НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
ЦИАМ: итоги и планы
Центр авиационного двигателестроения наращивает темпы развития

В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») состоялось отчётное годовое собрание. Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов в своём выступлении обобщил итоги деятельности института за год. Значимым достижением стали успешные лётные испытания летающей лаборатории Як-40ЛЛ с разработанной в ЦИАМ гибридной силовой установкой, в состав которой входит первый в мире «сверхпроводящий» электрический двигатель с криогенным охлаждением.


Параллельно ЦИАМ ведёт исследования полностью электрической силовой установки для лёгких и сверхлёгких ВС, лётные испытания запланированы на 2022 год. Проведён большой объём испытаний двигателей для отрасли. Ряд сотрудников института был отмечен государственными наградами. Генеральный директор также отметил, что выручка в год реорганизации — из ФГУПа ЦИАМ стал ФАУ — превысила прошлогоднюю.

Среди основных задач на 2022 год Андрей Козлов выделил завершение трёхлетних государственных контрактов по НИР, организацию работ по созданию ГСУ повышенной мощности на альтернативном топливе (жидкий водород), лётные испытания демонстраторов ГСУ и ЭСУ, поршневых двигателей, расширение области их применения и др.

«На 2022 год запланировано 10 инвестиционных проектов, в том числе работы по модернизации стендовой базы для испытаний двигателя ПД-35 и других установок», — заключил Андрей Козлов.

Научную деятельность института в 2021 году осветил заместитель генерального директора по науке Александр Ланшин. Он отметил, что работы велись по 12 госконтрактам, 11 из которых рассчитаны на 2020–2022 годы. При этом тематика исследований ЦИАМ направлена на создание научно-технического задела по силовым установкам для всех типов летательных аппаратов гражданской авиации.

«Хотя этот год промежуточный, год подготовки к решающему скачку, удалось добиться ряда значимых результатов», — подчеркнул он. Так, помимо ГСУ и ЭСУ, определённый прогресс наблюдается в области перспективных малоразмерных авиадвигателей. Начались испытания поршневого двигателя-демонстратора АПД-500 на экспериментальном самолёте Як-18Т, который совершил пробежки и подлёты.

Стартовали стендовые испытания двигателя-демонстратора АПД-А для самолётов акробатической категории, в следующем году планируется испытать его на самолёте Як-52. В рамках ОКР в ЦИАМ разработан технический проект роторно-поршневого двигателя РПД-150Т. В следующем году намечены испытания в ЦИАМ поршневых двигателей, разрабатываемых АО «УЗГА».

Проведён большой объём по созданию научно-технического задела для «больших» двигателей в части проектирования, изготовления и начала испытаний элементов практически всех узлов перспективных двигателей. Это вентилятор со сверхнизкой окружной скоростью, полимерные лопатки вентилятора, выполненные по новой технологии с нашивкой ровингом, малоэмиссионные камеры сгорания, турбинные лопатки с высокоэффективным охлаждением, керамические подшипники скольжения и др.

Активно велись работы и в рамках других тематических направлений, в том числе по стандартизации и актуализации норм лётной годности.

«Эта работа нацелена на целый ряд разделов АП-33 и АП-29. В каждом конкретном случае она базируется на эксперименте. Очень важно, что Минпромторг России разрешил нам обмениваться результатами этих исследований с ОКБ, поэтому все данные исследований обсуждаются и актуализируются», — подчеркнул докладчик.

Одним из важных событий года стало начало работы НЦМУ «Сверхзвук». В консорциум входит семь предприятий, ЦИАМ отвечает за лабораторию «Газовая динамика и силовая установка».

Мегамероприятием для отрасли стала организованная ЦИАМ Международная научно-техническая конференция ICAM-2020: свыше 700 участников из 120 организаций, 350 докладов.

Пять аспирантов получили в 2021 году дипломы гособразца, семь аспирантов зачислены на первый курс. Сейчас в аспирантуре обучаются 36 человек.

Достижением стал и прирост кадрового состава девятью кандидатами наук. На собрании им и их научным руководителям были торжественно вручены памятные подарки.

Заместитель генерального директора — директор исследовательского центра «Авиационные двигатели» Виктор Марков рассказал об итогах экспериментальных работ в интересах промышленности в 2021 году.

«В последнее время наращивается темп работ, связанных с развитием и внедрением в нашей стране, в отрасли новых технологий, созданием перспективных двигателей, — отметил он. — Если в предыдущие годы мы формировали научно-технический задел по разработке конструкций высокоэффективных узлов и деталей двигателей, вели исследования, работали над заключениями, оформлением конструкторской документации, то теперь наступила фаза практическая. Темп наращивания подготовки и проведения испытаний становится очень высоким. В текущем году мы приступили к испытаниям узлов и модулей разрабатываемых перспективных двигателей ПД-35, ПД-8, ВК-650, самих двигателей: ТВ7-117В, ВК-2500, АПД-80 и АПД-200, АПД110/120 и другие».

Он отметил, что в этом году впервые в Европе ЦИАМ испытал вулканическим пеплом газогенератор новейшего двигателя ПД-14 разработки и производства Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха. Испытания были организованы в рамках валидации сертификата типа Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Были также проведены испытания на флаттер двигателя ПД-14, на огнестойкость деталей и компонентов систем двигателя, большой комплекс работ по снятию ограничений, связанный с его испытаниями на обледенение, шквальный град и др.

Исследовательский центр «Динамика, прочность, надёжность» провёл работы в рамках специальной квалификации материалов и создания критической технологии широкохордной рабочей лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов. За счёт автоматизации была обеспечена работа испытательных стендов в автономном режиме, расширены возможности комплексов контроля.

По результатам работ с участием Сертификационного центра ЦИАМ Росавиацией были выданы сертификат типа на вертолёт Ка-62, одобрение главных изменений к сертификату двигателей ПД-14, ТВ3-117, агрегатов вертолёта «Ансат».

Отчётное собрание завершилось подписанием коллективного договора между генеральным директором Андреем Козловым и председателем профкома Вадимом Мамаевым, представляющим интересы работников ЦИАМ.

!!!!
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») — единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения — от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объёме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФГУП «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФГУП «ГосНИИАС» (г. Москва); ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).





«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов