. Салон станет иностранной премьерой для пассажирского лайнера МС-21 с российскими двигателями ПД-14, бизнес-версии «Суперджета» в стилистике Aurus и самолёта пятого поколения Checkmate. Мы также привезли на выставку гражданские вертолёты Ка-226Т, «Ансат» в различных комплектациях и военные Ка-52, Ми-28НЭ. Все новинки будут представлены «вживую», чтобы у иностранных партнёров была возможность лучше познакомиться с нашей техникой», — сказал генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

На своём стенде Рособоронэкспорт представил наиболее перспективную в ближневосточном регионе продукцию по направленности выставки. В виде моделей компания покажет истребитель пятого поколения Су-57Э и истребитель поколения 4++ Су-35, военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А(Э), вертолёты Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-17В-5, средства ПВО: зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» и зенитный ракетный комплекс «Тор-М2КМ».

«Иностранных партнёров на Ближнем Востоке традиционно интересует самая новая высокотехнологичная продукция, и мы каждый раз привозим сюда главные экспортные новинки российской оборонной промышленности и уникальные предложения по индустриальному сотрудничеству», — сообщил генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев.

На DUBAI AIRSHOW 2021 Рособоронэкспорт организовал также демонстрацию новейших разведывательно-ударных и ударных комплексов с беспилотными летательными аппаратами компании «Кронштадт». Крупнейший российский разработчик и производитель БЛА впервые в мире на своём стенде в виде моделей покажет разведывательно-ударный летательный аппарат большой продолжительности полёта «Иноходец-РУ», БЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» и скоростной ударный БЛА «Гром».

В составе российской экспозиции в DUBAI AIRSHOW 2021 приняли участие: входящие в Госкорпорацию «Ростех» холдинговые компании ОАК, ОДК, «Вертолёты России», НПО «Высокоточные комплексы», КРЭТ, а также впервые за рубежом была представлена Национальная авиационно-сервисная компания — государственный посредник для сервисного обслуживания экспортируемой российской военной авиационной техники.

Мировой лидер в области разработки и производства средств ПВО и РЭБ концерн ВКО «Алмаз – Антей» представил широкую линейку зенитных ракетных систем и комплексов, в том числе ЗРС С-400 «Триумф», «Антей-4000», С-350Е «Витязь», ЗРК «Викинг», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э» в различных исполнениях.

На DUBAI AIRSHOW 2021 — впервые на зарубежной выставке! — Россия продемонстрировала сразу шесть натурных образцов вертолётной техники. Дебютантами стали ударные вертолёты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и модернизированный лёгкий вертолёт Ка-226Т «Альпинист».

В линейке гражданской авиации впервые за рубежом на иностранной выставке были представлены российский флагман МС-21-310 с новыми российскими двигателями ПД-14, а также новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus. Также в этой стилистике была продемонстрирована бизнес-версия вертолёта «Ансат».

Самой ожидаемой премьерой российской экспозиции стала презентация прототипа первого российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate, доставленного в Дубай на самолёте Ан-124 «Руслан».

На авиасалоне прототип нового самолёта осмотрели: эмир Дубая, премьер-министр ОАЭ и министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, наследный принц Абу-Даби и заместитель верховного главнокомандующего вооружёнными силами ОАЭ Мухаммад бен Заид бен Султан аль-Нахайян, главком ВВС и ПВО ОАЭ, другие военачальники и члены правительства страны, официальные лица, представители крупных промышленных компаний и делегации из десятков стран. Специальный павильон, возведённый для Checkmate, позволил демонстрировать зрелищную мультимедийную презентацию о новом самолёте.

Checkmate — первый в России однодвигательный самолёт пятого поколения, созданный компанией «Сухой», входящей в холдинг ОАК Госкорпорации «Ростех». Впервые истребитель был представлен в июле 2021 года на авиакосмическом салоне МАКС. Ключевые особенности самолёта — его малозаметность, малая стоимость лётного часа, открытая архитектура и высокие показатели по критерию «стоимость-эффективность».

В преддверии DUBAI AIRSHOW 2021 глава Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов рассказал, что у Checkmate «есть ряд несом­ненных преимуществ. Это малая заметность, передовая бортовая электроника, в том числе радар с АФАР (активная фазированная антенная решётка), и очень эффективная система РЭБ. Ещё один плюс — открытая архитектура и возможность адаптации машины под конкретного заказчика. Среди однодвигательных самолётов пятого поколения и машин предыдущих поколений сопоставимыми характеристиками может похвастаться только главный конкурент Checkmate — F-35. Однако в отличие от последнего наш самолёт экономически выгоднее. Совокупность этих свойств делает этот самолёт уникальным и привлекательным, в том числе для стран Ближнего Востока».

По словам Сергея Чемезова, в отношении Checkmate уже были переговоры с иностранными делегациями: «Часть потенциальных заказчиков хотят получить машину, адаптированную под свои нужды. Это зависит от географии применения, финансовых возможностей и ряда других факторов. В Checkmate впервые реализован модульный принцип — он может быть сконфигурирован оптимальным способом под конкретного клиента. Благодаря этому заказчик платит только за базовую машину и нужные ему опции». Сегодня по проекту идёт активная работа: технический облик машины в целом сформирован, выстраивается кооперация. На данном этапе машина создаётся за счёт собственных средств Ростеха при поддержке Минпромторга России. «Тем не менее, — сказал Сергей Чемезов, — при интересе наших партнёров мы открыты к участию иностранного капитала в проекте».

«Первая международная презентация нового истребителя пятого поколения не случайно проходит именно здесь, на DUBAI AIRSHOW. На Ближнем Востоке ценят репутацию российского оружия, проявляют большой интерес к нашим передовым разработкам и заинтересованы в развитии партнёрства с Россией. Checkmate малозаметен и хорошо оснащён, идеален по соотношению боевой эффективности и стоимости лётного часа. Всё это делает самолёт уникальным предложением на международном рынке вооружений», — отметил также глава Ростеха.

Многие характеристики Checkmate пока не раскрываются. На презентации, тем не менее, были озвучены некоторые подробности. Уже сейчас можно утверждать, что Checkmate ярко выделяется среди однодвигательных «собратьев» по своим характеристикам.

Главный конструктор боевой машины Михаил Стрелец заявил, что у Checkmate самая большая для «лёгких» однодвигательных самолётов дальность полёта и длительность барражирования при поиске цели и ожидании целеуказания, а также самая высокая грузоподъёмность. Среди характеристик, озвученных на презентации: скорость — до 1,8 М, максимальная дальность полёта без подвесных топливных баков — не менее 2800 км.

Самолёт спроектирован по принципу открытой архитектуры, поэтому при желании заказчика на борт можно установить другое оборудование российского или иностранного производства. Современное информационно-управляющее поле кабины пятого поколения — отдельная гордость разработчиков. Она оборудована широкоформатным сенсорным экраном, который транслирует состояние всех систем, а также предоставляет информацию о маршруте, целях и угрозах. Можно сказать, что «вторым пилотом» Checkmate стал искусственный интеллект. Как рассказал Михаил Стрелец, «в кабину заложена интеллектуальная поддержка экипажа, которая формирует подсказки лётчику для наиболее эффективных действий в воздушном бою, в том числе в сложных ситуациях».

Также самолёт получил бортовой радар с АФАР (активной фазированной антенной решёткой). Checkmate может одновременно атаковать до шести воздушных целей и отслеживать до 30.

Checkmate обладает самым вместительным среди самолётов своего класса внутренним отсеком вооружения. Это позволяет применять широкий спектр авиационных средств поражения в малозаметной конфигурации. Помимо классических ракет и бомб, в отсеках возможна установка дополнительных топливных баков, а также других грузов различного назначения. Общий вес боевой нагрузки самолёта — до 7400 кг. Планируется, что первый полёт Checkmate состоится уже в 2023 году. Сроки для проектирования и испытания нового истребителя амбициозные. Существенно ускорить разработку удалось во многом благодаря широкому применению суперкомпьютерных технологий. Checkmate фактически является первым российским самолётом, который был полностью просчитан цифровыми методами. Уровень развития технологий на сегодняшний день позволяет с высокой точностью моделировать весь жизненный цикл авиационного комплекса: проектирование, испытания, производство и эксплуатацию.

Объединённая авиастроительная корпорация представила на DUBAI AIRSHOW 2021 сразу три новинки: среднемагистральный МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14, новую версию бизнес-самолёта на базе Superjet 100 и лёгкий тактический самолёт Checkmate («Шах и мат»).

«После глобального локдауна это первое зарубежное авиационное событие такого масштаба, — сказал журналистам генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. — Мы видим, что интерес к российской технике достаточно высок. А для нас это, конечно, возможность представить наши достижения. Прежде всего, это МС-21 с двигателем ПД-14. Самолёт прилетел сюда прямо с испытаний, в салоне установлена измерительная аппаратура. Ещё одна премьера — это бизнес-джет Aurus. Здесь подобными машинами очень интересуются, тем более что наш самолёт представляет привлекательное сочетание характеристик и стоимости. И, конечно, представляем зарубежным специалистам однодвигательный самолёт пятого поколения Checkmate. Для нас это значительный шаг вперёд, самолёт будет уникальным по сочетанию боевых характеристик, возможностей модернизации, стоимости эксплуатации и характеристик пятого поколения».

МС-21-310 принял участие в лётной программе авиасалона, совершив, таким образом, свой первый зарубежный демонстрационный полёт, включивший такие элементы, как быстрый набор высоты до 800 м, развороты с набором высоты и снижением, «горку» с углом 45 градусов и минимальной скоростью 210 км/ч, вираж с перегрузкой 2g, проход на высоте 100 м с приветственным покачиванием крыла посетителям выставки. Для выставки на лайнере установлена часть салона бизнес- и эконом-классов. Это позволяет продемонстрировать одно из преимуществ МС-21 — увеличенный проход между креслами, обеспеченный самым широким в своём классе фюзеляжем.

Значительное число гостей, включая наследного принца эмирата Дубай шейха Хамдана ибн Мохаммеда аль-Мактума, побывали и на стоявшем постоянно на статической стоянке обновлённом бизнес-самолёте на базе Superjet 100, впервые представленном в Дубае под брендом Aurus. Новый бизнес-джет был установлен рядом с вертолётом Aurus «Ансат» и лимузином Aurus «Сенат». Таким образом, самолёт составил часть линейки продвигаемых под этим брендом российских высокотехнологичных продуктов класса люкс.

На объединённом стенде предприятий ОАК в виде моделей и в мультимедийной экспозиции были представлены актуальные самолётостроительные программы предприятий корпорации, включая Су-57, Су-35, МиГ-35, Як-130, Ил-76МД-90А, Ил-114-300, Бе-200, Superjet 100, МС-21.

На DUBAI AIRSHOW 2021 дебютировал знаменитый российский ударный вертолёт Ми-28 в экспортной модификации. Это первый его показ за пределами России. Семейство вертолётов Ми-28 называют «Ночными охотниками» (по натовской классификации Havoc — «Опустошитель»). Ми-28 принят на вооружение Российской армии как основной ударный вертолёт Воздушно-космических сил. В небе Дубая «Ночной охотник» показал свои выдающиеся лётно-технические характеристики. Ми-28 может выполнять ряд фигур пилотажа, кроме него доступных только самолётам.

Многие фигуры пилотажа выполнялись на минимальных высотах и скоростях, что особенно важно для живучести вертолёта в условиях реальных боевых действий. Под управлением заслуженного лётчика-испытателя Героя России Сергея Баркова Ми-28НЭ продемонстрировал боевые развороты, пикирования, горки, полёт хвостом вперёд, зависание и набор высоты с вращением.

Лётчики продемонстрировали динамические возможности машины, её устойчивость в воздухе и послушность в управлении. Боевые свойства «Ночного охотника» значительно расширены благодаря его манёвренности. Он способен быстро заходить на цель даже при активном маневрировании.

Ударный вертолёт Ми-28 обладает мощным комплексом вооружения, который включает в себя подвижную автоматическую 30-мм пушку с диапазоном поворота влево-вправо ±110°, противотанковые управляемые ракеты трёх типов с дальностью 6 и 10 километров, управляемые ракеты «воздух-воздух», неуправляемые ракеты двух типов, подвесные пушечные контейнеры, авиабомбы калибра до 500 кг.

