Полёты с отечественным двигателем и композитным крылом
В конце прошлого года совершил первый полёт самолёт
МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных
композиционных материалов российского производства.
МС-21-300/310 – среднемагистральный самолёт нового поколения
вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его ключевой
особенностью является крыло из композиционных материалов.
МС-21 ориентирован на самый массовый сегмент рынка
пассажирских перевозок в России и в мире. В настоящее время
завершается сертификация самолёта МС-21-300, начать его
поставки в авиакомпании планируется в 2022 году.
Одновременно проходит лётные испытания самолёт МС-21-310 с
новым российским двигателем ПД-14.
МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных
композиционных материалов российского производства, поднялся
в воздух с аэродрома Иркутского авиационного завода –
филиала компании
«Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех»).
Полёт прошёл в штатном режиме. Самолёт пилотировал экипаж в
составе
лётчика-испытателя Героя России Романа Таскаева и
лётчика-испытателя Героя России Олега Кононенко.
«Полётное
задание выполнено полностью. Системы самолёта работали в
штатном режиме», –
сообщил Роман Таскаев.
«Первый полёт самолёта с крылом из российских композитов
доказывает: мы всё сделали правильно, программа МС-21
последовательно и неуклонно продвигается вперёд, несмотря на
санкции и недобросовестную конкуренцию. Это результат
развития компетенций авиационной промышленности и смежных
отраслей и беспрецедентной по масштабу государственной
поддержки. Общий объём выделенных Минпромторгом России на
создание отечественных материалов для композитного крыла
средств составил 4,4 млрд рублей. Внедрённая для
производства крыла МС-21 технология обладает рядом
преимуществ. Она, по сравнению с традиционной автоклавной
технологией, позволяет увеличить производительность, снизить
трудозатраты и себестоимость, обеспечить возможность
формования крупных деталей. К настоящему моменту изготовлено
композитное крыло для двух самолётов, идёт изготовление
третьего комплекта. Получение изменений в сертификат типа в
части композитного крыла из российских материалов планируем
на вторую половину 2022 года», –
заявил министр
промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Отечественные материалы для силовых композитных конструкций
крыла разработаны при участии учёных МГУ и Росатома,
специалистов авиапрома. Квалификационные испытания
материалов показали их соответствие требованиям к
конструкции самолёта МС-21.
«Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40%
– это рекордный показатель для среднемагистральных
самолётов. Применение прочных и лёгких композиционных
материалов позволило создать крыло с уникальными
аэродинамическими характеристиками, недостижимыми для
металлического крыла. Улучшение аэродинамики дало
возможность увеличить ширину фюзеляжа МС-21 и расширить
салон, что даёт новые преимущества с точки зрения комфорта
для пассажиров. Это первый в мире среднемагистральный
самолёт, где применены такие решения», –
рассказал глава Ростеха Сергей Чемезов.
«Помимо трёх самолётов, находящихся в цехе окончательной
сборки, на разных стадиях производства находятся ещё три
МС-21-300. Все они получат крыло из российских композитов. В
рамках программы МС-21 сделан большой шаг в развитии
кооперации самолётостроительных заводов России. В структуре
ОАК созданы центры компетенций, специализирующиеся на
выпуске отдельных агрегатов. Так, «Авиастар» производит
панели фюзеляжа и хвостовое оперение МС-21, воронежское ВАСО
– пилоны двигателей и обтекатели шасси.
«АэроКомпозит-Ульяновск» выпускает кессон крыла,
«КАПО-Композит» – механизацию крыла. Эти центры
задействуются в перспективных проектах российского
авиастроения», –
отметил генеральный директор ОАК Юрий
Слюсарь.
Накануне первого полёта было объявлено, что в рамках
сертификационных контрольных испытаний
самолёт МС-21-300
выполнил двенадцать рейсов по различным маршрутам со
«служебными» пассажирами на борту. Цель контрольных
испытаний, которые проводятся на завершающей стадии
сертификационных полётов, – проверить самолёт в условиях,
максимально приближенных к реальной эксплуатации. В
предшествующих сертификационных полётах по отдельности
подтверждались возможности и характеристики воздушного судна
и его систем. Контрольные испытания позволяют оценить
самолёт в целом.
Первыми служебными пассажирами самолёта
МС-21-300 стали
специалисты, принимающие участие в его проектировании,
испытаниях и сертификации. Средняя продолжительность рейса
превысила шесть часов. Ежедневно самолёт, оснащённый
двухклассным пассажирским салоном, выполнял по три рейса и
проводил в воздухе до восемнадцати часов. Все полёты прошли
в штатном режиме.
О завершении постройки первого самолёта
МС-21-300 с
российским композитным крылом
Корпорация «Иркут» (входит в
ОАК Госкорпорации «Ростех») объявила в самом конце ноября
2021 года. 29 ноября 2021 года самолёт был переведён из цеха
окончательной сборки Иркутского авиационного завода –
филиала ПАО «Корпорация «Иркут» – в лётно-испытательное
подразделение. Специалисты завода и предприятий-смежников на
том этапе приступили к программе наземных проверок самолёта
и его систем и подготовке воздушного судна к первому полёту.
Разработка и производство российских полимерных
композиционных материалов для крыла пассажирского самолёта
МС-21 начались после введения США торговых ограничений в
отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года.
«Использование прочных и лёгких композитов позволило
конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить
аэродинамику самолёта одновременно с увеличением диаметра
фюзеляжа. Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально
короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и
приступить к постройке серийных самолётов с российским
крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего
российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших
авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями», –
отметил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.
Отечественные материалы для силовых композитных конструкций
разработаны при участии учёных МГУ и предприятий Росатома.
Консоли крыла и центроплан самолёта МС-21-300 производятся
на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве
крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая
запатентована в России.
Отметим также, что в ноябре прошлого года на авиасалоне DUBAI AIRSHOW 2021 самолёт МС-21-310, оснащённый новыми
российскими двигателями ПД-14, принял участие в лётной
программе авиасалона и совершил первый демонстрационный
полёт за рубежом. Полёт российского самолёта в день открытия
авиасалона продолжался 10 минут, самолёт пилотировал экипаж
в составе лётчиков-испытателей Корпорации «Иркут» Василия
Севастьянова и Андрея Воропаева.
МС-21-310 прилетел в Дубай 10 ноября 2021 года. Самолёт
выполнил беспосадочный перелёт по маршруту г. Жуковский
Московской области – аэропорт Аль-Мактум, Дубай. В ходе
перелётов самолёт преодолел около 3700 км, часть маршрута
проходила над морем. По докладу экипажа, перелёт прошёл в
штатном режиме. Командир экипажа самолёта МС-21-310
лётчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов сообщил,
что маршрут перелёта проходил над Каспийским морем,
Азербайджаном, Ираном, Персидским заливом: «Перелёт прошёл в
штатном режиме. Поскольку самолёт новый, диспетчеры служб
управления воздушным движением просили подтвердить его тип».
Он также отметил, что в ходе лётных испытаний самолёта
МС-21-310, оснащённого российскими двигателями ПД-14,
выполнялись более длительные беспосадочные полёты.
Демонстрационный полёт включал в себя ряд элементов,
показывающих возможности лайнера: быстрый набор высоты до
800 м, развороты с набором высоты и снижением, горку с углом
45 градусов и минимальной скоростью 210 км/час, вираж с
перегрузкой 2g, проход на высоте 100 м с приветственным
покачиванием крыла посетителям выставки.