В середине ноября прошлого года в китайском городе
Чжухае на территории выставочного комплекса China
International Aviation & Aerospace Exhibition Center прошла
15-я Международная авиационно-космическая выставка Airshow
China 2024 — крупнейшая в КНР и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе в целом, одна из ведущих в мире. И хотя Airshow
China сосредоточена в первую очередь на демонстрации
достижений китайской авиационной промышленности (которая
активно и по нарастающей развивается), российское участие в
китайском авиасалоне стало объективно одним из самых ярких.
Организатором российского участия на выставке в Чжухае
выступило АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию
Ростех).
Международная авиационно-космическая выставка Airshow China
проводится с 1996 года один раз в два года под патронажем
Государственного совета Китайской Народной Республики, а
также Министерства гражданской авиации, Министерства
авиационной промышленности, Совета по содействию
международной торговле и Правительства города Чжухай.
Airshow China 2024 стала рекордной в истории выставки как по
количеству участников, так и по масштабам посетителей (160
тыс. только в один из дней!). В выставке приняли участие
более 900 компаний из 50 стран и регионов.
Тематика
экспозиции — гражданские и военные самолёты, аэродромная
техника, космические технологии, наземное оборудование,
ракетные и авиационные двигатели, ракеты и авиационное
вооружение, системы навигации и контроля полётов,
аэропортовое оборудование.
Как уже было сказано, масштабный показ новейших образцов
российской авиационной, вертолётной техники и средств ПВО на
Международной авиационно-космической выставке Airshow China
2024 организовало АО «Рособоронэкспорт» (входит в
Госкорпорацию Ростех). Накануне открытия выставки в Чжухае
генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев
отмечал:
«Airshow China — одно из крупнейших событий для
гражданских и военных авиаcтроителей всего мира. Для
Рособоронэкспорта этот авиасалон — знаковое мероприятие.
Российский спецэкспортёр, образованный 4 ноября 2000 года,
начал свою выставочную деятельность именно в Чжухае».
Руководитель компании представил и основные российские
экспонаты на Airshow China 2024.
«Организуемая Рособоронэкспортом российская экспозиция на Airshow China в
2024 году выделяется богатой линейкой демонстрируемых
образцов вооружения и военной техники, —
отметил Александр
Михеев. —
Впервые за рубежом в лётной программе примет
участие истребитель 5-го поколения Су-57Э, будут
представлены новейшие управляемые ракеты и авиабомбы, а
также новое вооружение для лучшего в своём классе боевого
разведывательно-ударного вертолёта Ка-52Э».
В составе единой российской экспозиции свою продукцию
представляли в Чжухае более 20 ведущих оборонных предприятий
страны, специализирующихся на разработке и производстве
военных самолётов, вертолётов, авиационных средств
поражения, систем и комплексов противовоздушной и
противоракетной обороны, радиоэлектронной борьбы, двигателей
и авионики.
В сегменте боевой авиации участники и гости авиасалона могли
познакомиться с перспективным
многофункциональным
истребителем Су-57Э, который принимал также участие в лётной
программе выставки. Это были первые (!) показательные полёты
разработанного и производимого входящим в Ростех ПАО «ОАК»
истребителя 5-го поколения за рубежом. Полёты прошли с
огромным успехом.
Кроме того, огромный интерес уже по
традиции вызвала группа «Русские витязи», которая
продемонстрировала фигуры высшего пилотажа на истребителях
типа Су-35.
Помимо участия в лётной программе,
Су-57Э был выставлен и на
статической стоянке вместе с созданными для него Корпорацией
«Тактическое ракетное вооружение» новейшими авиационными
средствами поражения. Причём эти новейшие разработки могут
быть включены в состав комплексов авиационного вооружения
истребителей и поколения 4++, и поколения 5 как российского,
так и иностранного производства.
В числе новинок — многофункциональная малозаметная
высокоточная
крылатая ракета нового поколения Х-69 и впервые
продемонстрированная за рубежом
противорадиолокационная
ракета Х-58УШКЭ,
управляемая ракета «Гром-Э1»,
авиационные
бомбы: корректируемая К08БЭ и
управляемая планирующая
УПАБ-1500Б-Э.
На выставке в Чжухае был также представлен
боевой
разведывательно-ударный вертолёт Ка-52Э. Рособоронэкспорт
продемонстрировал возможность интеграции в состав его
комплекса вооружения тактической
противокорабельной ракеты
Х-35УЭ, предназначенной для поражения боевых кораблей и
транспортных судов, а также впервые представленной за
пределами России авиационной модульной управляемой ракеты
Х-38МЛЭ, поражающей объекты инфраструктуры, высокопрочные
наземные объекты и надводные цели в прибрежной полосе.
В сегменте противовоздушной обороны Рособоронэкспорт
представил участникам и гостям салона
зенитную ракетную
систему С-350Е «Витязь» от Концерна ВКО «Алмаз – Антей»,
которая в реальных боевых условиях показала высокую
способность к поражению широкого спектра воздушных целей, в
том числе в полностью автоматическом режиме.
На авиасалоне Airshow China 2024 Рособоронэкспорт продолжил
продвижение уникального проекта по созданию в структуре
вооруженных сил иностранных партнёров подразделений
воздушно-десантных войск. В рамках этого предложения
компания представила
самолёт-заправщик Ил-78МК-90А
(способный конвертироваться в военно-транспортный самолёт),
боевую машину десанта БМД-4М и модернизированную 125-мм
самоходную противотанковую пушку 2С25. Причём данная
бронетехника воздушно-десантных войск может десантироваться
парашютным способом.
В рамках деловой программы Airshow China 2024
Рособоронэкспорт провёл встречи и переговоры с
представителями Народно-освободительной армии Китая и
делегациями дружественных России стран по вопросам
сотрудничества и укрепления военно-технического потенциала.
Одним из ключевых участников Airshow China 2024 стала
Объединённая авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», в
составе Госкорпорации Ростех). Её главным экспонатом стал
уже отмеченный неоднократно в тексте перспективный
многофункциональный
истребитель 5-го поколения Су-57Э,
впервые представленный за рубежом. Стендовая экспозиция ПАО
«ОАК» также во многом была посвящена
Су-57 — достаточно
сказать, что на ней был установлен
интерактивный тренажёр
Су-57Э с применением виртуальной реальности, на котором все
желающие могли почувствовать себя пилотом новейшего
истребителя-сенсации.
В комментариях представителей ОАК в Чжухае
прозвучало, что
Корпорация постоянно наращивает объёмы производства
самолётов Су-57 и готова предложить этот самолёт своим
зарубежным партнёрам. Наличие у России истребителя 5-го
поколения — показатель технологического суверенитета и
высокого уровня науки и технологий нашей страны. Символично,
что ровно 10 лет назад на этой же выставке был показан
Су-35. С тех пор самолёт нашёл своих заказчиков во многих
странах мира.
Отметим, что страны Юго-Восточной Азии являются давними и
надёжными партнёрами российских авиастроителей. Многие
страны региона успешно эксплуатируют российскую авиационную
технику. В этой связи у Корпорации на салоне сложилась очень
плотная программа переговоров по обсуждению вопросов
международного сотрудничества. Как было отмечено в релизе ПАО «ОАК», «Россия и Китай являются давними партнёрами в
авиации и намерены продолжать сотрудничество во всех
сегментах».
Отдельных слов заслуживает прошедшая на Airshow China 2024
мировая премьера
Су-57Э, который вызвал огромное количество
позитивных и просто восторженных откликов в международных
СМИ и мировой блогосфере.
Многофункциональный Су-57
предназначен для поражения любых целей на земле, воде и в
воздухе. Он обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и
оснащён совершенным вооружением, размещённым внутри
фюзеляжа. Радиопоглощающее покрытие делает истребитель
малозаметным. Бортовые системы самолёта способны брать на
себя часть функций пилота.
Су-57 был представлен на статической стоянке, и очередь к
нему каждый день выстраивалась просто огромная. Ещё один —
Су-57Э —принимал участие в программе полётов, и его сольные
пируэты в небе над Чжухаем вызывали откровенный восторг
специалистов и обычных посетителей.
Заместитель директора Федеральной службы по
военно-техническому сотрудничеству Михаил Бабич на
авиасалоне в Чжухае
отметил, что в ФСВТС России от
иностранных заказчиков поступают запросы на закупку
российских многофункциональных истребителей 5-го поколения
Су-57.
По его словам, интерес зарубежных стран к этому
самолёту очень высок, российская сторона готова пойти им
навстречу.
А, например,
научный сотрудник Института исследований
России, Восточной Европы и Центральной Азии при Китайской
академии общественных наук Чжан Хун подчёркивает:
«Россия продемонстрировала свой новейший стелс-истребитель
Су-57 на авиасалоне в Чжухае, что, прежде всего, отражает
высокий уровень стратегического доверия между Китаем и
Россией. Истребитель-невидимка — один из самых важных
военных секретов для любой крупной державы, и его не стали
бы открыто демонстрировать, если бы отношения не
основывались на реальном стратегическом партнёрстве и
доверии.
Во-вторых, участие Су-57 в Чжухае также говорит о
положительном настрое России к военному и техническому
сотрудничеству с Китаем. Россия как великая военная держава
обладает передовыми технологиями, многим из которых можно
учиться, например в области ядерных, подводных и авиационных
технологий. Участие России в авиасалоне в Чжухае
подчёркивает её стремление углубить сотрудничество с Китаем
в сфере военных технологий.
В-третьих, Чжухайский авиасалон — это важная международная
платформа для демонстрации военной техники. Как показали
боевые действия, истребитель Су-57 показал хорошие
результаты. Участие Су-57 в авиасалоне свидетельствует об
изменении политики России в отношении экспорта этой техники,
и в будущем не исключается возможность продажи Су-57 другим
странам».
Холдинг «Вертолёты России» Госкорпорации Ростех представил
на выставке Airshow China многоцелевой
вертолёт Ка-32А11ВС.
Винтокрылая машина используется для тушения пожаров,
поисково-спасательных операций, санитарной эвакуации, а
также для ликвидации разливов нефти на водной поверхности.
Воздушные суда этого типа широко эксплуатируются китайскими
авиакомпаниями. При этом возможна модернизация вертолётов до
уровня
Ка-32А11М, что сделает их ещё более эффективными.
Отметим, что сегодня в КНР уже работают несколько десятков
Ка-32А11ВС. Представленный на выставке пожарный вариант
вертолёта принадлежит одному из китайских эксплуатантов.
«Российская вертолётная промышленность предлагает на
международных рынках конкурентоспособные вертолёты,
востребованные широким кругом заказчиков по всему миру. В
частности, в Китае эксплуатируются наши вертолёты семейства
Ми-8/17, Ка-32, гиганты Ми-26ТС. Среди двухдвигательных
вертолётов доля российских в КНР превышает 30 %.
Многоцелевые Ка-32А11ВС, один из которых представлен на
выставке, активно используются для тушения пожаров. При этом
по желанию эксплуатанта холдинг «Вертолёты России» может
модернизировать Ка-32А11ВС до уровня Ка-32А11М путём
установки новых двигателей, вспомогательной силовой
установки и нового комплекса БРЭО. Это обеспечит повышение
эффективности и возможностей этого вертолёта. Также машины
опционально снабжаются новейшей российской системой
пожаротушения СП-32, которая может действовать даже при
минусовых температурах», —
рассказали в Ростехе.
Вертолёты линейки
Ка-32 эксплуатируются в КНР с 2009 года.
Ка-32А11ВС отличается традиционной для российских
летательных аппаратов надёжностью, простотой эксплуатации и
технического обслуживания, а также меньшей, чем у
конкурентов, стоимостью лётного часа. В противопожарном
варианте вертолёт оснащается водосливными устройствами
ёмкостью 5 тонн и системой пожаротушения. Горизонтальная
система тушения обеспечивает возможность борьбы с
возгораниями в высотных зданиях. Благодаря соосной схеме
Ка-32А11ВС также отличается высокой манёвренностью.
Модернизированная версия
вертолёта Ка-32А11М получила новые
двигатели ВК-2500ПС-02, обновлённое бортовое оборудование и
так называемую «стеклянную кабину», которая упрощает работу
экипажа. Новая версия имеет увеличенные возможности при
аварийно-спасательных операциях, высотно-монтажных работах,
борьбе с пожарами на горной и равнинной местности, а также в
городах.
В частности,
Ка-32А11М оснащён новым комплексом
радиоэлектронного оборудования, который позволяет проводить
полёты в любое время суток.
Кроме того, вертолёты Ка-32
могут обеспечивать пожарную безопасность судов и проводить
аварийно-спасательные операции в отдалении от суши с
базированием на кораблях.
Новейшая российская
система пожаротушения СП-32 позволяет
набирать 4 тонны воды всего за минуту и эффективно
расходовать её за счёт изменения углов открытия створок.
Главная особенность — электрообогрев даёт возможность
бороться с огнём даже в мороз — до –20 градусов по Цельсию.
Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации
Ростех представила на Airshow China 2024 новейшие разработки
для самолётов, вертолётов и беспилотной авиации. В Китае
состоится мировая премьера
двигателя 5-го поколения 177С,
который имеет высокую эффективность и увеличивает дальность
полёта самолётов.
Новейший
двигатель 177С для самолётов имеет улучшенные
характеристики и относится к 5-му поколению. Сниженный на
всех режимах работы расход топлива позволяет уменьшить
эксплуатационные расходы. Кроме того, двигатель обеспечивает
увеличенное энергопотребление для питания электронных систем
современных самолётов. Силовая установка также увеличивает
их дальность полёта.
В своей экспозиции ОДК также впервые продемонстрировала
зарубежным партнёрам полноразмерные макеты новых
двигателей
АЛ-31ФН серии 5 и СМ-100. При их создании используются
технологии и материалы, характерные для двигателей 5-го
поколения.
Двигатель СМ-100 разработан в размерности АИ-225-25 и при
этом имеет меньший вес, а также увеличенную на треть тягу —
до 3300 кгс. Новые конструкторские решения позволяют
существенно увеличить ресурс двигателя при снижении
требований по тяге, что сокращает эксплуатационные расходы.
Более того, на базе двигателя СМ-100 может быть создана
модификация для высотных беспилотных летательных аппаратов.
Серийные
двигатели семейства АЛ-31Ф/ФН/ФП получили
модернизированный облик — серию 5. Новая модификация
двигателя АЛ-31ФН, которую впервые представила ОДК,
разработана специально для однодвигательных самолётов и
обладает повышенной надёжностью. Применение двигателя
расширит потенциал самолётов по дальности и высотности
полёта. Это обеспечивается повышенной до 14 тыс. кгс тягой
на взлётном режиме и сниженным на 6 % расходом топлива.
«Конструкторы ОДК при создании современных двигателей
используют новейшие технологии и материалы, и что главное —
новые подходы. Представленные в Китае двигатели по многим
характеристикам можно отнести к 5-му поколению. Более того,
прорывные конструкторские решения позволяют оптимизировать
их под требования заказчиков и расширять набор опций.
Несомненное преимущество новых российских двигателей — это
возможность модернизировать двигатели прошлых поколений до
самой современной версии во время капитального ремонта. При
этом можно увеличить их ресурс или тягу», —
отметил
генеральный директор ОДК Александр Грачёв.
На выставке ОДК показала также полноразмерный макет нового
двигателя ВК-1600В для средних вертолётов и
турбовинтовой
ТВ7-117СТ-01 для самолётов региональной авиации.
Представлена была и гибридно-электрическая силовая
установка, созданная на основе нового авиационного двигателя
ВК-650В. Также в экспозиции был представлен российской
двигателестроительной корпорации — модернизированный
турбореактивный РД-93МА с улучшенными эксплуатационными
характеристиками: тяга увеличена на 400 кгс, а назначенный
ресурс — на треть.
Кроме того, впервые за рубежом была представлена
полноразмерная лопатка
вентилятора ПД-35 из полимерных
композиционных материалов. Она имеет вес на 30 % меньше, чем
изготовленная из титана. Конструкторы ОДК разработали первый
в России двигатель-демонстратор технологий
ПД-35 и при его
создании применили новейшие технологии материалы. Во время
испытаний он подтвердил устойчивую работу при достижении
проектной тяги 35 тонн.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в
Госкорпорацию Ростех) представил в Чжухае передовые
авиационные системы для модернизации современных самолётов и
вертолётов, в том числе лазерную станцию оптико-электронного
подавления из состава бортового комплекса обороны вертолётов
и самолётов
«Президент-С», усовершенствованную с учётом
опыта работы в зоне СВО.
Станция «Президент-С» предназначена для защиты летательных
аппаратов от поражения авиационными и наземными средствами с
оптической системой наведения. Благодаря модернизации
комплекса была значительно расширена номенклатура
подавляемых системой средств поражения противника.
«КРЭТ показывает на выставке за рубежом лазерную станцию
оптико-электронного подавления из состава уже
зарекомендовавшего себя на рынке комплекса бортовой обороны
«Президент-С». Наши специалисты усовершенствовали их с
учётом опыта применения в зоне СВО, который мы получаем
практически в режиме реального времени», —
подчеркнул
генеральный директор КРЭТ Александр Пан.
Также концерн представил
систему измерения воздушных
параметров вертолёта Ка-52. Изделие предназначено для
определения полного набора данных о полёте вертолёта на всех
режимах.
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех в ходе Airshow
China 2024 в Чжухае впервые за рубежом продемонстрировал
инфракрасную камеру, способную «видеть» в любых погодных
условиях и в любое время суток на десятки километров.
Изделие может применяться в системах наблюдения разного
назначения, в том числе в ходе спасательных операций на
воде.
Представленная камера УТК-4 работает в ближнем инфракрасном
диапазоне (SWIR) 0,95-1,65 мкм. Отражённые от обнаруженных
объектов фотоны считывает специальный телевизионный датчик в
герметичном корпусе, внутри которого в вакууме находится
чувствительный к излучению фотокатод и
электронно-чувствительная матрица. Это позволило сократить
количество шумовых помех и увеличить разрешающую
способность.
Камера может синхронизоваться с лазерной подсветкой, что
позволяет подавить передний и задний планы изображения.
Система обнаруживает объекты на большом расстоянии и
формирует изображение с высоким разрешением даже в полной
темноте, в условиях тумана, дождя или пылевых бурь.
Кроме ИК-камеры, «Росэлектроника» представила на выставке
ультрафиолетовую телекамеру УТК-УФ2, фотоэлектронные
умножители для фотометрии, а также радиационно стойкие
видикон и фотоприёмник на основе ПЗС-матрицы для применения
в радиационно стойких телесистемах.
Список собственно китайских новинок и инноваций на Airshow
China в 2024 огромен, но на некоторых разработках стоит
остановиться. И прежде всего это касается представленной в
Чжухае модернизированной версии
J-20S — двухместного
многоцелевого истребителя-невидимки 5-го поколения, средней
и большой дальности с двумя креслами в кабине. Согласно
рекламной информации, новая модификация истребителя обладает
улучшенными возможностями для перехвата БЛА различного
класса, в том числе с возможностью блокировать канал связи
между БЛА и самолётом управления, если такая система
противником налажена. В Китае заявляют, что это первый в
мире двухместный стелс-истребитель, обладающий такими
боевыми и пилотажными способностями.
Нельзя не отметить, что буквально накануне Airshow China
2024 в Китае прошла официальная презентация
истребителя 5-го
поколения J-35A, который внешне во многом схож с
американским F-35. Однако авиационные эксперты подчёркивают,
что, несмотря на очевидное влияние F-35, новейший китайский стелс-истребитель не является копией.
J-35A обладает собственными отличительными характеристиками
и возможностями, что свидетельствует о растущем опыте Китая
в области военной авиации. Напомним, что история J-35 берёт
начало в 2010 году, когда он был известен под обозначением
FC-31.
J-35A оснащён не одним, а двумя двигателями, его
электронно-оптическая система наведения (EOTS) установлена
иначе, а общие габариты заметно меньше по сравнению с F-35.
Кроме того, J-35A получил продвинутую систему, способную
временно уменьшать радарную заметность самолёта при
необходимости, а также широкоугольный индикатор на лобовом
стекле (HUD) в кабине пилота. Однако самое важное
заключается в том, что производство этого истребителя должно
быть значительно дешевле.
Кстати сказать, в Чжухае на выставке китайцы представили
макет своего будущего
истребителя 6-го поколения Baidi-B
(«Белый император»). Предполагается: что этот истребитель
сможет выполнять полёты и в самых верхних — уже практически
космических — слоях атмосферы.
Как пишет китайская пресса,
«Байди»
является частью проекта «Наньтяньмэнь», национальной
программы исследований и разработок, ориентированной на
технологии будущего и интеграции атмосферных и космических
миссий. «Байди» теоретически способен достичь линии Кармана,
расположенной примерно в 100 км над Землёй. При всей
рекламности перспективных заявлений о сроках воплощения
данной инновации речь не идет. В этой связи многие эксперты
выражают сомнение в реализуемости этой программы.
Большое внимание на выставке китайские производители уделили
БЛА широкой линейки применения. Китай стремится стать
ведущим мировым производителем дронов. Среди представленных
на выставке в Чжухае новинок — крупноразмерный вооруженный
новейший разведывательный дрон CH-9 с дальностью полёта с
вооружением до 11,5 тыс. км. Длина корпуса БЛА — 12 м, при
этом размах крыльев — 25 м. Максимальная взлётная масса — 5
тонн. Помимо выполнения разведывательных функций, аппарат
способен обнаруживать и уничтожать цели противника.
Беспилотник способен непрерывно находиться в воздухе до 40
часов. Максимальная высота полёта данного БПЛА — 11
километров
Также была впервые представлена новейшая малоразмерная
версия
беспилотника дальнего радиолокационного обнаружения
CH-7. Это малозаметный аппарат, способный выполнять задачи
раннего предупреждения и радиоэлектронной борьбы. Данный дрон — «глаза» других боевых машин, например истребителей и
бомбардировщиков.
Ещё одной яркой премьерой БЛА стал
разведывательно-ударный SS-UAV Jiutian. Его предполагаемая масса Jiutian составляет
порядка 10 тонн. Специалисты предполагают, что одной из
задач нового дрона станет «роевое» применение малогабаритных
БЛА. Кроме того, Jiutian может работать и в качестве
«воздушного ЗРК», который способен обнаруживать вражеские
дроны и поражать их уже собственными ударными
дронами-камикадзе.
Среди представленных китайцами на выставке новейших средств
поражения специалисты особо выделяют высокоточную
гиперзвуковую
противокорабельную ракету YJ-21. Как
свидетельствует реклама ракеты, на среднем участке своей
траектории крейсерская скорость YJ-21 составляет более 6
Махов, а на конечном участке — 10 Махов. Эта высокая
скорость сочетается с маневрированием, что сильно затрудняет
перехват, делая его маловероятным. Ракета оснащена сложной
инерциальной навигационной системой (ИНС), интегрированной
со спутниковым наведением. Это обеспечивает ей высокую
точность при дальности до 1,5 тыс. км.
YJ-21 может запускаться как с помощью вертикальных пусковых
установок эсминцев 055 Renhai, стоящих на вооружении НОАК,
так и с борта стратегических ракетоносцев H-6K, которые
являются китайской версией советских Ту-16. Эксперты
отмечают, что внешне и по характеристикам ракета напоминает
российский «Кинжал».