Лопасти несущего винта «Ночного охотника» способны выдержать попадание снаряда калибра 30 мм. Его двигатели повышенной мощности — 2400 л.с. каждый. Возможен полёт на одном двигателе при повреждении другого. «Ночной охотник» обладает высокой живучестью. Лобовые и боковые стекла кабины экипажа бронированы. Кабина Ми-28НЭ защищена керамической бронёй. Ми-28НЭ способен эффективно выполнять поставленные задачи в условиях жаркого климата. На нём установлено новое экранно-выхлопное и пылезащитное устройство. Ми-28НЭ производится на предприятии «Роствертол», входящем в холдинг «Вертолёты России».

Отметим, кстати, что на DUBAI AIRSHOW 2021 холдинг «Вертолёты России» и эмиратская компания AJ Holding LLC учредили в свободной экономической зоне Ajman Free Zone совместное предприятие Alpha Aviation LLC, которое будет заниматься продвижением и продажей российской вертолётной техники гражданского назначения за рубежом.

Ключевым рынком для Alpha Aviation станут страны Ближнего Востока, где до 2026 года планируется реализовать более 20 гражданских вертолётов различных типов — «Ансат», Ми-171А2, Ка-32, Ми-38. Также в сферу ответственности совместного предприятия входит организация сервисного обслуживания российских вертолётов в регионе.

«В лице AJ Holding мы получили надёжного партнёра по продвижению нашей гражданской техники на Ближнем Востоке. Формат со­вместного предприятия позволит нам расширить присутствие в чрезвычайно важном для нас регионе. Предприятие начало свою работу несколько месяцев назад, но уже сегодня мы видим первые итоги — в рамках Dubai Airshow 2021 Alpha Aviation подписала контракт на поставку двух вертолётов Ми-171А2 в Перу и соглашение о поставке четырёх вертолётов «Ансат» и одного Ми-17-1В в интересах полиции эмирата Рас-эль-Хайма», — заявил участвовавший в авиасалоне Андрей Богинский, работавший на тот момент генеральным директором холдинга «Вертолёты России».

Также «Вертолёты России» и министерство внутренних дел Республики Бангладеш заключили контракт на поставку двух новейших многоцелевых вертолётов тяжёлого класса Ми-171А2. В соответствии с условиями контракта передача машин заказчику запланирована на первый квартал 2023 года.

«Подписанный контракт — логичное продолжение нашей активной работы по продвижению гражданской вертолётной техники за рубежом. Рассматриваем его как один из результатов демотура наших вертолётов по Юго-Восточной Азии в конце 2018 года, в котором Ми-171А2 принимал участие. Особенно приятно, что этот контракт подписан в конце яркой и очень насыщенной недели, которую холдинг провёл на международном авиасалоне Dubai Airshow 2021, где мы также представляли вертолёт Ми-171А2. Поставка вертолётов заказчику запланирована на первый квартал 2023 года», — отметил Андрей Богинский.

В рамках выставки делегация НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» приняла участие в конференциях «Глобальная система управления воздушным движением», «Кибербезопасность», «Устойчивое развитие авиации», «Искусственный интеллект», «Усовершенствованная воздушная мобильность», «Автоматизация» и др. В ходе состоявшихся обсуждений и дискуссий была представлена позиция Центра по широкому кругу вопросов авиастроения, в частности по тематике сверхзвукового пассажирского самолёта, беспилотных летательных аппаратов, повышения безопасности полётов, искусственного интеллекта, внедрения новых материалов и др.

«Наш Центр является активным участником кооперации с ведущими мировыми научными центрами и организациями. Повышение бе­зопасности полётов, сокращение негативного влияния авиации на окружающую среду, разработка технологий для авиации будущего, в том числе создание сверхзвукового пассажирского самолёта, — вот сферы, в которых конструкторы и другие специалисты разных стран могут объединяться для достижения новых прорывных результатов», — отметил руководитель НИЦ Андрей Дутов.

На стенде ZALA AERO (входит в Группу компаний «Калашников») на выставке с использованием VR-технологий была продемонстрирована работа трёх новых беспилотных комплексов. Это ZALA 421-16E, ZALA 421-16E5G и ZALA VTOL, которые применяются для мониторинга нефтегазовой инфраструктуры, а также активно используются правоохранительными органами в России и за рубежом. На стенде компании также представили современные технологические решения и продукты, включая новую информационно-аналитическую систему для обработки и хранения данных. Посетители стенда с помощью современных VR-технологий смогли фактически почувствовать себя операторами новейших гражданских беспилотных летательных систем ZALA.

Вячеслав Дзиркалн,заместитель генерального директорапо внешнеэкономической деятельности Концерна ВКО «Алмаз – Антей»:

«Концерн ВКО «Алмаз – Антей» на Международном авиасалоне DUBAI AIRSHOW 2021 представил весь спектр производимых нами зенитных ракетных систем (ЗРС) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК) — от большой дальности до средств ближнего радиуса действия. Прежде всего, это комплексы «Викинг» и «Тор-Э2» — это средний и ближний радиус действия. Из средств большой дальности — С-400 «Триумф», «Витязь» и ЗРК нестратегической противоракетной обороны «Абакан».

Причём два последних изделия впервые были представлены на зарубежной выставке. Они в значительной мере воплотили в себе пожелания и требования наших потенциальных партнёров. Эти изделия размещаются на колёсной базе, что обеспечивает хорошую манёвренность. Надеемся, что «Витязь» и «Абакан» серьёзно заинтересуют наших партнёров. Однако это не говорит об их абсолютном преимуществе перед другими нашими изделиями. Так, например, «Викинг», сочетающий повышенную живучесть и проходимость, незаменим для прикрытия войск при ведении боевых действий. А «Тору» нет равных при выполнении тех задач по охране ближнего пространства, которые не могут выполнить системы и комплексы большого радиуса действия.

Продвигая все виды создаваемых нами ЗРК и ЗРС по отдельности, наш концерн совместно с Рособоронэкспортом предлагает заказчику и создание эшелонированной обороны, включающей в себя весь спектр систем и комплексов ПВО, которые мы производим, — от большой дальности до ближнего радиуса действия. То есть в зависимости от конкретных задач, которые стоят перед нашими партнёрами, предлагаем им различные варианты разработки и создания эшелонированной обороны.

Мы предлагаем варианты, где каждый комплекс, каждая система имеют свои задачи. Одни отрабатывают их на дальних подступах, другие — на средней дистанции, третьи — на ближнем радиусе действия. Такой подход находит понимание у целого ряда наших потенциальных покупателей.

Также мы делаем серьёзную ставку на организацию послепродажного обслуживания — создание сервисных центров по ремонту, текущей эксплуатации техники и профильных складов в тех странах, где находится достаточное количество нашей техники. Это экономически обосновано, на данном этапе это оптимальная для нас форма взаимодействия с партнёрами».

Артём Хорошанский,директор по развитию АО «Навигатор»:

«На выставке DUBAI AIRSHOW 2021 мы представили нашу продукцию, главным экспонатом стала, безусловно, «стеклянная кабина» пилота, оборудованная единым рабочим полем приборной доски touch-screen. Более того, оснащение новой кабины полностью цифровое, применение электромеханических приборов полностью исключено. Кабина вызвала очень живой интерес участников и гостей DUBAI AIRSHOW 2021.

Не меньший интерес вызвали и представленные АО «Навигатор» комплексы бортового оборудования, предназначенные для модернизации вертолётов Ми-8/17, созданные нашей компанией на основе современных индикаторов и вычислителей, в том числе навигационные приборы, системы радионавигации, системы обеспечения безопасности полётов, наблюдения за окружающей обстановкой, предупреждения близости земли и т.д. Повышенный интерес к продукции АО «Навигатор» вызван ещё и тем, что зарубежных партнёров интересует модернизация парков российских воздушных судов, приобретённых ими ранее.

Выставка DUBAI AIRSHOW 2021 позволила ещё раз убедиться, что продукция АО «Навигатор» находится на достойном уровне и занимает ведущие мировые позиции. На выставке мы смогли встретиться с нашими потенциальными инозаказчиками и зарубежными партнёрами, поделиться опытом, обсудить общие проблемы. Налажены контакты с потенциальными заказчиками из Южной Америки, Перу, Вьетнама, Венесуэлы и Индии, сотрудничество обещает быть очень продуктивным»
.

Вячеслав Карташов, помощник генерального директора по ВТС и ГОЗ АО ИЭМЗ «Купол»:

«На выставке DUBAI AIRSHOW 2021 ИЭМЗ «Купол» сделал акцент на непосредственную защиту нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих объектов и нефтедобывающих платформ, которые размещены на береговом шельфе. Для обеспечения непосредственной защиты этих объектов мы предлагаем арабской стороне использовать ЗРК «Тор-М2КМ» — единственный в мире зенитный комплекс, который обеспечивает возможность его транспортировки и установки в труднодоступных местах вертолётом. Это первое бесспорное преимущество.

Второе преимущество — комплекс обеспечивает надёжное поражение всех видов высокоточного оружия и беспилотных летательных аппаратов. Именно БПЛА и крылатые ракеты применялись при террористических атаках, что мы могли наблюдать в 2019 году, когда нефтедобывающим и перерабатывающим объектам в Саудовской Аравии был нанесён очень серьёзный урон. Опираясь на этот факт и практическую опасность подобных терактов в любой нефтедобывающей стране, мы на выставке в Дубае решили предложить варианты надёжной защиты таких объектов.

При этом выставка показала, что российские ЗРК по-прежнему вне конкуренции. Более того, ни одного нового комплекса зарубежными производителями представлено не было. И ни один из зарубежных аналогов не способен решать задачи, которые под силу ЗРК «Тор-М2КМ». Хотя бы даже потому, что иностранные комплексы состоят из нескольких отдельных блоков: средство обнаружения, средство управления и пусковые установки. Всё это разместить на нефтедобывающей вышке, естественно, невозможно, тогда как у ЗРК «Тор-М2КМ» всё компактно размещено в одном корпусе.

ЗРК «Тор-М2КМ» выгодно отличается от своих конкурентов ещё и тем, что может быть установлен на любой платформе, будь то палуба корабля, крыша здания, сооружения, вертолётная площадка, нефтедобывающая платформа, полуприцеп, самоходное автомобильное шасси и так далее.

Малое время реакции ЗРК «Тор-М2КМ», высокая надёжность, возможность одновременного поражения четырёх целей четырьмя ракетами с вероятностью не менее 0,9, позволяет обеспечить надёжную защиту важнейших государственных и стратегических объектов от любых террористических атак с воздуха»
.

Сергей Богатиков,генеральный директор АО «Кронштадт»:

«Главным экспонатом АО «Кронштадт» на выставке DUBAI AIRSHOW 2021 стал полноразмерный макет экспортного варианта флагманского беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта «Орион-Э» со спутниковой системой связи, позволяющей значительно увеличить его радиус действия и получать данные с беспилотника практически в любой точке мира. В качестве авиационных средств поражения к разведывательно-ударному комплексу «Орион-Э» на выставке предлагались управляемые ракеты «Вихрь» и свободно падающие бомбы. На мировом рынке к этому комплексу проявляется очень большой интерес, в Дубае мы провели по нему переговоры с представителями нескольких десятков стран, многие из которых уже направили свои заявки на приобретение «Орион-Э».

Кроме того, на выставке мы провели мировую премьеру наземного пункта управления — нового автоматизированного рабочего места оператора управления группой беспилотников. Особенность в том, что с одного рабочего места одному оператору можно управлять сразу четырьмя беспилотниками, при этом нагрузка на оператора значительно снижена за счёт применения технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности. Новая система позволяет оператору вместо непосредственного управления беспилотниками выполнять только верхнее целеполагание. Основные операции, связанные с контролем за выполнением полёта, управлением системами, решением целевой задачи, взаимодействием между бортами внутри группы БЛА, исполняет компьютер.

Иными словами, оператор не должен самостоятельно искать цели в видеопотоке, машина подскажет ему информативные элементы, на которые стоит обратить внимание. А вместо того, чтобы руками строить маршрут полёта, указывая на карте каждую точку, он просто наносит зону поиска, а БЛА уже сами определят оптимальный порядок выполнения поставленной задачи с учётом сил и средств противника, условий рельефа и метеорологической обстановки. При этом они ещё и «договариваются» между собой о разделении «обязанностей»
и приоритетов при решении поставленной задачи.

Это новый этап в развитии управления беспилотниками, что сделает их более самостоятельными. Такой подход позволит российским беспилотникам стать полуавтономными, а не автоматически управляемыми»
.





























«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов