НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Военно-техническое сотрудничество великой державы
Избранные главы из книги «ВТС России»


В год 70-летия системы военно-технического сотрудничества России мы продолжаем публикацию избранных глав исторического очерка «ВТС России», изданного в 2013 году.

Распад Советского Союза нанёс тяжелый удар по системе военно-технического сотрудничества, которая выстраивалась долгие годы, опираясь на законодательство и структуру военно-промышленного комплекса СССР.

Преобразование ГИУ в ВО «Оборонэкспорт» и ГТУ — в ГВК «Спецвнештехника», попытки создания на их базе акционерных обществ совместно с предприятиями — производителями ВВТ не дали ожидаемых результатов.

В ноябре 1993 года на базе ГВК «Спецвнештехника», ВО «Оборонэкспорт» и ГУСК МВЭС России была образована Государственная компания «Росвооружение». Поначалу работа компании строилась не совсем гладко, чему были объективные и субъективные причины. Затем процессы стали налаживаться.

Из данного раздела читатель узнает, как развивалось военно-техническое сотрудничество в 1994–1999 годах, какие изменения способствовали нарастающим успехам и что мешало построению эффективной системы ВТС в молодой России. Также мы расскажем о работе второго спецэкспортёра, действующего в то время, — ФГУП «Промэкспорт». Завершающая часть раздела посвящена работе государственного регулятора — Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Предлагаем вашему вниманию материал 9-й главы исторического очерка «ВТС России».

Военно­техническое сотрудничество с иностранными государствами в 1998–2000 гг. (глава из книги с небольшими сокращениями)

В 1994–1997 гг. успешная деятельность ГК «Росвооружение» способствовала неуклонному росту российского экспорта ВВТ:
  • в 1994 г. — 1,7 млрд долларов США (практически вся сумма получена Госкомпанией);
  • в 1995 г. — 3,05 млрд долларов (доля ГК — 2,8 млрд долларов);
  • в 1996 г. — 3,5 млрд долларов (доля ГК — 3,4 млрд долларов).

Пакет подписанных Госкомпанией контрактов на 1997 г. и последующие годы составил 7 млрд долларов. В мировом экспорте оружия России вышла на второе место (после США). Это был значительный успех в условиях резкого увеличения числа продавцов оружия при одновременном сокращении числа покупателей и их возможностей, обострения конкурентной борьбы на мировом рынке ВВТ.

Совершенствовалась организационная структура Госкомпании. В 1997 г. было образовано пять региональных управлений (по географическим направлениям). Транспортное управление выделилось в закрытое акционерное общество «Грузовая транспортная компания».

Эффективная работа по увеличению объёма экспортных поставок вооружения вызывала неоднозначную реакцию определённых финансовых и властных структур. Этому способствовали и объективные причины, прежде всего отсутствие достаточной законодательной базы. Если методы получения валюты при продаже ПВН определялись существовавшими на мировом рынке правилами, то порядок распределения этой валюты внутри страны чётко определён не был. Это давало Росвооружению возможность в известной мере устанавливать свои приоритеты, вызывая недовольство заинтересованных структур.

Критические статьи в СМИ не столько были направлены на улучшение ВТС и защиту интересов государства, сколько служили достижению узкокорыстных целей конкретных персон. Тем не менее мнение о ГК высшего руководства страны было выражено в распоряжении Президента Российской Федерации от 7 июля 1996 г.: «Считаю нецелесообразным на данном этапе проводить какие­либо организационные и кадровые изменения в эффективно работающей системе военно­технического сотрудничества с зарубежными странами, особенно в Государственной компании «Росвооружение».

Актом доверия к Росвооружению являлся и отзыв представителя Президента при Госкомпании маршала Е.И. Шапошникова. Поддержку в работе пообещал и премьер­министр Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин на встрече с генеральным директором А.И. Котёлкиным (17 сентября 1996 г.).

В то же время отсутствие необходимой правовой базы препятствовало чёткости в организации ВТС России с иностранными государствами. По­прежнему не были регламентированы обязанности и ответственность организаций, принимавших участие в этой деятельности, порядок взаимодействия ГК «Росвооружение» с Правительством Российской Федерации.

28 июля 1997 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по совершенствованию системы управления военно­техническим сотрудничеством с иностранными государствами». Однако он не внёс принципиальных изменений в существовавшую систему ВТС. Указ лишь подтвердил право государства на экспорт и импорт ВВТ, уточнил порядок назначения генерального директора Госкомпании, а также предложил внести изменения в основополагающую её документацию и привести действующие законоположения в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации.

Первым в пакете нормативных правовых актов, который внёс серьёзные изменения в область ВТС, был Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. № 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами». Данный указ утвердил ряд положений, регулирующих отношения субъектов в сфере ВТС. Уже из названия документа следовало, что ВТС с иностранными государствами является одним из составляющих элементов всей внешнеторговой деятельности страны. Действительно, по официальным данным («Финансовые известия» от 15.04.1997 г.), в 1996 г. общий объём российского экспорта составил 70,4 млрд долларов, а с учётом торговли со странами СНГ и Балтии — 89,6 млрд долларов. Россия на мировом рынке экспорта заняла 20­е место, и её доля составила 1,3%. Объём экспорта российской ПВН на тот же год был равен 3,5 млрд долларов, что составило 4–5% от всего экспорта.

Указ усиливал государственный контроль над ВТС с иностранными заказчиками. Правом работы в этой сфере обладали только предприятия — изготовители оружия, получившие на это специальные разрешения, и три специально созданных для этой цели федеральных государственных унитарных предприятия, которые приобретали статус госпосредников.

Было установлено, что должны быть разработаны и утверждены Президентом Российской Федерации: список ПВН, разрешённой к передаче иностранным заказчикам, и список государств, которым можно поставлять продукцию, перечисленную в первом списке.

Было оговорено, что впредь реализация за рубежом военной техники, высвобождаемой из состава Вооружённых сил в связи с проводимой военной реформой, будет производиться преимущественно через государственного посредника — ФГУП «Промэкспорт».

Указ также определил создание достаточно чёткой государственной системы ВТС с иностранными государствами. Причём эта система не только была разработана в общих, принципиальных положениях, но и достаточно детализирована, чего не было ранее.

С этой целью утверждались четыре основополагающих документа:
  • 1. Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении ПВН;
  • 2. Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН;
  • 3. Положение о Координационном межведомственном совете по ВТС Российской Федерации с иностранными государствами;
  • 4. Состав Координационного межведомственного совета по ВТС Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно основным положениям указанных документов, контроль государства за внешнеторговой деятельностью осуществляется в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения соблюдения международных обязательств. Список продукции военного назначения, разрешённой к передаче иностранным заказчикам, именуется как список 1. В него включается как непосредственно номенклатура ВВТ с указанием возможности передачи лицензий на их производство, так и НИОКР, проводимые в интересах иностранных заказчиков. Список 1 утверждается указом Президента России.

Список 2 содержит перечень государств, в которые разрешена передача ПВН, содержащейся в списке 1. В отношении отдельных государств передача конкретных видов вооружения может быть ограничена. Список 2 также утверждается указом Президента России. Организация разработки списков 1 и 2 возложена на Координационный межведомственный совет по ВТС (КМС), о котором было сказано в Указе.

Экспорт, сдача в аренду (лизинг), временный вывоз и вывоз на переработку ПВН с территории России в соответствии со списками 1 и 2 осуществляются на основании решений Правительства Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым МВЭС России. По его же лицензиям, выданным на основании соответствующих решений Правительства, осуществляется экспорт специальных комплектующих изделий, запасных частей, учебного и вспомогательного имущества к ПВН, ранее поставленной иностранным заказчикам или производимой по российским лицензиям. На основании аналогичных лицензий выполняется проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту поставленного ВВТ. Указанные лицензии выдаются МВЭС по согласованию с Минобороны России.

Исключительно Президент Российской Федерации на основании представлений Правительства России принимает решения об экспорте, лизинге и других видах экспортных операций по имуществу, не включённому в список 1, и в отношении государств, не включённых в список 2. Аналогично решаются вопросы об ОТС в создании (дооборудовании) специальных объектов на территории иностранных государств.

Импорт ПВН на территорию России разрешается только для нужд федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своём составе войска и воинские формирования, и осуществляется в рамках гособоронзаказа государственными посредниками совместно с головными исполнителями, определёнными в оборонном заказе, на основании лицензий, которые выдаёт МВЭС России.

Порядок выдачи МВЭС России лицензий на вывоз и ввоз ПВН устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решения об экспорте продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации и на основании официальных обращений иностранных государств или иностранных организаций, имеющих соответствующие права. Обращения (просьбы) об экспорте ПВН иностранными заказчиками направляются по дипломатическим каналам, через военных атташе при посольствах России или через российские организации, имеющие право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, в МВЭС России.

МВЭС России совместно с МИД, Мин­обороны, Минэкономики, СВР, ФСБ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации проводит экспертизу поступивших документов и по её результатам представляет в Правительство заключение о возможности экспорта ПВН, вносит проекты соответствующих решений. Правительство Российской Федерации на основании полученных заключений подписывает с иностранными государствами договоры о ВТС.

Решение о проведении переговоров, о заключении международных договоров о ВТС принимает Президент России на основании представлений Правительства Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут заключать международные договоры межведомственного характера по вопросам ВТС, если возможность заключения таких договоров предусмотрена в тексте международных договоров Российской Федерации. Решения о прекращении, приостановлении и возобновлении ВТС с иностранными государствами принимает Президент Российской Федерации на основании представлений Правительства.

Предоставление российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН возлагается на Координационный межведомственный совет по военно­техническому сотрудничеству, решения которого утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок представления в Координационный межведомственный совет (далее — КМС) предложений по этому вопросу определяется Президентом России.

Ведение реестра предприятий, которым предоставлено указанное право, возлагается на МВЭС России. Организации, обладающие этим правом, могут проводить в государствах, в которые разрешена передача ПВН, поиск заказчиков, вступать совместно с военными атташе в переговоры с иностранными заказчиками и сообщать им ориентировочную цену на предлагаемое для экспорта вооружение. Такие организации могут осуществлять рекламную и иную маркетинговую деятельность, участвовать в выставках, знакомить иностранных заказчиков в ходе переговоров с тактико­техническими характеристиками образцов военной техники, разрешённых для экспорта, а также с основными положениями НИОКР по их созданию в объёме, предварительно согласованном с Минобороны России. Указанные организации могут подписывать в установленном порядке в пределах своей компетенции контракты с иностранными заказчиками, командировать за рубеж российских специалистов и осуществлять в установленном порядке внешнеторговые операции с ПВН согласно заключённым контрактам.

Кроме общих обязательств, вытекающих из действующего законодательства Российской Федерации, организации — экспортёры ПВН при работе за рубежом обязаны координировать свою деятельность с военными атташе при посольствах России и не допускать по отношению к другим российским организациям недобросовестной конкуренции на внешнем рынке. Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, обязаны представлять отчёты об этой деятельности в МВЭС России по установленной форме.

Размер комиссионного вознаграждения государственных посредников, предельные цены на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) такими предприятиями, их штатное расписание и сметы расходов, а также банки, в которых они открывают счета при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, устанавливает Правительство Российской Федерации.

Основной задачей КМС является подготовка для Президента и Правительства Российской Федерации предложений по вопросам:
  • определения приоритетных направлений в области ВТС и решения связанных с этим проблем;
  • заключения международных договоров по ВТС;
  • совершенствования контроля за осуществлением ВТС, в том числе за передачей за рубеж информации и результатов НИОКР;
  • определения ПВН, которая может быть разрешена для передачи иностранным заказчикам;
  • определения списка государств, которым возможна передача разрешённой для экспорта ПВН;
  • предоставления российским организациям права экспорта (импорта) ПВН;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и российских организаций в области ВТС;
  • организации и проведения выставок и показов ВВТ на территории России и за рубежом;
  • определения порядка деятельности и состава наблюдательных комиссий по контролю деятельности и финансового состояния государственных посредников — ФГУП, основанных на праве хозяйственного ведения.

Рабочий орган комитета — соответствующее структурное подразделение МВЭС России. Информационное, организационное и материально­техническое обеспечение деятельности КМС осуществляет рабочий орган КМС по согласованию с Минобороны России.

Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. № 907 был образован КМС в следующем составе:

В.С. Черномырдин — председатель Правительства Российской Федерации (председатель Совета);

Я.М. Уринсон — заместитель председателя Правительства Российской Федерации — министр экономики Российской Федерации (заместитель председателя Совета);

И.С. Иванов — статс­секретарь — первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации;

Н.Д. Ковалёв — директор ФСБ России;

Ю.Н. Коптев — генеральный директор РКА;

В.В. Корабельников — заместитель начальника Генерального штаба ВС Российской Федерации;

А.Л. Кудрин — первый заместитель министра финансов Российской Федерации;

В.Н. Михайлов — министр Российской Федерации по атомной энергии;

А.В. Огарёв — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

Р.Г. Орехов — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации — начальник Главного государственно­правового управления;

В.А. Пахомов — заместитель министра внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (ответственный секретарь Совета);

И.П. Рыбкин — секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;

И.Д. Сергеев — министр обороны Российской Федерации;

В.И. Трубников — директор СВР России;

М.Е. Фрадков — министр внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.

20 августа 1997 г. Президент России подписал Указ № 910 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственная компания «Рос­вооружение».

В целях реализации мер по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами этим Указом было установлено, что ФГУП «Государственная компания «Росвооружение» является правопреемником Государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение».

Правительству Российской Федерации было дано указание в двухмесячный срок образовать из представителей федеральных органов исполнительной власти наблюдательную комиссию по контролю деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Государственная компания «Росвооружение».

По представлению председателя Правительства Российской Федерации генеральным директором федерального государственного унитарного предприятия «Государственная компания «Росвооружение» был назначен Е.Н. Ананьев. Ему было дано поручение в двухмесячный срок согласовать с Минобороны России и представить в наблюдательную комиссию по контролю деятельности ФГУП «Государственная компания «Росвооружение» проект штатного расписания структуры и предложения по составу её руководства.

Евгений Николаевич Ананьев родился в 1948 г. в Москве. Окончил Московский инженерно­строительный институт и Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. Работал на руководящих должностях в государственных организациях, в том числе непосредственно связанных с производством вооружения и военной техники и их поставкой за рубеж.

В связи с изданием указов Президента Российской Федерации Е.Н. Ананьев на встрече с представителями СМИ подтвердил необходимость усиления контроля ВТС России с зарубежными странами. Он сказал, что в принятых документах изложены все основные положения, которыми будут руководствоваться в России при осуществлении продажи оружия и других вопросов ВТС. Определены вопросы, которые Правительство РФ может решать самостоятельно, через Координационный межведомственный совет. Чётко обозначены функции других заинтересованных ведомств («Российская газета», 23.08.1997 г.). Реализация решений главы государства по ВТС должна была привести к повышению эффективности взаимодействия российских структур и в целом к укреплению позиций России на мировом рынке вооружения.

Выполнение намеченных задач продолжил новый генеральный директор ГК «Росвооружение» генерал­лейтенант Григорий Алексеевич Рапота, назначенный на эту должность в ноябре 1998 г*. Он родился 5 февраля 1944 г. в Москве. В 1966 г. окончил МВТУ имени Баумана, затем долгое время работал за рубежом, а с апреля по ноябрь 1998 г. занимал пост заместителя секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

Финансовый кризис в стране негативным образом повлиял на общее состояние ВПК. Обычная для рынка вооружений практика кредитования покупателя стала неприемлемой. Финансирование оборонных предприятий резко снизилось.

Несмотря на то что Госкомпания пыталась изыскивать средства в коммерческих банках и работать над схемами привлечения капитала из­за границы, преодолеть негативные тенденции в работе не удалось.

В результате неспособности исполнить взятые финансовые обязательства по государственным краткосрочным облигациям, а также в связи с недостаточной профессиональной деятельностью топ­менеджмента Госкомпании по подписанию новых контрактов с иностранными заказчиками за это время было подписано контрактов только на сумму 1,3 млрд долларов, а объём их исполнения составил 2,8 млрд долларов. Это привело к снижению «портфеля заказов» Госкомпании и явилось одной из главных причин смены руководства.

В 1999 г. генеральным директором ГК «Росвооружение» был назначен Алексей Викторович Огарёв. Он родился в 1957 г. в Москве. В 1981 г. окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. До 1988 г. трудился в оборонной промышленности. В 1989–1996 гг. был сотрудником МИДа. С мая 1996 г. работал постоянным представителем Российской Федерации при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Занимал должность заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Являясь заместителем секретаря Совета Безопасности России, курировал вопросы ВТС с иностранными государствами.

А.В. Огарёв возвратил в состав топ­менеджмента ГК «Росвооружение» некоторых сотрудников, имевших большой практический опыт работы в сфере военно­технического сотрудничества, и осуществил кадровые перемещения в поставочном, региональном, финансовом и административном блоках.

Грамотный и последовательный стиль работы руководителя и в целом коллектива дали положительный результат. Только в период с августа 1998 г. по октябрь 2000 г. по линии ГК «Росвооружение» были подписаны контракты на сумму свыше 5,6 млрд долларов и осуществлены поставки продукции и услуг военного назначения на сумму около 2,8 млрд долларов. При этом прирост объёмов «портфеля заказов» Госкомпании за этот период увеличился почти на 3 млрд долларов.

Вместе с тем в эти годы продолжала обостряться конкурентная борьба между ГК «Росвооружение» и другим основным государственным посредником в сфере ВТС — ФГУП «Промэкспорт».

Образование ФГУП «Промэкспорт» и его деятельность

Указом Президента России № 908 от 20 августа 1997 г. было установлено, «что реализация за рубежом высвобождаемых из состава Вооружённых сил Российской Федерации вооружения и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей к ним, а также боеприпасов в связи с проводимой военной реформой осуществляется преимущественно государственным посредником — федеральным государственным унитарным предприятием «Промэкспорт».

Генеральным директором ФГУП «Промэкспорт» в 1997 г. был назначен Вячеслав Евгеньевич Филимонов. Он родился в 1939 г. в Москве. В 1969 г. окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт. Работал в проектном институте, затем в ВЭО «Промзагранпоставка», где занимал должности от старшего инженера до первого заместителя генерального директора. После преобразования ВЭО «Промзагранпоставка» в «Промэкспорт» был первым заместителем руководителя**.

Важным этапом в деятельности ФГУП «Промэкспорт» стало включение в его состав ещё одного госпосредника в области ВТС. Указом Президента Российской Федерации № 750 от 27 апреля 2000 г. предусматривалось «в целях дальнейшего совершенствования военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и усиления государственного контроля за его осуществлением» реорганизовать ФГУП «Промэкспорт» «в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии».

Этим документом было установлено, что «Промэкспорт» является правопреемником присоединённого предприятия, и к нему переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности ФГУП «Российские технологии».

Необходимость такого решения со стороны руководства страны была очевидна. ФГУП «Российские технологии» в силу ряда причин так и не смогло завершить этап формирования, за три года работы объём его ежегодного экспорта ПВН не превышал 20 млн долларов.

«Промэкспорт» в течение полутора лет (с декабря 1997 г.) увеличил объ­ёмы экспорта, повысил свой авторитет на международном рынке, среди партнёров внутри страны, из которых самым важным, но в то же время и самым сложным оказалось Минобороны России.

ФГУП «Промэкспорт» стало правопреемником и продолжателем традиций внешнеторгового объединения «Промзагранпоставка», которое в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР и приказом министра оборонной промышленности СССР от 14 апреля 1969 г. было создано на правах главного управления министерства для выполнения различных функций в сфере внешней торговли.

ВО «Промзагранпоставка», в составе которого были сотрудники с богатой зарубежной практикой, стало заметным участником подготовки внешнеторговых решений руководства страны и исполнителем большого объёма работ. Деятельность «Промзагранпоставки» была связана в первую очередь с изучением и определением потребностей внешнего рынка, обеспечением поставок (в том числе комплектно) за рубеж продукции военного и общепромышленного назначения, технологического оборудования по заказ­нарядам (контрактам) внешнеторговых организаций.

Кроме того, в ведение «Промзагранпоставки» входило обеспечение технического обслуживания военной продукции, поставленной за рубеж, а также выполнение работ, которые, по советскому законодательству, концентрировались в перечне функций генерального поставщика, связанных с оказанием технического содействия в создании, в том числе и на условиях «под ключ», выведением на промышленную мощность и сопровождением эксплуатации специальных объектов военного и военно­технического назначения за рубежом.

Получение и успешное выполнение контрактов, особенно на условиях «под ключ», на строительство специальных объектов (заводов) в Индии, Ливии, Ираке, Сирии, Египте и в других странах вошли в историю ВТС Российской Федерации с иностранными государствами как прорыв сквозь непреодолимые, как считали тогда западные эксперты, преграды, выставляемые конкурентами.

При непосредственном участии ВО «Промзагранпоставка» было построено за рубежом более 30 специальных объектов (заводов), в том числе по полному циклу изготовления лёгких и тяжёлых видов ВВТ, и многие тысячи специалистов были командированы на эти объекты. Перечни оборудования, входившего в состав непрерывных технологических процессов, насчитывали более тысячи единиц, как правило, высокоточных специальных станков и агрегатов.

В ходе выполнения своих функций «Промзагранпоставка» приобрела богатый опыт внешнеэкономической деятельности, поэтому при образовании ФГУП «Промэкспорт» и наделении его чисто внешнеторговыми функциями и задачами государственного посредника в сфере экспорта (импорта) ПВН практически не потребовалось переучивать сотрудников, налаживать деловые связи с иностранными заказчиками, определять своё место на мировом рынке вооружений.

«Промэкспорт» в качестве внешнеэкономической организации, получившей право самостоятельного заключения и исполнения внешнеторговых контрактов с ПВН, фактически продолжил работу на более профессиональном уровне и к весне 1999 г. заключил контракты на сумму более 500 млн долларов с иностранными заказчиками более чем из 20 стран, а количество прорабатываемых заявок и обращений позволяло фактически утроить достигнутые объёмы экспорта.

Руководители ФГУП «Промэкспорт», особенно В.Е. Филимонов и И.М. Гончаренко, активно налаживали продуктивные отношения как с предприятиями оборонной промышленности, так и с Минобороны России в части проработки, заключения и исполнения контрактов на поставки ВВТ «из наличия».

Целый ряд проблем, с которыми ФГУП «Промэкспорт» столкнулось в своей работе как государственный посредник при осуществлении ВТС с иностранными государствами, требовали своего разрешения.

К таким проблемам относились:
  • необходимость авансирования предпродажной подготовки и доведение запрашиваемого имущества до экспортного вида;
  • медленное обновление списков ВВТ, подлежавших реализации иностранным государствам, с указанием года их производства, технического состояния, остаточного ресурса, стоимости и времени, необходимого для доведения имущества до экспортного вида;
  • превышение в ряде случаев остаточной стоимости имущества, предлагавшегося Минобороны России для экспорта, его реальной стоимости,а иногда и стоимости нового имущества, что приводило к отказу иностранных заказчиков от дальнейших переговоров;
  • неоправданно широкий круг подразделений Минобороны России, участвовавших в согласовании проектов документов, необходимых для осуществления экспортных поставок.

Например, на сроки выполнения контракта продавцом (то есть российской стороной) влияло несколько факторов: в первую очередь срок изготовления ВВТ предприятием промышленности; период согласования, подготовки и выхода решения правительства на каждую, даже единичную, поставку; сроки, связанные с оформлением и выдачей экспортной лицензии. Сроки изготовления часто были значительно короче, чем время согласования правительством.

«Промэкспорт» нашёл собственное решение ускорения сроков проработки, заключения и исполнения контрактов. Было повышено качество организации труда, создан оптимальный бизнес­процесс контрактной работы, которой были подчинены все другие, безусловно, важные бизнес­процессы. Так были созданы не только реальный резерв сокращения сроков выполнения контрактов, но и атмосфера требовательности к качеству работы на всех участках внешнеэкономической деятельности.

Высокий уровень динамики роста объёмов экспорта, маркетинговой и контрактной работы сохранился и после сентября 1999 г., когда новым генеральным директором ФГУП «Промэкспорт» был назначен С.В. Чемезов.

Проведённая реорганизация и создание двух основных госпосредников в сфере ВТС России с иностранными государствами — ГК «Росвооружение» и ФГУП «Промэкспорт» — стали важным этапом на пути дальнейшего совершенствования всей системы сотрудничества.

В то же время легитимное разграничение сфер деятельности обеих структур не представлялось возможным. Это приводило к недостаткам работы на внешнем рынке, явившимся предметами разбирательств в Правительстве России и в Администрации Президента Российской Федерации. Оба предприятия при этом вносили предложения о необходимости образования единой госпосреднической структуры в области военно­технического сотрудничества. Именно поэтому Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. № 1834 о слиянии этих предприятий и образовании ФГУП «Рособоронэкспорт» имел большое позитивное значение.

Образование Федеральной службы по вопросам международного военно­технического сотрудничества Российской Федерации и её деятельность

Во все времена целью военно­технического сотрудничества России с иностранными государствами было укрепление военно­политических позиций нашего государства в различных регионах мира. Основными принципами государственной политики в этой сфере всегда являлись приоритетность интересов России, соблюдение международных норм и обязательств в области контроля за экспортом военной продукции, товаров и технологий двойного назначения.

В условиях значительного расширения и активизации международных связей Советского Союза в военной области в начале 50­х годов возникла необходимость в реорганизации системы отечественного военно­технического сотрудничества. Президиум Совмина СССР принял решение передать в Министерство внутренней и внешней торговли функции по подготовке и рассмотрению вопросов, связанных с военными поставками в страны народной демократии. С этой целью 8 мая 1953 года было создано Главное инженерное управление (ГИУ) при Министерстве внутренней и внешней торговли СССР, главной функцией которого стало коммерческое оформление экспорта ВВТ, лицензий на производство работ военного назначения в соответствии с внешнеполитическими решениями Правительства СССР. В дальнейшем в связи с возникновением нового вида деятельности ВТС — «оказание технического содействия» — в 1957 году образовался Государственный комитет по внешним экономическим связям СССР (ГКЭС).

В 60­е годы ХХ столетия СССР прочно занял место одного из ведущих экспортёров вооружения и боевой техники в мире. Поставки приобрели комплексный и многоплановый характер, сформировался их механизм.

В 1968 году в СССР образовалось Главное техническое управление (ГТУ) ГКЭС, основной функцией которого было обеспечение комплексного технического содействия в создании национальной оборонной инфраструктуры в иностранных государствах­заказчиках: строительстве военных объектов, заводов и организации лицензионного военного производства и ремонта военной техники за границей, сооружении специальных объектов.

Ключевым моментом в функционировании советской системы экспорта российской ПВН стало принятие в 1979 году Правительством СССР решения об упразднении в специализированных внешнеэкономических объединениях Министерства внешней торговли отделов, осуществляющих экспортные поставки комплектующих изделий, сырья и материалов общепромышленного назначения и передача функций этих расформированных отделов в ГТУ.

Это привело к тому, что ключевой контроль и основное функционирование системы оружейного экспорта Советского Союза были замкнуты на ГКЭС (Министерство внешнеэкономических связей). С этого момента одно ведомство СССР могло предоставить зарубежным заказчикам полный спектр услуг военно­технического характера: от прямых поставок ВВТ и строительства спецобъектов «под ключ» до полной номенклатуры соответствующих технических и сервисных услуг.

Очередным структурным объединением советской системы военного экспорта (государственным посредником) считается Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК), образованное в 1988 году.

В начале 1990­х годов возник ряд проблем в деятельности предприятий оборонно­промышленного комплекса России. В 1992 году Правительство Российской Федерации упразднило регулирование внутренних цен на любую производимую в стране продукцию, что отразилось и на военном производстве. В результате себестоимость продукции военного назначения резко выросла, её качество снизилось, начались задержки в выполнении контрактов на поставку ПВН иностранным заказчикам.

В этих условиях возрастала необходимость воссоздания стройной системы военно­технического сотрудничества с единым регулирующим государственным органом. Эта задача была особенно актуальной в связи с тем, что экспорт ПВН фактически стал единственным средством, позволившим выжить многим предприятиям оборонно­промышленного комплекса России.

30 декабря 1994 года был подписан Указ «О государственном комитете Российской Федерации по военно­технической политике» (ГКВТП) — структуре министерского уровня, подотчётной Президенту Российской Федерации. Комитету было передано право выдавать лицензии на экспорт оружия. С созданием ГКВТП формирование новой системы ВТС России в целом завершилось, что позитивно отразилось на объёмах экспорта.

Этот Комитет просуществовал до августа 1996 года, когда он был упразднён, а функции уполномоченного федерального органа, регулирующего вопросы экспорта российской ПВН, были переданы Министерству внешнеэкономических связей Российской Федерации. Затем вплоть до 2000 года задачи государственного регулирования российского экспорта продукции военного назначения возлагались на Министерство торговли и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. С этой целью в структуре данных министерств были организованы соответствующие департаменты и управления.

Термин «военно­техническое сотрудничество» впервые был упомянут в положениях Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 года № 507 «О военно­техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами», а законодательное своё закрепление он получил в Федеральном законе от 19 июля 1998 года № 114­ФЗ «О военно­техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». В этом документе впервые были чётко и однозначно сформулированы основные идеи и цели военно­технического сотрудничества России с зарубежными странами, принципы осуществления государственной политики и методы государственного регулирования, реализации государственной монополии в этой области; даны строгие определения основных терминов, имеющих широкое распространение в этой сфере деятельности государства.

По состоянию на начало ноября 2000 года Россия осуществляла военно­техническое сотрудничество с более чем 60 странами мира, с 25 из них были подписаны межправительственные соглашения о ВТС.

На протяжении всего периода осуществления ВТС его отдельные функции выполняли различные органы власти. Неизменным было то, что государство всегда оставляло за собой жёсткий контроль за экспортом военной продукции. Учитывая важность данного направления внешнеэкономической и политической деятельности государства, Президент Российской Федерации В.В. Путин 1 декабря 2000 года подписал Указ № 1953 «Вопросы военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами». В результате этого была восстановлена президентская вертикаль управления всем комплексом российского экспорта ПВН на мировой рынок.

Одним из ключевых элементов этой вертикали управления стал Комитет по военно­техническому сотрудничеству (КВТС России), на который было возложено в том числе решение следующих задач:
  • разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой государственной политики по укреплению военно­политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  • обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации принципов государственной политики в области ВТС, осуществления государственной монополии и государственного регулирования в этой области.

Для выполнения указанных задач на КВТС России возложены в том числе следующие функции:
  • подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам ВТСи внесение их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
  • участие в реализации государственной политики в области ВТС, а также в установленном порядке в работе международных организаций, связанной с вопросами указанной сферы внешнеэкономической деятельности государства, в том числе в оказании технического содействия в создании, дооборудовании и модернизации объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации, боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также в обеспечении функционирования этих объектов, передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения и сотрудничестве с иностранными государствами в области разработки и производства продукции военного назначения;
  • подготовка предложений о предоставлении организациям — разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (о лишении этих организаций такого права) и предоставление (лишение) указанным организациям такого права;
  • координация в пределах своей компетенции маркетинговой и рекламной деятельности в области ВТС;
  • рассмотрение обращений иностранных заказчиков о поставках ПВН, их регистрация и определение исполнителей из числа субъектов ВТС, регистрация контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, и осуществление контроля за исполнением этих контрактов, формирование сводного объёма экспорта ПВН на очередной планируемый год и контроль за выполнением его показателей;
  • разработка предложений для государственного оборонного заказа в части, касающейся поставок на экспорт и закупки по импорту продукции военного назначения по международным обязательствам Российской Федерации;
  • осуществление контроля за уровнем внешнеторговых цен на продукцию военного назначения и участие в контроле за формированием и согласованием уровня внутренних цен на ПВН, оплачиваемую за счёт средств федерального бюджета, предназначенную для поставки иностранным заказчикам;
  • разработка с участием федеральных органов исполнительной власти концептуальных подходов к проблемам повышения эффективности военно­технического сотрудничества, а также анализ тенденций развития мирового рынка и обобщение результатов внешнеэкономической деятельности субъектов военно­технического сотрудничества;
  • анализ действующих на долгосрочной основе международных договоров Российской Федерации, предусматривающих поставку на экспорт продукции военного назначения с учётом взаимных задолженностей, возможностей товарообмена и других форм расчётов, а также подготовка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направление в Министерство иностранных дел Российской Федерации предложений об установлении, приостановлении, прекращении и возобновлении военно­технического сотрудничества и др.

В связи с увеличением объёма экспорта российской ПВН и расширением присутствия России на мировом рынке вооружений в 2004 году Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КВТС России был преобразован в Федеральную службу по военно­техническому сотрудничеству (ФСВТС России).

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно­техническому сотрудничеству» утверждены численность и Положение о ФСВТС России. Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент Российской Федерации. Службу возглавляет директор ФСВТС России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

С момента основания Службы её возглавил Михаил Аркадьевич Дмитриев, а с мая 2012 года — Александр Васильевич Фомин*.

Директор Службы имеет в подчинении четырёх заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители директора осуществляют координацию деятельности структурных подразделений Службы.

ФСВТС России включает центральный аппарат, а также представителей в Китае, Индии, Вьетнаме, Венесуэле, Алжире и Украине.

В центральный аппарат ФСВТС России, помимо руководства Службы, входят группа помощников (советников) директора, Управление делами, Административное управление (аппарат директора), Управление правового обеспечения и кадровой политики, Первое, Второе, Третье и Четвёртое управления по военно­техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Финансово­экономическое управление, Управление по работе с предприятиями ОПК и контролю за реализацией перспективных проектов, Управление экспортного контроля, Управление защиты государственной тайны.

В связи с увеличением объёма и номенклатуры экспорта российской ПВН и расширением присутствия России на мировом рынке вооружений роль ФСВТС России в системе государственного управления Российской Федерации с каждым годом растёт.

Федеральная служба по военно­техническому сотрудничеству наделена полномочиями по предоставлению организациям — разработчикам и производителям ПВН права на внешнеторговую деятельность в части поставок запасных частей, учебного и вспомогательного и иного имущества, а также оказания ряда услуг.

В 2002 году Президент Российской Федерации своим распоряжением определил перечень организаций оборонно­промышленного комплекса, в отношении которых КВТС России (ФСВТС России) имел право реализовывать это полномочие. В настоящее время в рамках соответствующих распоряжений Президента Российской Федерации право на внешнеторговую деятельность в части поставок запасных частей, учебного и вспомогательного и иного имущества, а также оказания ряда услуг предоставлено 21 организации.

В соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации предоставлено ограниченное право на внешнеторговую деятельность ещё четырём организациям:
  • ГК «Ростехнологии»**;
  • ОАО «ОАК — Транспортные самолёты»;
  • ОАО «Оборонсервис»;
  • ОАО «Объединённая судостроительная корпорация».

По итогам 2012 года субъекты ВТС осуществляли половину всех продаж запасных частей к ранее поставленной иностранным заказчикам российской (советской) технике. На их долю также приходится около 65% объёма работ по ремонту российских вооружения и военной техники, находящихся на вооружении иностранных государств.

Количество стран, с которыми взаимодействуют данные субъекты ВТС, выросло с 16 в 2003 году до 44 в 2012 году. Сегодня они работают в той или иной степени более чем в половине стран, с которыми у России имеются отношения в области военно­технического сотрудничества.

В настоящее время Служба, помимо полномочий, возложенных в своё время на КВТС России, осуществляет:
  • контроль за перечнем ПВН, разрешённой к передаче иностранным заказчикам;
  • выдачу экспертных заключений об отнесении или неотнесении продукции к ПВН;
  • выдачу сертификатов конечного пользователя по требованию уполномоченных органов иностранных государств; информационное обеспечение субъектов ВТС по вопросам проведения международных конкурсов (тендеров) на поставки ПВН;
  • утверждение перечней образцов ПВН, предлагаемой к экспонированию на выставках.

Основными направлениями деятельности ФСВТС России в ближайшей перспективе являются дальнейшее развитие организационной структуры ВТС, совершенствование нормативной правовой базы в указанной области внешнеэкономической деятельности государства, расширение числа стран, в которых имеются представители Службы.














«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов