НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Объективный взгляд на перспективы российско-индийского сотрудничества
Объективный взгляд на перспективы российско-индийского оборонно-технического сотрудничества

Рохит Сривастава,
Нью-Дели,
специально для «ОПК РФ»


Россия по-прежнему является крупнейшим оборонным партнёром Индии. Обе стороны реализуют различные проекты сотрудничества в области обороны, такие как «БраМос» и Су-30МКИ, которые будут поддерживать активное взаимодействие двух стран в течение многих лет. Возможно ли, чтобы Россия сохранила свою лидирующую позицию на индийском оборонном рынке в условиях, когда Индия движется к самостоятельности в оборонной сфере? Или двум стратегическим партнёрам необходимо сформулировать новую модель партнёрства в рождающейся новой реальности оборонных технологий?



Согласно информации недавно опубликованного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) «Тенденции в международных поставках оружия» (2023), Индия сохранила свои позиции крупнейшего в мире импортёра оружия. За период 2019–2023 гг. доля Индии составляла 9,8% мирового импорта вооружений. Россия является ведущим поставщиком в Индию с 36% индийского рынка, за ней следуют Франция и США, занимающие 33% и 13% соответственно. О снижении российской составляющей в индийском импорте в докладе говорится, что «её доля в индийском импорте оружия сократилась с 76% в 2009–2013 гг. до 58% в 2014–2018 гг., а затем до 36% в 2019–2023 гг».

Доклад SIPRI стал откровением для тех, кто интересуется оборонной тематикой в Индии. И это несмотря на то, что в последние десять лет правительство премьер-министра Нарендры Моди добивалось локализации производства (indigenization — ред.) в оборонном секторе.

В мае 2020 года премьер-министр Моди объявил о кампании «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» («Самодостаточная Индия»), которая является главной целью всей промышленной и экономической политики его правительства. Позже, в августе 2020 года, премьер-министр Моди заявил на семинаре на тему самодостаточности в оборонной сфере: «Мы предпринимаем скоординированные усилия, чтобы раскрыть все возможности в этом секторе. Наша цель — расширение производства, развитие новых технологий в Индии и максимальный рост в частном секторе именно в этой области. Поэтому был предпринят ряд шагов, которые включают в себя реформы в процедуре лицензирования, создание равных условий, упрощение экспортного процесса, реформы в офсетных положениях и т. д.».

Разъясняя стратегическое видение самодостаточности в оборонной сфере, премьер-министр сказал: «Наша нацеленность на самодостаточность Индии не направлена вовнутрь. Идея построения сильной Индии заключается в том, чтобы сделать мировую экономику более устойчивой и стабильной, она также нацелена на мир во всём мире. Тот же принцип — в основе самодостаточности в оборонном производстве. Индия имеет возможность стать надёжным поставщиком оборонной продукции для ряда дружественных стран. Это придаст новый импульс стратегическому партнёрству Индии, а роль Индии как поставщика сетевой безопасности в регионе Индийского океана также будет укреплена».

Самодостаточность. История на сегодняшний день

Для достижения самодостаточности в систематическом ключе, в привязке к срокам и задаче достижения поставленной цели (а это является визитной карточкой правительства Моди), департамент военных дел Минобороны Индии (Department of Military Affairs, DMA) опубликовал пять блоков списка «позитивной коренизации» (positive indigenization list, PIL), состоящих из списка продуктов, которые после наступления установленного срока должны приобретаться у индийских производителей. Департамент оборонного производства Минобороны Индии (Department of Defence Production, DDP) сформировал отдельный список по локализации в стране выпуска запасных частей, включая быстросменные блоки/подсистемы/запчасти и компоненты.

4 октября 2023 года DMA выпустил уже пятый список PIL, состоящий из 98 позиций, общее число позиций PIL достигло 509. При этом совокупность позиций четырёх списков PIL от DDP по состоянию на 2023 год — 4666 пунктов по 928 продуктовым позициям.

Среди важных позиций, вошедших в пятый PIL от DMA, — ЗРК QRSAM, боевая машина будущего (FRCV), применяемый в рое боевой противорадиолокационный беспилотник воздушного запуска, посадочный радиолокатор для авианосца, высотный псевдоспутник (HAPS), запускаемые из пускового контейнера противотанковые барражирующие боеприпасы, боевая машина пехоты будущего (FICV)…

Какую пользу эта инициатива принесла Индии? Как говорится, любое дело проверяется практикой, и на сегодня лучший показатель успеха — это спрос на индийскую продукцию за рубежом и сокращение страной импорта. По данным Министерства обороны Индии в финансовом году, завершившемся в марте 2023 года, оборонный экспорт из Индии достиг $2 млрд, что превысило на 37% показатель предыдущего года. Это десятикратный рост с 2016–2017 гг.

Сто индийских фирм экспортируют свою продукцию в 85 стран по всему миру. Экспортный список включает в себя самолёты Dornier-228, ракеты BrahMos и Akash, 155-мм перспективные буксируемые артиллерийские орудия, РСЗО Pinaka, боеприпасы, бронированные машины и машины с зашитой от мин, бронежилеты, сенсоры и т.д. Растёт мировой спрос на LCA Tejas, легкие боевые вертолёты, авианесущие корабли, услуги ППО и т.д.

В последнем финансовом году общий объём оборонного производства в стране впервые превысил $12,5 млрд. Это на полмиллиарда больше в сравнении с предыдущим годом. Среди новейших регуляторных инициатив: запуск механизма инноваций совершенства в оборонной сфере (iDEX), схемы стартапов для микро-, малого и среднего бизнеса; преференции для производства в Индии, портал локализации SRIJAN (https://srijandefence.gov.in/) для ориентирования и поддержки малых предприятий при их участии в производстве оборонной продукции в национальных оборонных промышленных коридорах Уттар-Прадеш и Тамил-Наду с целью формирования оборонного промышленного кластера. Эти инициативы принесли 200-процентный рост выдачи лицензий на выпуск оборонной продукции.

Разрезая оборонный пирог стратегического партнёрства

На фоне открытия Индией её оборонного рынка для мирового конкурентного участия в тендерах имеет место большая заинтересованность со стороны эксплуатантов в связи с появлением, наконец, возможности приобрести западные технологии. Поскольку у индийских военных не было опыта работы с западными технологиями, военные планировщики очень хотели сравнить западные и российские технологии. Испытательным полигоном для этого стал тендер на 126 средних многоцелевых боевых самолётов (MMRCA). Проект также стал полигоном для выработки стратегической схемы реализации будущих оборонных сделок с западными странами, в особенности с США.

Вместе с предложением F/A-18 и F-16 под MMRCA пришло и проамериканское лобби, которое продвигает стратегическую парадигму о том, что Индии не следует «складывать все яйца в одну корзину», что нужно иметь разных поставщиков для лучших технологий и надёжных партнёров. Это стало краеугольным принципом для программ оборонных закупок, пока правительство Моди не привнесло принципы Make in India и самодостаточности в обороне.

Индия осознала, что абсолютная самодостаточность невозможна и что многие технологии необходимо импортировать (по крайней мере в течение короткого периода времени). И с тех пор страна реализует логически выверенный подход к оборонному импорту.

Что есть у Индии

Индия достигла относительной самодостаточности в области артиллерии, многоствольных ракетных систем, ракет – стратегических, тактических, «воздух – воздух», «воздух – поверхность» и «земля – воздух; морских кораблей — от океанских патрульных судов до авианосцев; радаров, комплексов РЭБ, бронемашин… И это не полный список. Есть сферы, в которых Индия постепенно становится самодостаточной, — это беспилотные системы, торпеды всех типов, противорадиолокационные ракеты, боеприпасы всех типов.

В большинстве случаев в основе — ранее приобретённые технологии, прежде всего из России. Основа индийского оборонного сектора — это DRDO и государственные военные производители, такие как HAL, BEL и др., которые приобрели технологии и ноу-хау путём лицензионного производства российской продукции.

Чего Индии не хватает

Хотя Индия и производит столь сложные системы, как авианосцы, у неё нет технологий, чтобы производить такие критически важные системы, как, например, двигатели (в особенности реактивные двигатели). Если бы Индия разработала отечественный реактивный двигатель для установки на истребители, это стало бы огромным прорывом для индийского оборонного потенциала. Помимо этого, Индии ещё предстоит разработать надёжное серийное стрелковое оружие — можно надеяться, что этого удастся добиться с помощью проекта AK203.

Большинство систем вооружения, разработанных DRDO, как минимум на одно поколение отстают от того, что применяют лучшие армии мира. Это верно для всех систем, помимо сегмента артиллерийских орудий, в котором ATAG — на уровне лучших мировых образцов. Большая часть техники, производимой индийским частным сектором, — это западные системы, выпускаемые в рамках инициативы Make in India и постепенно локализуемые, такие как корейская Hanwa K-9 (L&T) или израильский Hermes 900 от Elbit (Adani).

То же самое — с лицензионным производством российской продукции такими оборонными компаниями, как HAL, BEL и другие. Индийский частный сектор испытывает серьёзный дефицит в технологиях и не способен разрабатывать системы будущего самостоятельно. Для оказания содействия частному сектору правительство Индии позволило DRDO делиться с ним своими технологиями. В феврале DRDO выпустило 23 лицензионных соглашения на передачу технологий (LATOT) 22 компаниям, включающие в себя авиационные тормоза для LCA Tejas, 100-м плавучий пехотный мост, 40-мм подствольные гранаты.

Важно понять, будут ли эти компании обладать финансовым и технологическим потенциалом для разработки нового поколения данных систем. По всей видимости, ответ — нет. Индийская оборонная промышленность была компактна и хорошо структурирована, а с передачей технологий плодятся производители, нацеленные на быстрые деньги.

Путь вперёд для Индии и России

В прошлые годы российско-индийское оборонное сотрудничество в первую очередь представляло из себя отношения «покупатель – продавец». Россия старалась участвовать в тендерах и учитывать требования индийских военных. В течение определённого периода это отвечало требованиям времени. Сегодня же большинство индийских тендеров проводятся по схеме Make-II (финансируется промышленностью) или Buy (Indian-IDDM), когда доля индийских компонентов составляет минимум 50%, постепенно доходя до 100%.

Для того чтобы конкурировать в этих двух категориях, российским производителям нужно выработать партнёрство по конкретной продукции, входящей в списки PIL правительства Индии, или реализовывать с ведущими индийскими оборонными холдингами долговременное широкое партнёрство, основанное на технологиях. Российские производители хорошо интегрированы в государственный оборонный сектор, но нет особой активности в развитии партнёрства с индийским частным сектором. Здесь в Индии сложилось впечатление, что россияне заинтересованы только в межправительственных сделках.

Реальность такова, что сегодня в Индии частный сектор лидирует благодаря своему агрессивному лоббированию в том, что касается планов оборонных закупок. Все знают, что из себя представляют долговременные планы по закупкам индийских военных и когда именно вступит в силу запрет на импорт для каждого вида техники. Поэтому индийский частный сектор работает над получением этих технологий через зарубежные партнёрства до тех пор, пока не наступил срок. В отрасли активно идёт процесс картелизации, и есть ощущение, что Россию при этом немного оттесняют в сторону.

Используя украинский успех

За последние два года украинского конфликта Россия продемонстрировала пределы возможностей западной техники и эффективность своей техники, а также внутренне присущую российской оборонной экосистеме способности «калибровать» существующие системы под новые вызовы, разрабатывать и развёртывать новое вооружение и повышать объёмы производства. Россия доказала: те индийские аналитики, которые не ожидали, что российская экосистема выдержит испытание войной, ошиблись. Настало время для России предложить новые технологии через совместные производства с частным и государственным секторами.

России требуется выстроить сетевую структуру поставщика оборонной продукции, в то же время сохраняя долгосрочные отношения с государственным сектором. Индийский государственный оборонный сектор проходит этап акционирования, и он сможет свободно разрабатывать и предлагать продукцию для вооружённых сил Индии. Американские и европейские компании около 10 лет назад начали работу по интеграции индийских компаний в глобальную сеть своих поставок. Сейчас эти усилия приносят им дивиденды. России теперь нужно работать так же. Бесценная информация и опыт, приобретённые на Украине, дадут российским системам преимущество перед любой техникой в открытом конкурсе.

Будет ли это легко? Почти наверняка нет, однако если у России появится новый и свежий подход к партнёрству с Индией, она может вернуть свои позиции не как экспортёр, а как крупнейший партнёр по разработкам. Тем более что такие компетенции есть: в качестве примера можно сказать, что любой другой партнёр, включая Францию, может только мечтать о том, чего Индия и Россия достигли с Су-30МКИ и «БраМос».

Модель «БраМос» весьма показательна, именно на неё нужно ориентироваться. Индии не нужны системы вооружений с технологической обочины, которые вскоре будут заменены новыми технологиями. Россия может предложить технологию совместной разработки продукции будущего, которую Запад не может дать до тех пор, пока Индия не вступит в альянс с Западом, а Индия никогда этого не сделает. России на индийском рынке следует отойти от продуктоцентричного подхода в пользу новых форматов сотрудничества, в центре которого — новейшие технологии и разработки интегрированных оборонных промышленных экосистем. Это не легко, но это стоит усилий.

СПРАВКА

Рохит Сривастава (Rohit Srivastava), Нью-Дели, Индия — известный индийский журналист и эксперт по стратегическим оборонным вопросам, издатель и главный редактор сайта www.indiandefenceindustries.in


«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов