НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
AIRSHOW CHINA 2024
В середине ноября прошлого года в китайском городе Чжухае на территории выставочного комплекса China International Aviation & Aerospace Exhibition Center прошла 15-я Международная авиационно-космическая выставка Airshow China 2024 — крупнейшая в КНР и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, одна из ведущих в мире. И хотя Airshow China сосредоточена в первую очередь на демонстрации достижений китайской авиационной промышленности (которая активно и по нарастающей развивается), российское участие в китайском авиасалоне стало объективно одним из самых ярких. Организатором российского участия на выставке в Чжухае выступило АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию Ростех).


Международная авиационно-космическая выставка Airshow China проводится с 1996 года один раз в два года под патронажем Государственного совета Китайской Народной Республики, а также Министерства гражданской авиации, Министерства авиационной промышленности, Совета по содействию международной торговле и Правительства города Чжухай.

Airshow China 2024 стала рекордной в истории выставки как по количеству участников, так и по масштабам посетителей (160 тыс. только в один из дней!). В выставке приняли участие более 900 компаний из 50 стран и регионов. Тематика экспозиции — гражданские и военные самолёты, аэродромная техника, космические технологии, наземное оборудование, ракетные и авиационные двигатели, ракеты и авиационное вооружение, системы навигации и контроля полётов, аэропортовое оборудование.

Как уже было сказано, масштабный показ новейших образцов российской авиационной, вертолётной техники и средств ПВО на Международной авиационно-космической выставке Airshow China 2024 организовало АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию Ростех). Накануне открытия выставки в Чжухае генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев отмечал: «Airshow China — одно из крупнейших событий для гражданских и военных авиаcтроителей всего мира. Для Рособоронэкспорта этот авиасалон — знаковое мероприятие. Российский спецэкспортёр, образованный 4 ноября 2000 года, начал свою выставочную деятельность именно в Чжухае».

Руководитель компании представил и основные российские экспонаты на Airshow China 2024. «Организуемая Рособоронэкспортом российская экспозиция на Airshow China в 2024 году выделяется богатой линейкой демонстрируемых образцов вооружения и военной техники, — отметил Александр Михеев. — Впервые за рубежом в лётной программе примет участие истребитель 5-го поколения Су-57Э, будут представлены новейшие управляемые ракеты и авиабомбы, а также новое вооружение для лучшего в своём классе боевого разведывательно-ударного вертолёта Ка-52Э».

В составе единой российской экспозиции свою продукцию представляли в Чжухае более 20 ведущих оборонных предприятий страны, специализирующихся на разработке и производстве военных самолётов, вертолётов, авиационных средств поражения, систем и комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, радиоэлектронной борьбы, двигателей и авионики.

В сегменте боевой авиации участники и гости авиасалона могли познакомиться с перспективным многофункциональным истребителем Су-57Э, который принимал также участие в лётной программе выставки. Это были первые (!) показательные полёты разработанного и производимого входящим в Ростех ПАО «ОАК» истребителя 5-го поколения за рубежом. Полёты прошли с огромным успехом. Кроме того, огромный интерес уже по традиции вызвала группа «Русские витязи», которая продемонстрировала фигуры высшего пилотажа на истребителях типа Су-35.

Помимо участия в лётной программе, Су-57Э был выставлен и на статической стоянке вместе с созданными для него Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» новейшими авиационными средствами поражения. Причём эти новейшие разработки могут быть включены в состав комплексов авиационного вооружения истребителей и поколения 4++, и поколения 5 как российского, так и иностранного производства.

В числе новинок — многофункциональная малозаметная высокоточная крылатая ракета нового поколения Х-69 и впервые продемонстрированная за рубежом противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, управляемая ракета «Гром-Э1», авиационные бомбы: корректируемая К08БЭ и управляемая планирующая УПАБ-1500Б-Э.

На выставке в Чжухае был также представлен боевой разведывательно-ударный вертолёт Ка-52Э. Рособоронэкспорт продемонстрировал возможность интеграции в состав его комплекса вооружения тактической противокорабельной ракеты Х-35УЭ, предназначенной для поражения боевых кораблей и транспортных судов, а также впервые представленной за пределами России авиационной модульной управляемой ракеты Х-38МЛЭ, поражающей объекты инфраструктуры, высокопрочные наземные объекты и надводные цели в прибрежной полосе.

В сегменте противовоздушной обороны Рособоронэкспорт представил участникам и гостям салона зенитную ракетную систему С-350Е «Витязь» от Концерна ВКО «Алмаз – Антей», которая в реальных боевых условиях показала высокую способность к поражению широкого спектра воздушных целей, в том числе в полностью автоматическом режиме.

На авиасалоне Airshow China 2024 Рособоронэкспорт продолжил продвижение уникального проекта по созданию в структуре вооруженных сил иностранных партнёров подразделений воздушно-десантных войск. В рамках этого предложения компания представила самолёт-заправщик Ил-78МК-90А (способный конвертироваться в военно-транспортный самолёт), боевую машину десанта БМД-4М и модернизированную 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25. Причём данная бронетехника воздушно-десантных войск может десантироваться парашютным способом.

В рамках деловой программы Airshow China 2024 Рособоронэкспорт провёл встречи и переговоры с представителями Народно-освободительной армии Китая и делегациями дружественных России стран по вопросам сотрудничества и укрепления военно-технического потенциала.

Одним из ключевых участников Airshow China 2024 стала Объединённая авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», в составе Госкорпорации Ростех). Её главным экспонатом стал уже отмеченный неоднократно в тексте перспективный многофункциональный истребитель 5-го поколения Су-57Э, впервые представленный за рубежом. Стендовая экспозиция ПАО «ОАК» также во многом была посвящена Су-57 — достаточно сказать, что на ней был установлен интерактивный тренажёр Су-57Э с применением виртуальной реальности, на котором все желающие могли почувствовать себя пилотом новейшего истребителя-сенсации.

В комментариях представителей ОАК в Чжухае прозвучало, что Корпорация постоянно наращивает объёмы производства самолётов Су-57 и готова предложить этот самолёт своим зарубежным партнёрам. Наличие у России истребителя 5-го поколения — показатель технологического суверенитета и высокого уровня науки и технологий нашей страны. Символично, что ровно 10 лет назад на этой же выставке был показан Су-35. С тех пор самолёт нашёл своих заказчиков во многих странах мира.

Отметим, что страны Юго-Восточной Азии являются давними и надёжными партнёрами российских авиастроителей. Многие страны региона успешно эксплуатируют российскую авиационную технику. В этой связи у Корпорации на салоне сложилась очень плотная программа переговоров по обсуждению вопросов международного сотрудничества. Как было отмечено в релизе ПАО «ОАК», «Россия и Китай являются давними партнёрами в авиации и намерены продолжать сотрудничество во всех сегментах».

Отдельных слов заслуживает прошедшая на Airshow China 2024 мировая премьера Су-57Э, который вызвал огромное количество позитивных и просто восторженных откликов в международных СМИ и мировой блогосфере. Многофункциональный Су-57 предназначен для поражения любых целей на земле, воде и в воздухе. Он обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и оснащён совершенным вооружением, размещённым внутри фюзеляжа. Радиопоглощающее покрытие делает истребитель малозаметным. Бортовые системы самолёта способны брать на себя часть функций пилота.

Су-57 был представлен на статической стоянке, и очередь к нему каждый день выстраивалась просто огромная. Ещё один — Су-57Э —принимал участие в программе полётов, и его сольные пируэты в небе над Чжухаем вызывали откровенный восторг специалистов и обычных посетителей.

Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Бабич на авиасалоне в Чжухае отметил, что в ФСВТС России от иностранных заказчиков поступают запросы на закупку российских многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57. По его словам, интерес зарубежных стран к этому самолёту очень высок, российская сторона готова пойти им навстречу.

А, например, научный сотрудник Института исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии при Китайской академии общественных наук Чжан Хун подчёркивает: «Россия продемонстрировала свой новейший стелс-истребитель Су-57 на авиасалоне в Чжухае, что, прежде всего, отражает высокий уровень стратегического доверия между Китаем и Россией. Истребитель-невидимка — один из самых важных военных секретов для любой крупной державы, и его не стали бы открыто демонстрировать, если бы отношения не основывались на реальном стратегическом партнёрстве и доверии.

Во-вторых, участие Су-57 в Чжухае также говорит о положительном настрое России к военному и техническому сотрудничеству с Китаем. Россия как великая военная держава обладает передовыми технологиями, многим из которых можно учиться, например в области ядерных, подводных и авиационных технологий. Участие России в авиасалоне в Чжухае подчёркивает её стремление углубить сотрудничество с Китаем в сфере военных технологий.

В-третьих, Чжухайский авиасалон — это важная международная платформа для демонстрации военной техники. Как показали боевые действия, истребитель Су-57 показал хорошие результаты. Участие Су-57 в авиасалоне свидетельствует об изменении политики России в отношении экспорта этой техники, и в будущем не исключается возможность продажи Су-57 другим странам»
.

Холдинг «Вертолёты России» Госкорпорации Ростех представил на выставке Airshow China многоцелевой вертолёт Ка-32А11ВС. Винтокрылая машина используется для тушения пожаров, поисково-спасательных операций, санитарной эвакуации, а также для ликвидации разливов нефти на водной поверхности. Воздушные суда этого типа широко эксплуатируются китайскими авиакомпаниями. При этом возможна модернизация вертолётов до уровня Ка-32А11М, что сделает их ещё более эффективными. Отметим, что сегодня в КНР уже работают несколько десятков Ка-32А11ВС. Представленный на выставке пожарный вариант вертолёта принадлежит одному из китайских эксплуатантов.

«Российская вертолётная промышленность предлагает на международных рынках конкурентоспособные вертолёты, востребованные широким кругом заказчиков по всему миру. В частности, в Китае эксплуатируются наши вертолёты семейства Ми-8/17, Ка-32, гиганты Ми-26ТС. Среди двухдвигательных вертолётов доля российских в КНР превышает 30 %. Многоцелевые Ка-32А11ВС, один из которых представлен на выставке, активно используются для тушения пожаров. При этом по желанию эксплуатанта холдинг «Вертолёты России» может модернизировать Ка-32А11ВС до уровня Ка-32А11М путём установки новых двигателей, вспомогательной силовой установки и нового комплекса БРЭО. Это обеспечит повышение эффективности и возможностей этого вертолёта. Также машины опционально снабжаются новейшей российской системой пожаротушения СП-32, которая может действовать даже при минусовых температурах», — рассказали в Ростехе.

Вертолёты линейки Ка-32 эксплуатируются в КНР с 2009 года. Ка-32А11ВС отличается традиционной для российских летательных аппаратов надёжностью, простотой эксплуатации и технического обслуживания, а также меньшей, чем у конкурентов, стоимостью лётного часа. В противопожарном варианте вертолёт оснащается водосливными устройствами ёмкостью 5 тонн и системой пожаротушения. Горизонтальная система тушения обеспечивает возможность борьбы с возгораниями в высотных зданиях. Благодаря соосной схеме Ка-32А11ВС также отличается высокой манёвренностью.

Модернизированная версия вертолёта Ка-32А11М получила новые двигатели ВК-2500ПС-02, обновлённое бортовое оборудование и так называемую «стеклянную кабину», которая упрощает работу экипажа. Новая версия имеет увеличенные возможности при аварийно-спасательных операциях, высотно-монтажных работах, борьбе с пожарами на горной и равнинной местности, а также в городах. В частности, Ка-32А11М оснащён новым комплексом радиоэлектронного оборудования, который позволяет проводить полёты в любое время суток. Кроме того, вертолёты Ка-32 могут обеспечивать пожарную безопасность судов и проводить аварийно-спасательные операции в отдалении от суши с базированием на кораблях.

Новейшая российская система пожаротушения СП-32 позволяет набирать 4 тонны воды всего за минуту и эффективно расходовать её за счёт изменения углов открытия створок. Главная особенность — электрообогрев даёт возможность бороться с огнём даже в мороз — до –20 градусов по Цельсию.

Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представила на Airshow China 2024 новейшие разработки для самолётов, вертолётов и беспилотной авиации. В Китае состоится мировая премьера двигателя 5-го поколения 177С, который имеет высокую эффективность и увеличивает дальность полёта самолётов.

Новейший двигатель 177С для самолётов имеет улучшенные характеристики и относится к 5-му поколению. Сниженный на всех режимах работы расход топлива позволяет уменьшить эксплуатационные расходы. Кроме того, двигатель обеспечивает увеличенное энергопотребление для питания электронных систем современных самолётов. Силовая установка также увеличивает их дальность полёта.

В своей экспозиции ОДК также впервые продемонстрировала зарубежным партнёрам полноразмерные макеты новых двигателей АЛ-31ФН серии 5 и СМ-100. При их создании используются технологии и материалы, характерные для двигателей 5-го поколения.

Двигатель СМ-100 разработан в размерности АИ-225-25 и при этом имеет меньший вес, а также увеличенную на треть тягу — до 3300 кгс. Новые конструкторские решения позволяют существенно увеличить ресурс двигателя при снижении требований по тяге, что сокращает эксплуатационные расходы. Более того, на базе двигателя СМ-100 может быть создана модификация для высотных беспилотных летательных аппаратов.

Серийные двигатели семейства АЛ-31Ф/ФН/ФП получили модернизированный облик — серию 5. Новая модификация двигателя АЛ-31ФН, которую впервые представила ОДК, разработана специально для однодвигательных самолётов и обладает повышенной надёжностью. Применение двигателя расширит потенциал самолётов по дальности и высотности полёта. Это обеспечивается повышенной до 14 тыс. кгс тягой на взлётном режиме и сниженным на 6 % расходом топлива.

«Конструкторы ОДК при создании современных двигателей используют новейшие технологии и материалы, и что главное — новые подходы. Представленные в Китае двигатели по многим характеристикам можно отнести к 5-му поколению. Более того, прорывные конструкторские решения позволяют оптимизировать их под требования заказчиков и расширять набор опций. Несомненное преимущество новых российских двигателей — это возможность модернизировать двигатели прошлых поколений до самой современной версии во время капитального ремонта. При этом можно увеличить их ресурс или тягу», — отметил генеральный директор ОДК Александр Грачёв.

На выставке ОДК показала также полноразмерный макет нового двигателя ВК-1600В для средних вертолётов и турбовинтовой ТВ7-117СТ-01 для самолётов региональной авиации. Представлена была и гибридно-электрическая силовая установка, созданная на основе нового авиационного двигателя ВК-650В. Также в экспозиции был представлен российской двигателестроительной корпорации — модернизированный турбореактивный РД-93МА с улучшенными эксплуатационными характеристиками: тяга увеличена на 400 кгс, а назначенный ресурс — на треть.

Кроме того, впервые за рубежом была представлена полноразмерная лопатка вентилятора ПД-35 из полимерных композиционных материалов. Она имеет вес на 30 % меньше, чем изготовленная из титана. Конструкторы ОДК разработали первый в России двигатель-демонстратор технологий ПД-35 и при его создании применили новейшие технологии материалы. Во время испытаний он подтвердил устойчивую работу при достижении проектной тяги 35 тонн.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Госкорпорацию Ростех) представил в Чжухае передовые авиационные системы для модернизации современных самолётов и вертолётов, в том числе лазерную станцию оптико-электронного подавления из состава бортового комплекса обороны вертолётов и самолётов «Президент-С», усовершенствованную с учётом опыта работы в зоне СВО.

Станция «Президент-С» предназначена для защиты летательных аппаратов от поражения авиационными и наземными средствами с оптической системой наведения. Благодаря модернизации комплекса была значительно расширена номенклатура подавляемых системой средств поражения противника.

«КРЭТ показывает на выставке за рубежом лазерную станцию оптико-электронного подавления из состава уже зарекомендовавшего себя на рынке комплекса бортовой обороны «Президент-С». Наши специалисты усовершенствовали их с учётом опыта применения в зоне СВО, который мы получаем практически в режиме реального времени», — подчеркнул генеральный директор КРЭТ Александр Пан.

Также концерн представил систему измерения воздушных параметров вертолёта Ка-52. Изделие предназначено для определения полного набора данных о полёте вертолёта на всех режимах.

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех в ходе Airshow China 2024 в Чжухае впервые за рубежом продемонстрировал инфракрасную камеру, способную «видеть» в любых погодных условиях и в любое время суток на десятки километров. Изделие может применяться в системах наблюдения разного назначения, в том числе в ходе спасательных операций на воде.

Представленная камера УТК-4 работает в ближнем инфракрасном диапазоне (SWIR) 0,95-1,65 мкм. Отражённые от обнаруженных объектов фотоны считывает специальный телевизионный датчик в герметичном корпусе, внутри которого в вакууме находится чувствительный к излучению фотокатод и электронно-чувствительная матрица. Это позволило сократить количество шумовых помех и увеличить разрешающую способность.

Камера может синхронизоваться с лазерной подсветкой, что позволяет подавить передний и задний планы изображения. Система обнаруживает объекты на большом расстоянии и формирует изображение с высоким разрешением даже в полной темноте, в условиях тумана, дождя или пылевых бурь.

Кроме ИК-камеры, «Росэлектроника» представила на выставке ультрафиолетовую телекамеру УТК-УФ2, фотоэлектронные умножители для фотометрии, а также радиационно стойкие видикон и фотоприёмник на основе ПЗС-матрицы для применения в радиационно стойких телесистемах.

Список собственно китайских новинок и инноваций на Airshow China в 2024 огромен, но на некоторых разработках стоит остановиться. И прежде всего это касается представленной в Чжухае модернизированной версии J-20S — двухместного многоцелевого истребителя-невидимки 5-го поколения, средней и большой дальности с двумя креслами в кабине. Согласно рекламной информации, новая модификация истребителя обладает улучшенными возможностями для перехвата БЛА различного класса, в том числе с возможностью блокировать канал связи между БЛА и самолётом управления, если такая система противником налажена. В Китае заявляют, что это первый в мире двухместный стелс-истребитель, обладающий такими боевыми и пилотажными способностями.

Нельзя не отметить, что буквально накануне Airshow China 2024 в Китае прошла официальная презентация истребителя 5-го поколения J-35A, который внешне во многом схож с американским F-35. Однако авиационные эксперты подчёркивают, что, несмотря на очевидное влияние F-35, новейший китайский стелс-истребитель не является копией.

J-35A обладает собственными отличительными характеристиками и возможностями, что свидетельствует о растущем опыте Китая в области военной авиации. Напомним, что история J-35 берёт начало в 2010 году, когда он был известен под обозначением FC-31. J-35A оснащён не одним, а двумя двигателями, его электронно-оптическая система наведения (EOTS) установлена иначе, а общие габариты заметно меньше по сравнению с F-35. Кроме того, J-35A получил продвинутую систему, способную временно уменьшать радарную заметность самолёта при необходимости, а также широкоугольный индикатор на лобовом стекле (HUD) в кабине пилота. Однако самое важное заключается в том, что производство этого истребителя должно быть значительно дешевле.

Кстати сказать, в Чжухае на выставке китайцы представили макет своего будущего истребителя 6-го поколения Baidi-B («Белый император»). Предполагается: что этот истребитель сможет выполнять полёты и в самых верхних — уже практически космических — слоях атмосферы. Как пишет китайская пресса, «Байди» является частью проекта «Наньтяньмэнь», национальной программы исследований и разработок, ориентированной на технологии будущего и интеграции атмосферных и космических миссий. «Байди» теоретически способен достичь линии Кармана, расположенной примерно в 100 км над Землёй. При всей рекламности перспективных заявлений о сроках воплощения данной инновации речь не идет. В этой связи многие эксперты выражают сомнение в реализуемости этой программы.

Большое внимание на выставке китайские производители уделили БЛА широкой линейки применения. Китай стремится стать ведущим мировым производителем дронов. Среди представленных на выставке в Чжухае новинок — крупноразмерный вооруженный новейший разведывательный дрон CH-9 с дальностью полёта с вооружением до 11,5 тыс. км. Длина корпуса БЛА — 12 м, при этом размах крыльев — 25 м. Максимальная взлётная масса — 5 тонн. Помимо выполнения разведывательных функций, аппарат способен обнаруживать и уничтожать цели противника. Беспилотник способен непрерывно находиться в воздухе до 40 часов. Максимальная высота полёта данного БПЛА — 11 километров

Также была впервые представлена новейшая малоразмерная версия беспилотника дальнего радиолокационного обнаружения CH-7. Это малозаметный аппарат, способный выполнять задачи раннего предупреждения и радиоэлектронной борьбы. Данный дрон — «глаза» других боевых машин, например истребителей и бомбардировщиков.

Ещё одной яркой премьерой БЛА стал разведывательно-ударный SS-UAV Jiutian. Его предполагаемая масса Jiutian составляет порядка 10 тонн. Специалисты предполагают, что одной из задач нового дрона станет «роевое» применение малогабаритных БЛА. Кроме того, Jiutian может работать и в качестве «воздушного ЗРК», который способен обнаруживать вражеские дроны и поражать их уже собственными ударными дронами-камикадзе.

Среди представленных китайцами на выставке новейших средств поражения специалисты особо выделяют высокоточную гиперзвуковую противокорабельную ракету YJ-21. Как свидетельствует реклама ракеты, на среднем участке своей траектории крейсерская скорость YJ-21 составляет более 6 Махов, а на конечном участке — 10 Махов. Эта высокая скорость сочетается с маневрированием, что сильно затрудняет перехват, делая его маловероятным. Ракета оснащена сложной инерциальной навигационной системой (ИНС), интегрированной со спутниковым наведением. Это обеспечивает ей высокую точность при дальности до 1,5 тыс. км.

YJ-21 может запускаться как с помощью вертикальных пусковых установок эсминцев 055 Renhai, стоящих на вооружении НОАК, так и с борта стратегических ракетоносцев H-6K, которые являются китайской версией советских Ту-16. Эксперты отмечают, что внешне и по характеристикам ракета напоминает российский «Кинжал».





«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2025 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов