НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Военно-техническое сотрудничество великой державы
Этим материалом журнал «ОПК РФ» завершает цикл публикаций избранных глав очерка «ВТС России» (издан в 2013 году). Проект осуществлён в сотрудничестве с АО «Рособоронэкспорт» и приурочен к 70-летию системы военно-технического сотрудничества России, которое отмечалось в нашей стране в 2023 году.

Избранные главы из очерка «ВТС России» в виде совместного с АО «Рособоронэкспорт» специального проекта опубликованы в журналах «ОПК РФ» № 1–6 за 2023 год, завершающая публикация — в «ОПК РФ» № 1/2024.

Настоящая публикация освещает развитие системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами в 2001–2012 гг., создание Рос­оборонэкспорта и основные результаты его деятельности как эксклюзивного государственного посредника и других субъектов ВТС в этот период, увеличение объёмов экспорта ПВН и совершенствование нормативной правовой базы ВТС, создание Региональной общественной организации «Ветераны ВТС» и ряд других тем… Публикуемые материалы вошли в десятую главу исторического очерка «ВТС России».

Подробнее об истории, текущих новостях и особенностях развития военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами — на официальном сайте и в телеграм-канале АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию «Ростех») — www.roe.ru и https://t.me/roe_russia



ВТС России»
«В Развитие системы военно-технического сотрудничества России в 2001–2012 гг., основные результаты деятельности государственного посредника и других субъектов ВТС в этот период
(глава из книги с небольшими сокращениями)


В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2000 № 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» было образовано ФГУП «Рособоронэкспорт» путём слияния федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение» и «Промэкспорт».

Согласно Указу ФГУП «Рособоронэкспорт», основанное на праве хозяйственного ведения, является государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения, а также правопреемником федеральных государственных унитарных предприятий «ГК «Росвооружение» и «Промэкспорт»; к нему переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности реорганизуемых федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

Генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» был назначен Андрей Юрьевич Бельянинов*. Он родился в Москве в 1957 г. Окончил Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. В 1992–1998 гг. работал в банковских структурах, в 1999–2000 гг. являлся заместителем генерального директора ФГУП «Промэкспорт».

Новые тенденции развития мирового рынка вооружений, увеличивающийся технологический отрыв основных мировых производителей вооружений и военной техники, усиление противодействия западных государств-экспортёров даже на тех сегментах рынка, на которых традиционно доминировали российские образцы ПВН, использование рычагов политического и финансово-экономического давления на потенциальных импортёров российского оружия — в таких сложных условиях начиналась деятельность Рособоронэкспорта.

Конкурентами проводилась целенаправленная работа по дискредитации российского оружия на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Активизировались действия экспортёров из государств бывшего СССР и стран Восточной Европы, применявших демпинговые цены в качестве основного инструмента продвижения собственных проектов.

С первых дней образования работа Рособоронэкспорта была направлена на совершенствование системы военно-технического сотрудничества, в том числе и путём реформирования российского оборонно-промышленного комплекса.

Рособоронэкспортом тщательно анализировались действия всех государств на рынках оружия. Одной из существенных угроз национальной безопасности России стала рассматриваться недобросовестная конкуренция. Наносился ущерб деловой репутации отечественных производителей ПВН, а на пути расширения географии её поставок возникали неоправданные барьеры. В конечном итоге это могло привести к вытеснению России с рынков вооружений.

В этой связи была активизирована комплексная работа по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции. Был привлечён весь арсенал цивилизованных методов: от использования возможностей судебной системы для защиты прав и законных интересов до согласования и координации действий с другими странами при выходе на международные рынки вооружений с однотипными услугами и продукцией. В то же время, сохраняя за собой авторские права на образцы ВВТ, предприятия ОПК и ФГУП «Рособоронэкспорт» шли на сотрудничество и промышленную кооперацию с иностранными компаниями по вопросам технического обслуживания, ремонта и модернизации ВВТ советского производства. Продуманные эффективные действия правильно выбранной стратегии продвижения ВВТ на внешние рынки дали хороший результат.

Уже в первые четыре года был заложен прочный фундамент для дальнейшего поступательного роста объёмов выполняемых контрактных обязательств. По итогам работы российских субъектов ВТС в 2004 г. удалось обеспечить рекордные в то время показа-­тели — 5,8 млрд долларов (для сравнения — 3,7 млрд долларов в 2000 г.).

Проведённая в 2000 г. реорганизация дала возможность повысить эффективность в сфере экспорта ПВН, система ВТС стала более управляемой. Одновременно была усилена роль государства в экспорте вооружений. Образованный в декабре 2000 г. Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству(в настоящее время — Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству) был определён головным федеральным органом исполнительной власти, в пределах своей компетенции реализующим решения Президента и Правительства России по регулированию и контролю деятельности в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в вопросах ВТС.

В повседневную деятельность Рособоронэкспорта было внедрено маркетинговое планирование как важная составляющая эффективности продвижения ПВН на зарубежные рынки. На системной основе стали проводиться исследования рынков ПВН, планировался и реализовывался комплекс маркетинговых мероприятий. Маркетинговое планирование позволило эффективно управлять перспективными проектами, выбирать из них наиболее конкурентоспособные и продвигать их на зарубежные рынки.

Была разработана уникальная автоматизированная система для контроля реализации маркетинговых планов, которая позволила разграничить персональную ответственность исполнителей, сделала маркетинговую работу на этапе продвижения ПВН на зарубежные рынки прозрачной, улучшила взаимодействие на уровне исполнительского звена без излишней загрузки административной вертикали.

Были предприняты шаги в сфере защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. В советский период различным иностранным государствам было передано 2300 лицензий и комплектов технической документации на производство вооружения и военной техники (только на автоматы Калашникова лицензии переданы 18 странам). По положению межправительственных соглашений государства-лицензиаты обязывались препятствовать экспорту этой продукции в третьи страны. Однако на деле страны Восточной Европы, прежде всего Польша и Болгария, ежегодно без санкции России экспортировали лицензионную продукцию на сотни миллионов долларов, проявляя тем самым недобросовестную конкуренцию на традиционных рынках российского лёгкого стрелкового оружия.

Развивалось направление координирования действий с рядом зарубежных компаний и спецэкспортёров на рынках третьих стран в области обслуживания, ремонта и модернизации российской ПВН. Так, было заключено соглашение о сотрудничестве с французской фирмой «SAGEM» по совместной модернизации вертолётов типа Ми-24, а также соглашение и протокол о совместной работе с британской компанией «BAE Systems» в области модернизации вертолётов Ми-24 и Ми-17.

Организованный диалог с партнёрами из СНГ, прежде всего с украинскими и белорусскими спецэкспортёрами, привёл к подписанию в 2005 году межправительственного соглашенияс Белоруссией «О взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества». Ещё в 2002 году ни о каком сотрудничестве не было и речи: жёсткое противоборство происходило почти во всех сегментах рынка, причём зачастую с использованием демпинговых цен.

Для отработки наиболее перспективных российско-украинских проектов в военно-технической сфере, оперативного решения возникающих проблем совместно с Государственной компанией «Укрспецэкспорт» был создан Координационный центр по ВТС. На научно-практических конференциях успешно обсуждались пути, формы и методы выполнения совместных НИОКР предприятиями и организациями ОПК двух стран по созданию новых образцов и модернизации ВВТ в интересах иностранных заказчиков.

Тесное взаимодействие было установлено с белорусскими специализированными экспортными компаниями: государственными внешнеторговыми унитарными предприятиями «Белвнешпромсервис» и «Белспец­внештехника», ЗАО «Белтехэкспорт» и др. Перспективным проектом оказался белорусско-российский центр технического обслуживания, модернизации и ремонта систем ПВО «Оборонпромсервис», образованный в 2005 году. Эта межгосударственная структура, координатором которой являлось ОАО «Оборонительные системы», обеспечивала оперативную деятельность по поддержанию боеготовности средств ПВО, размещённых на территории Республики Беларусь, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России.

Сохранение и укрепление сотрудничества со странами бывшего СССР оказались очень важным аспектом успешной деятельности ФГУП «Рос­оборонэкспорт». Около 500 оборонных предприятий России имели кооперационные производственные и научно-технические связи с более чем 1200 хозяйствующими субъектами государств СНГ. Так, в кооперации по производству зенитной ракетной системы С-300ПМ на тот момент участвовали 103 предприятия России, Армении, Белоруссии и Украины, а по производству истребителей МиГ-29 — 568 предприятий из большинства стран СНГ.

Заметно усилились позиции России в Латинской Америке. Вообще, российское оружие не утратило своей рыночной привлекательности. Это хорошо видно на примере истребителей Су-30МКИ, которые находятся на вооружении Индии. Подобная техника ранее не предлагалась на международном рынке. Этот самолёт является результатом межгосударственной интеграции, поскольку комплекс БРЭО сделан в кооперации с индийскими, французскими и израильскими фирмами. Лучшей рекламой для этих самолётов стала информация в мировых СМИ о результатах учебных боёв индийских Су-30МКИ с американскими истребителями, регулярно проводимых в рамках международных учений «Red Flag» (США).

Помимо авиационной техники, высокой конкурентоспособностью на международном рынке вооружений обладают пушечно-ракетные танки Т-90С, боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортёры БТР-80(А), зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», переносные ЗРК «Игла-С», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» и ЗРС С-400. Большой спрос сохраняется также на противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», стрелковое оружие, в особенности автоматы и пулемёты Калашникова, а также средства ближнего боя.

В области военно-морской техники большим спросом пользуются дизель-электрические подводные лодки пр. 636 «Варшавянка», которые конкуренты прозвали «чёрной дырой в океане» из-за их уникально низкого уровня шумов. Высокую оценку у иностранных заказчиков получили фрегаты пр. 11356, предназначенные для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах с одновременным отражением атак средств воздушного нападения.

Одно из перспективных и динамично развивающихся направлений деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» — экспорт продукции и услуг в области космических технологий. Залогом успешного развития данного направления является многолетнее сотрудничество Общества с Федеральным космическим агентством, соответствующими подразделениями Минобороны России, ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли. Рособоронэкспорт предлагал такие услуги, как организация и проведение кампаний по запуску космических аппаратов с российских космодромов, создание космических систем связи и ДЗЗ, а также выполнение НИОКР в космической области в интересах иностранных заказчиков.

В 2013 году Рособоронэкспорт успешно освоил новый сегмент мирового рынка космических услуг — предоставление на долгосрочной основе ресурса геостационарных космических аппаратов серии «Экспресс» для организации телевизионного вещания в интересах различных иностранных заказчиков.

Единый государственный посредник принимает участие в решении проблем обеспечения качества экспортируемых ВВТ. Неудовлетворительный уровень качества продукции не только наносит ущерб боеготовности техники, но и является камнем преткновения в развитии ВТС с иностранными партнёрами. Недооценка причин ухудшения качества отечественных ВВТ была бы чревата переориентацией потенциальных иностранных заказчиков на приобретение оружия в других странах.

Позиция Рособоронэкспорта однозначна: решение проблем обес­печения качества конструкторских, технологических и производственных процессов предприятий ОПК лежит в плоскости вопросов, решаемых непосредственно головным предприятием, ответственным за выпуск ПВН. Здесь требуется принимать эффективные меры, вплоть до привлечения недобросовестных изготовителей ПВН к ответственности и лишения их лицензий.

Рособоронэкспортом прилагаются все усилия для исключения при производстве экспортируемых образцов ВВТ случаев невыполнения программ всесторонних испытаний и нарушения предусмотренного технологического процесса. Было предложено обязательное внедрение на предприятиях оборонной промышленности автоматизированных систем управления качеством продукции, сертифицированных на соответствие установленным стандартным требованиям. В результате наметилась явная тенденция к сокращению количества рекламационных актов, получаемых от иностранных заказчиков.

В целях сохранения и укрепления своих позиций на международном рынке Рособоронэкспорту удалось использовать дополнительные резервы: увеличить объёмы поставок запчастей к ранее проданным вооружениям, во многом благодаря созданию специализированного Управления послепродажного облуживания и поставки ЗИП к ВВТ.

К 2010 году экспорт запасных частей достиг 17% от общего объёма всех продаж. В целях удовлетворения потребностей иностранных заказчиков была активизирована работа по созданию российской сервисной сети за рубежом. Активно велась каталогизация предметов снабжения основных образцов экспортируемой военной техники.

В ряде зарубежных стран были созданы технические центры по обслуживанию российских вооружений, при этом особое внимание уделялось приданию им регионального статуса. Такой сервисный технический центр по ремонту военно-морских вооружений был построен в Индии. Поставки в Малайзию истребителей «МиГ», новые контракты по продаже истребителей «Су» и вертолётов также вызвали необходимость организации в этой стране авиационного сервисного центра. Аналогичный центр начал функционировать и в Мексике.

Реализация концепции наступательного маркетинга сохранила обширную географию экспорта российского оружия. В частности, в 2007 г. поставки осуществлялись в 57 стран мира, а в 2012 г. — в 65 стран, приоритетными из них были Индия, Алжир, Венесуэла и Китай.

Маркетинговые мероприятия позволили заметно активизировать сотрудничество с рядом стран Юго-Восточной Азии — Малайзией, Индонезией и Вьетнамом, расширяющими закупки российского ВВТ. Наметился позитивный сдвиг в сотрудничестве со странами Ближнего и Среднего Востока, Африканского континента. Определены реальные перспективы с Марокко, Ливией и Алжиром. Продолжается успешное освоение рынков Латинской Америки. Подписан ряд контрактов с Аргентиной, Бразилией, Колумбией, Уругваем и Перу. Достаточно плодотворные отношения складываются с Венесуэлой, Чили и Мексикой.

Расширению числа стран и увеличению объёмов экспорта способствовало использование на межгосударственном уровне механизма зачёта долговых обязательств отдельных стран (Алжир, Сирия и др.) перед бывшим СССР за ранее осуществленные им поставки в эти страны ПВН в обмен на эквивалентный объём новых закупок.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2004 г. № 567 генеральным директором ФГУП «Рос­оборонэкспорт» был назначен Сергей Викторович Чемезов, работавший первым заместителем генерального директора. Он родился в 1952 г. в г. Черемхово Иркутской области. Окончил с отличием Иркутский институт народного хозяйства и Высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Трудовую деятельность начал в Иркутском научно-исследовательском институте редких и цветных металлов. С 1980 г. работал в экспериментально-промышленном объединении «Луч», представительство которого возглавлял в ГДР с 1983 по 1988 г. Был заместителем генерального директора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В 1996–1999 гг. работал в Администрации Президента Российской Федерации, в 1999–2000 гг. был генеральным директором ФГУП «Промэкспорт»*.

Под руководством С.В. Чемезова вектор на развитие ФГУП «Рособоронэкспорт» усилился. Укреплялось ВТС со странами СНГ, поскольку это взаимно способствовало сохранению оборонно-промышленного потенциала государств. Был введён ряд существенных правовых привилегий, особенно для стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия стремилась к более тесному взаимодействию и со странами, входящими в НАТО и Евросоюз, чтобы выйти на рынок с совместной продукцией. Это сотрудничество рассматривалось шире, чем осуществление отдельных экспортно-импортных операций в отношении специальных средств и вооружений. Оно должно было охватить также общие исследования, разработку и производство оружия и специальной техники. Совместную работу планировалось строить на основе гармонизации системы стандартов, достижения совместимости систем разведки, управления и связи, средств материально-технического обеспечения, включая международную маркировку огнестрельного оружия с целью предотвращения его попадания к незаконным формированиям.

В условиях реструктуризации оборонных отраслей промышленности менеджмент Рособоронэкспорта выработал адекватные меры по встраиванию предприятия в эти процессы, участию в формировании вертикально интегрированных структур, концернов и холдингов. С целью стабилизации экспорта, сохранения кооперационных связей Рособоронэкспортом были приобретены акции и осуществлялось непосредственное участие в работе советов директоров более чем 20 предприятий и производственных объединений различных форм собственности, таких как ОАО «АХК «Сухой», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля» и др.

Переход отечественной экономики на инновационный путь развития требует большого количества подготовленных кадров, интеллектуальный и образовательный уровень которых позволял бы в самые короткие сроки освоить и внедрить современные методы и технологии бизнес-планирования. Поэтому руководство на всех этапах становления и развития ФГУП «Рособоронэкспорт» аккумулировало и развивало научный и интеллектуальный потенциал учёных Российской академии наук и вузов страны, высококвалифицированных специалистов соответствующих отраслей экономики, научно-исследовательских институтов и своих сотрудников.

Увеличение объёмов экспорта ПВН происходило одновременно с совершенствованием нормативной правовой базы ВТС. Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» более чётко были определены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФС ВТС России по принятию решений о поставках ПВН. Это позволило отрегулировать процесс подготовки и принятия соответствующих решений, исключить возникающее неоправданное увеличение сроков подготовки распорядительных документов.

Был оптимизирован механизм рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков на поставку ПВН, конкретизирована ответственность должностных лиц ряда субъектов ВТС, введён уведомительный порядок согласования проектов некоторых решений. Несколько упростился порядок лицензирования экспорта запчастей к ранее поставленному вооружению и военной технике. Была заложена основа для перехода к внедрению практики применения многократной генеральной лицензии на поставку запчастей, выполнение работ и оказание услуг по осуществлению послепродажного обслуживания отдельных образцов ПВН.

Указом Президента РФ от 18 января 2007 г. № 54 «О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» установлено, что внешнеторговую деятельность в отношении финальных образцов ПВН осуществляет только государственный посредник.

Совершенствование подходов к определению субъектов ВТС было продолжено Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», в соответствии с которым расширились возможные организационно-правовые формы государственного посредника: он может создаваться не только в форме ФГУП, но и в форме акционерного общества. Более того, появился новый вид субъектов ВТС — Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, созданная на основании указанного Федерального закона.

Образование Госкорпорации всецело связано с активной и целенаправленной организаторской деятельностью С.В. Чемезова, который обосновал руководству страны её идею и сумел воплотить в жизнь как юридически, так и фактически в период с 2005 по 2007 г. Корпорация объединила более 420 предприятий промышленности, в том числе и выпускающих оборонную продукцию, для содействия развитию и продвижению на внешний и внутренний рынки создаваемой ими высокотехнологичной продукции.

В ноябре 2007 г. генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» был назначен Анатолий Петрович Исайкин. Он родился в 1946 г. во Владивостоке. С 1964 по 1972 г. учился в Иркутском педагогическом институте иностранных языков имени Хо Ши Мина. Работал учителем английского языка в средней школе г. Сахалина. С 1972 по 1996 г. проходил службу в Вооружённых силах и органах государственной безопасности СССР и Российской Федерации. В 1979–1980 гг. выполнял боевые задачи в составе подразделений специального назначения КГБ СССР «Зенит» (предшественник легендарного «Вымпела»), «Каскад-1», «Каскад-2» и «Каскад-4» в Афганистане. Более 15 лет посвятил службе в отряде особого назначения «Вымпел». С 1999 г. работал заместителем генерального директора ФГУП «Промэкспорт», с 2001 г. — заместителем генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт» федеральное государственное унитарное предприятие подлежит преобразованию в открытое акционерное общество, 100% акций которого будут находиться в федеральной собственности с последующей их передачей ГК «Ростехнологии».

Была начата организационно-правовая реформа ФГУП «Рособоронэкспорт», нацеленная как на совершенствование его организационно-управленческой структуры, так и на изменение всей номенклатуры и содержания внутренних организационно-распорядительных документов с учётом их адаптации к условиям функционирования предприятия в новой организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Несмотря на дополнительную серьёзную нагрузку на некоторые подразделения предприятия, удалось продолжить последовательное наращивание объёмов экспорта имущества и услуг военного назначения.

Внедрение инновационных технологий и разработка современного оборудования актуализируют роль высококвалифицированных кадров — как рабочих, так и технических специалистов. Сегодня нет ни одного предприятия, где бы остро не стояла кадровая проблема. Поэтому руководство Государственной корпорации «Ростехнологии» и ФГУП «Рособоронэкспорт» совместно с Московским государственным институтом международных отношений при участии ведущих технических университетов Москвы с 1 сентября 2008 года ведут подготовку молодых специалистов по направлению «Менеджмент в области военно-технического сотрудничества и высоких технологий» с углублённым изучением иностранного языка.

В основе успешного продвижения и реализации на внешнем рынке продукции и услуг военно-технического назначения лежит умелое сочетание опыта правопредшественников предприятия с новыми рыночными методами этой работы, в частности, с агрессивной маркетинговой политикой и мерами эффективной государственной поддержки (государственного протекционизма) со стороны высших должностных лиц Российской Федерации, что исходит из содержания основных принципов Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации».

Главным доказательством правильности выбранной стратегии корпоративного развития госпосредника, его роли и места в системе ВТС является рост показателей, характеризующих объёмы продаж ВВТ, валютных поступлений и портфеля заказов. Статус и многолетний опыт успешной работы Рособоронэкспорта обеспечивают гарантированную государственную поддержку всех экспортно-импортных операций. На долю Рособоронэкспорта приходится более 80% поставок российских ВВТ за рубеж. Ежегодно ФГУП «Рос­оборонэкспорт» увеличивает объём зарубежных поставок в среднем на 500–700 млн долларов. В результате за период с 2001 по 2011 год объём экспорта продукции военного назначения по линии предприятия вырос в два с половиной раза.

Существенно расширилась и гео­графия поставок российской продукции военного назначения. Если раньше основная часть сделок приходилась на Индию и Китай (до 80% объёма поставок), то теперь крупными импортёрами российских ВВТ стали Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Малайзия, Сирия и некоторые другие страны. В латиноамериканском регионе подписаны и реализуются контракты с Венесуэлой, Мексикой, Перу, Колумбией, Бразилией, Аргентиной, Уругваем, Эквадором и Кубой. Есть предпосылки для экспорта оружия в Чили, Боливию и страны Центральной Америки. Продолжается укрепление взаимовыгодного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Рособоронэкспорт осуществляет военно-техническое сотрудничество и с ближайшими соседями из Содружества независимых государств и Организации Договора о коллективной безопасности.

Ежегодно увеличивается и ассортимент предлагаемой на экспорт продукции военного назначения. Сейчас это несколько тысяч изделий, которые по своим качественным характеристикам находятся на уровне лучших мировых образцов, а по некоторым позициям превосходят их. Российская боевая техника активно адаптируется к стандартам НАТО и находит спрос среди участников альянса. Постоянной особенностью, выгодно отличающей российское вооружение и военную технику от продукции конкурентов, является соотношение параметров «стоимость-эффективность». Всё это позволило России уже долгие годы занимать вторую строчку в мире по объёмам экспорта вооружений.

Рособоронэкспорт поставляет оружие, соблюдая международные нормы и не нарушая сложившегося баланса сил в регионах, не допуская незаконного распространения оружия по миру, а также его попадания в руки террористов и одиозных тоталитарных режимов. Российские специалисты стремятся помочь своим партнёрам умело и органично адаптировать полученную технику к уже имеющейся структуре обороны, добиться того, чтобы вся система действовала чётко, быстро, слаженно и надёжно. Это повышает эффективность работы систем и комплексов, снижает их общую стоимость и затраты на создание и содержание соответствующей инфраструктуры.

В первую тройку стран-импортёров российского вооружения и военной техники традиционно входят Индия, Алжир, Китай. Их суммарная доля в общем объёме экспорта превысила 60 процентов. Вместе с тем военно-техническое сотрудничество продолжало активно развиваться с Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Сирией, а если говорить в целом — с партнёрами из всех регионов мира. Это подтверждает тенденцию на увеличение объёмов экспорта российской ПВН и расширение географии военно-технического сотрудничества.

Наблюдается сбалансированность по видовой структуре ПВН. Хотя, конечно, есть образцы, спрос на которые всегда был и остаётся высоким. Это самолёты марок «Су» и «МиГ», вертолёты «Ми» и «Ка», реактивная система залпового огня «Смерч», боевые машины пехоты БМП-3, танк Т-90, противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э», автоматы и пулемёты Калашникова, дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Кило», ракетные катера и, разумеется, такие системы и комплексы противовоздушной обороны, как С-300, «Тор», «Бук», «Игла».

Другой важнейший момент, способствующий достижению успеха на мировом рынке вооружений, — степень доверия партнёров к продукции российского ОПК можно видеть по всему миру: в странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Европы.

В 2012 году Рособоронэкспорт сохранил позитивную динамику роста. Оптимизм внушает высокая конкурентоспособность многих образцов российской ПВН. Хорошие перспективы продвижения на мировые рынки связаны с истребителями марки «Сухой», учебно-боевыми самолётами Як-130 и вертолётами марки «Ми», зенитными ракетными системами и комплексами «Антей-2500», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С», фрегатами пр. 11356, корветами пр. 20382, подводными лодками пр. 636, патрульными катерами пр. 10412, модернизированными танками Т-90С и боевыми машинами пехоты БМП-3Ф.

К 2013 году объём портфеля заказов Рособоронэкспорта поддерживается на уровне 33–39 млрд долл. Объём экспорта ПВН по результатам 2012 г. составил 12,9 млрд долл. США.

Традиционно значительную долю среди заключённых контрактов занимают финальные образцы ВВТ — 40,4% от общего объёма. Однако их вес снизился по сравнению с предыдущим годом (52,3%). При этом на запасные части, принадлежности, узлы и агрегаты пришлось 35,8% (в 2010 г. — 17,3%). Увеличение показателя по данной категории связано с подписанием с КНР крупного пакета контрактов на поставку авиационных двигателей. На контракты, связанные с модернизацией ПВН, пришлось 2,9% общего объёма заключённых сделок. На выполнение ремонта ранее поставленных ВВТ — 1,3% от всех обязательств.

Регулярно портфель заказов пополнялся контрактами, подписанными с рядом стран, с которыми ранее не было соглашений, например Гватемалой, Лаосом, Мали, Сингапуром, Уругваем, Чехией, Экваториальной Гвинеей и рядом других.

В региональном аспекте наиболее значительные по своим объёмам поставки ПВН в 2011 году были осуществлены в страны Азиатско-Тихо­океанского региона. На них пришлось 43% экспорта ПВН. Вторым по объёму региональным рынком для ОАО «Рос­оборонэкспорт» остаётся Ближний и Средний Восток, Северная Африка — 24%. В латиноамериканские страны осуществлено 14% от всего объёма поставок. Удалось заметно увеличить экспорт в страны СНГ — доля этого рынка составила 10%. На африканские государства южнее Сахары пришлось 7% поставок ПВН. Перечень стран Европы и Северной Америки наиболее многочисленный из всех региональных рынков (14 государств), однако общую сумму поставленных им во­оружений нельзя назвать значительной — на эти страны приходится всего 2% экспортных поставок.

Начиная с 2001 г. Россия прочно заняла на мировом рынке вооружений второе место и имеет позитивную перспективу в сфере ВТС. Залогом успешной работы в этой области являются постоянное внимание и поддержка со стороны государства, которые оказываются военно-промышленному и инновационному комплексам страны.

Создание Региональной общественной организации «Ветераны ВТС»

В 2002 году образована Региональная общественная организация «Ветераны внешнеэкономических организаций по военно-техническому сотрудничеству» (РОО «Ветераны ВТС»). Главным мотивом создания организации стало стремление бывших сотрудников различных организаций, деятельность которых была связана с международным военно-техническим сотрудничеством, сохранить традиции и преемственность поколений, передать опыт молодёжи, оказать помощь ветеранам, служившим на благо Родины, для укрепления её обороноспособности и авторитета на международной арене.

Опыт ветеранов, их багаж знаний востребованы и сегодня. К ним обращаются за советом в разрешении сложных проблем, консультативной и методической помощью, их привлекают к проведению экспертизы различных проектов в сфере ВТС.

Содействие защите прав, законных интересов ветеранов — сотрудников внешнеэкономических организаций по ВТС, оказание им социальной поддержки и реабилитации, помощь в трудоустройстве, организации лечения и отдыха бывших сотрудников организаций военно-технического сотрудничества — эти направления стали приоритетными в деятельности РОО «Ветераны ВТС».

В повседневной работе члены Совета (органа управления организацией) регулярно проводят встречи со своими бывшими коллегами, помогают решать их наболевшие вопросы, создают условия для активной общественной деятельности членов организации, в том числе в рамках юбилейных мероприятий Системы ВТС. Отдавая дань уважения бывшим руководителям, активисты организации приложили немало усилий, чтобы увековечить память о них.

Написанные членами РОО «Ветераны ВТС» статьи и опубликованные в журналах «Военный парад», «Армия и флот», ВПК, газетах «Красная Звезда», НВО и других изданиях продолжили пропаганду опыта ветеранов системы ВТС и популяризацию достижений в этой области предприятий российского ОПК.

Для награждения ветеранов и сотрудников Системы, внёсших большой вклад в развитие военно-технического сотрудничества, был выпущен почётный знак «Военно-техническое сотрудничество. За заслуги».

Сохранение памяти о лучших людях, традициях, делах объединяет все поколения. В этом проявляется забота о воспитании молодых сотрудников, работающих в системе. Участие в патриотическом воспитании молодёжи, передаче ей накопленного опыта, содействие повышению квалификации и переподготовке специалистов военно-технического сотрудничества — эти вопросы всегда стоят в центре внимания актива РОО «Ветераны ВТС», потому что в любом деле успех определяют кадры, и для них важно, кто будет трудиться в этой сфере в будущем.

Вместо заключения

Уважаемые читатели!
Вы ознакомились с избранными главами исторического очерка «ВТС России», которые охватывают 60-летний период, с 1953 по 2013 год, когда очерк увидел свет
.

В 2023 году Системе ВТС исполнилось 70 лет. Развитие этой системы шло параллельно с развитием оборонно-промышленного комплекса страны, который набирал мощь вместе с другими отраслями Советского Союза, восстанавливающего народное хозяйство после войны. .

Конечно, торговля оружием осуществлялась и до 1953 года. Экспорт­но-импортные (преимущественно импортные) операции в отношении ПВН осуществлялись по линии военного ведомства, министерства внешней торговли и других ведомств (каждого — в своей части), начиная ещё с конца XIX века. Но именно Система ВТС берёт своё начало с момента образования самостоятельного главка, который обладал всеми полномочиями и компетенциями в области поставок на экспорт полной линейки вооружения и военной техники. Менялись названия, численность и подчинённость государственного посредника, но неизменным оставалось одно: его место в системе внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности нашей страны, повышенное внимание к ВТС главы государства, а также высокий профессионализм работников, нацеленных на соблюдение прежде всего государственных интересов.

За прошедшие десятилетия отсталая в техническом отношении Россия начала ХХ века, будучи крупным импортёром оружия из стран Запада, превратилась в мощную державу с огромным военно-техническим потенциалом и одного их крупнейших экспортёров отечественного вооружения, получателями которого стали более 100 стран.

Это способствовало реализации суверенного права каждого государства — партнёра России на индивидуальную и коллективную оборону, согласно статье 51 Устава ООН, а также сохранению и укреплению роли нашей страны по всему миру.

В 2017 году АО «Рособоронэкспорт» возглавил А.А. Михеев, большую часть профессиональной жизни проработавший в системе ВТС. Благодаря своему опыту он продолжил развитие прежних, проверенных методов работы и приступил к внедрению новых.

В 2020 году Рособоронэкспорт отметил своё 20-летие. К этой дате госпосредник подошёл со значительными успехами, добившись серьёзных результатов в продвижении продукции отечественных предприятий. С 2000 года основные финансовые показатели компании: портфель заказов и объём поставок — выросли в пять раз. За эти годы заключено более 26 тысяч контрактов с партнёрами и поставлено продукции в 122 страны мира на общую сумму более 180 млрд долларов для всех видов Вооружённых сил.

Рособоронэкспорт успешно распространил свои внешнеторговые компетенции на строительство инфраструктурных объектов, предоставление услуг в космической области, подготовку иностранных специалистов по эксплуатации российской продукции, а также индустриальное партнёрство.

Одним из новых и перспективных направлений деятельности Рособоронэкспорта стало продвижение на внешние рынки продукции двойного и гражданского назначения. Также важной составляющей стала поставка гражданского и служебного оружия, высокотехнологичных средств безопасности, медицинской техники, госпиталей, специальных средств для нужд государственных и частных структур.

С целью усиления сервисной составляющей поставленной за рубеж авиационной техники в 2021 году создан второй государственный посредник — Национальная авиационно-сервисная компания (НАСК), которую возглавил А.В. Алёшин, руководитель, также имеющий большой опыт в системе ВТС.

Мир динамично развивается, одновременно изменяется и содержание ВТС. Отношения купли-продажи вооружения и военной техники трансформируются в совместную с парт­нёрами разработку их образцов, производство, реализацию и сервисное обслуживание. Результаты этой работы будут определяться гибкостью законов, регулирующих ВТС, способностью наших предприятий создавать продукцию военного назначения, превосходящую зарубежные аналоги по критериям «эффективность — стоимость жизненного цикла», а также обеспечением надлежащейи постоянной мотивации со стороны государства учёных, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, создающих эту продукцию.

Последние годы сопровождались множеством различных потрясений мирового масштаба, от пандемии новой коронавирусной инфекции до серии локальных вооружённых конфликтов, грозящих перерасти в крупномасштабные войны. Это не может не отражаться на сути и задачах военно-технического сотрудничества России, которые, как и прежде, определяет нам глава государства. Однако приоритетной задачей внутри Системы является сбережение человеческого потенциала — тех высококлассных специалистов, которые должны в любых условиях сохранять достижения России в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.











«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов