Развитие Арктики — одна из приоритетных задач для
нашей страны. Однако для её решения необходима удобная
логистика по доставке техники, людей и грузов в этот
труднодоступный регион России. О перспективном проекте по
созданию транспортной артерии, которая свяжет европейскую
часть страны с Северным морским путём, журналу «ОПК РФ»
рассказывает член Карельской организации ВОИР, автор идеи
строительства канала БалтСиб Игорь Афоничев.
— Игорь Валентинович, Арктический регион успешно начали
осваивать ещё в первой половине ХХ века. Почему сегодня
возникла необходимость в постройке нового канала,
соединяющего Онежское озеро и Белое море?
— Действительно, во времена СССР развитию Арктики уделялось
достаточно много внимания. Не вдаваясь в подробности
огромного потенциала и значимости арктических территорий для
России в целом, особое внимание важно обратить на
стратегическую составляющую Северного морского пути.
Недружественная внешняя политика «западных соседей», которая
выражается в ограничении транспортной логистики российских
морских перевозок, требует формирования новых независимых
транспортных путей.
В то же время полноценное освоение северных территорий, в
том числе прибрежных районов Северного Ледовитого океана и
его шельфа, невозможно без экономически оправданного водного
транспортного сообщения с областями центральной и
европейской части страны. Основной экономический, научный, а
главное, кадровый потенциал России находится в европейской
части страны. Если не говорить о природных богатствах и
обширных территориях, то именно люди являются основным
драйвером развития России.
Именно этот человеческий ресурс за последние годы в
значительной степени претерпел изменения. Для динамичного
развития страны необходимо предпринять меры, чтобы люди
снова, как в 1930-е годы, поехали осваивать Арктику. Для
этого нужно создать удобные логистические маршруты.
— Ваш проект называется «Водная система БалтСиб». Когда
родилось это название?
— Начну с истории. В конце XIX века один из основателей
династии математиков и педагогов, известный публицист
Николай Александрович Крылов, чьими правнуками были
известные физики братья Сергей и Андрей Капица, на страницах
журнала «Русское судоходство» опубликовал доклад о
необходимости сооружения Беломорского канала. Именно тогда
были впервые предложены обоснованные выкладки необходимости
строительства водного пути из Балтийского моря к побережью
русского Севера и Сибири.
В качестве одного из основных вариантов организации такого
пути учёным были предложены маршруты движения судов через
Онежское озеро с выходом в район реки Северная Двина. Что
касается БалтСиба, то впервые публично идея строительства
новой водной артерии из Онежского озера в Белое море мною
была представлена в виде презентации на X Международной
конференции торгово-промышленных палат России и Финляндии:
«Торговое партнёрство России и Финляндии: новый взгляд на
сотрудничество», которая состоялась в сентябре 2018 года.
Именно тогда в публичной сфере и появилось название «Водная
система «БалтСиб» и его базовые характеристики.
Строительство канала должно обеспечить беспрепятственный
проход для современных и перспективных судов класса «река —
море» из европейского части Единой глубоководной системы
России к морям Арктического бассейна РФ и Северному морскому
пути.
При разработке цифровой версии проекта канала будут также
проработаны вопросы энергообеспечения всей его
инфраструктуры с учётом последних разработок и особенностей
территорий.
— Какая практическая целесообразность постройки нового
канала из Онеги в Белое море?
— Важность этого проекта сложно переоценить. Сегодня более
60% территории России относится к районам Крайнего Севера и
полноценное вовлечение этих территорий в общее развитие
России возможно только при условии транспортной доступности.
Основной грузопоток в эти районы осуществляется через
Северный морской путь. Именно большие транспортные затраты
делают северные регионы России неконкурентоспособными по
сравнению с их южными соседями. Поэтому инфраструктурные
проекты, снижающие транспортные затраты по доставке грузов в
порты Северного морского пути, крайне важны для развития не
только северных регионов страны, но и всей России в целом.
— Каким образом строительство БалтСиба поможет решить
проблему связи Единой глубоководной системы европейской
части России с регионами Крайнего Севера?
— Архангельский порт — один из главных узлов Северного
морского пути, через который происходит доставка грузов по
всему побережью Северного Ледовитого океана от Поморья до
Чукотки. Появление возможности транспортировки грузов к
Архангельскому порту современными речными судами и судами
класса «река — море» в значительной степени повысит его
значимость для обеспечения Северного завоза.
В то же время реконструкция Беломорско-Балтийского канала
менее выгодна в долгосрочном плане. Она ограничена не только
возможностями расширения и углубления шлюзов, но также
небольшой пропускной способностью канала. С учётом
закладываемых характеристик новый канал между Онежским
озером и устьем Северной Двины даст возможность проходить по
нему современным и перспективным судам класса «река — море».
— Появление нового канала сможет повлиять на укрепление
позиций России на рынке международной логистики?
— В наши дни Северный морской путь является важной частью
международного водного транспортного кольца вокруг Евразии.
Он не только связывает Мурманск с Владивостоком, но также
имеет выходы в сторону Европы и Африки на западе и в сторону
Азии, Австралии и Америки на востоке. С учётом существующих
геополитических реалий значимость Северного морского пути
будет только возрастать как для внутрироссийского развития,
так и расширения международных перевозок по транспортному
коридору «Север — Юг».
При этом нельзя забывать, что транспортный коридор «Север —
Юг», связывающий Россию, Иран и Индию с
Азиатско-Тихоокеанским регионом, в полной мере повышает
рентабельность при условии доставки грузов к СМП именно
современными речными судами и судами класса «река — море». В
этом случае север страны напрямую будет связан не только с
южными регионами России, но также с Ираном, Индией и другими
странами этого маршрута. Расходы на транспортировку грузов
между Индией и Северным морским путём будут существенно
ниже, чем при использовании западного маршрута через
Средиземное море и Суэцкий канал или восточного — через
Тихий океан.
— Как повлияет канал на комфортность жизни жителей северных
регионов страны?
— Плотность населения арктических и приарктических регионов
в среднем составляет не более 1 человека на 1 кв. км.
Основная причина — недоступность этих территорий и,
соответственно, их непривлекательность для бизнеса с точки
зрения обеспечения системы потребления. Отсутствие развитой
транспортной инфраструктуры также является важным
сдерживающим фактором в обеспечении населения и промышленных
производств этих территорий продуктами, лекарствами,
продукцией промышленного машиностроения, комплектующими,
сырьём и топливом.
Ежегодно в удалённые населённые пункты Арктики, где
проживает около 3 млн человек, необходимо завозить более 3,4
млн тонн грузов. Северный завоз — это сложный большой
комплекс ежегодных мероприятий по обеспечению территорий
Севера России основными жизненно важными товарами в
преддверии зимнего сезона. Осуществляется он преимущественно
речным и морским транспортом с использованием Северного
морского пути.
На Северо-Западе основной опорной точкой является порт
Архангельска, откуда грузы уходят на обширные арктические
территории от Поморья до Чукотки. Но потенциал города
используется недостаточно эффективно. Общий грузооборот
порта в 2022 году составил 6,6 млн тонн, хотя его
производственные мощности рассчитаны на перевалку 12 млн
тонн грузов. Постройка БалтСиба позволит решить эту
проблему, обеспечив полную загрузку Архангельска.
— Расскажите об основных проблемах Беломорско-Балтийского
канала.
— Давайте скажем так: не проблемы, а факторы, которые в
значительной степени ограничивают его дальнейшее и
перспективное развитие. Протяжённость Беломорско-Балтийского
канала составляет 227 км. Он включает в себя более 100
сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов,
49 дамб, 12 водоспусков. Создавался канал в 1931–1933 годах
для доставки природных ресурсов Кольского полуострова и
Карелии в центральные регионы СССР.
В 1970-е годы канал углубили. Но даже после этого
передвижение крупных судов с большой осадкой по нему было
невозможным из-за малых глубин. Пик грузоперевозок пришёлся
на 1985 год, когда было перевезено 7,3 млн тонн грузов. В
начале 2000-х годов, с появлением нового поколения судов
«река — море», канал начал стремительно терять свою
востребованность. Были дни, когда через него не проходило ни
одно судно. Все изменилось в 2020-е годы, когда из-за
сложной геополитической обстановки водная артерия вновь
обрела популярность для перевозчиков.
В 2022 году перевозки составили 7 млн тонн, почти
сравнявшись с показателями рекордного 1985 года, но
небольшие размеры шлюзов по-прежнему не позволяют пропускать
современные и перспективные грузовые суда класса «река —
море». Это проблема и делает Беломорско-Балтийский канал
неконкурентоспособным с точки зрения организации растущего
грузопотока с использованием современных и перспективных
судов класса «река — море».
— Что является ключевым отличием канала БалтСиб от
Беломорско-Балтийского канала?
— Современные технологии, материалы и методики строительства
в полной мере способны обеспечить необходимые параметры
нового сверхмагистрального межбассейнового глубоководного
пути с меньшей зависимостью от естественных водных объектов,
а также обеспечить более рациональное решение для прохода
современных и перспективных судов класса «река — море».
Трасса канала пройдёт по территории Республики Карелия и
Архангельской области. Она свяжет между собой Онежское
озеро, судоходную часть реки Онега и реку Северная Двина.
Прохождение канала между двух национальных парков —
Водлозерского национального парка и Кенозерского
национального парка — с использованием
эколого-ориентированных технологий позволит осуществить все
необходимые мероприятия для сохранения этих уникальных
территорий. Протяжённость канала составит около 400 км,
ширина — не менее 50 м, с системой современных
высокотехнологичных шлюзов с высокой пропускной способностью
(не более 10 шлюзов.) Кроме того, будет обеспечена
возможность беспрепятственного встречного движения судов с
единовременным нахождением не менее 100 судов с
грузоподъёмностью более 7 тыс. т в русле канала до 200 суток
в течение одной навигации.
— Беломорско-Балтийский канал работает на протяжении уже
более 90 лет, какой срок службы предполагается для БалтСиба?
— Канал необходимо строить с учётом как минимум 50-летней
активной эксплуатации. Его пропускная способность должна
быть достаточной для главных целей: перевозки грузов между
европейской частью России и Северным морским путём, связи
северных регионов страны с транспортным коридором «Север —
Юг» и осуществления доставки и вывоза грузов из арктических
регионов России. В полной мере появление нового водного пути
повлияет и на развитие новых маршрутов для круизных судов,
освоение европейской части Русского Севера владельцами
маломерных судов.
Канал сможет стать удобной площадкой для отработки
технологий эксплуатации безэкипажных судов, проектирования и
строительства новых транспортно-перерабатывающих судов
класса «река — море» для доставки биоресурсов морей
Арктического бассейна к потребителям центральной части нашей
страны. Важно сказать ещё об одном аспекте проекта. В рамках
создания инфраструктуры канала предусматривается организация
вдоль нитки маршрута так называемых «водных аккумуляторов».
Их роль заключается в сборе, накоплении и последующей
переброске водных ресурсов, формирующихся в районе кряжа
Ветреный пояс. В качестве примера можно привести такой факт:
только в период паводка с мая по июль через реку Онега в
Белое море сбрасывается более 15 кубических километров воды,
когда она крайне необходима в Единой глубоководной системе
европейской части России.
— Что вам хотелось бы в первую очередь сейчас сделать для
реализации столь масштабного проекта?
— Сейчас важно создать цифровую версию проекта и именно на
ней отработать все нюансы проекта сверхмагистрального
межбассейнового глубоководного пути «Водный путь БалтСиб».
Проект очень интересный и мы приглашаем к его реализации все
заинтересованные организации. Появление в акватории
Онежского озера канала с такими уникальными характеристиками
станет хорошим стимулом к организации в его акватории новых
грузовых хабов и накопительных грузовых площадок для
формирования грузов для Северного завоза.
Беседовал Дмитрий Соколов