НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
МС-21-300/310
Полёты с отечественным двигателем и композитным крылом

В конце прошлого года совершил первый полёт самолёт МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства. МС-21-300/310 – среднемагистральный самолёт нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его ключевой особенностью является крыло из композиционных материалов. МС-21 ориентирован на самый массовый сегмент рынка пассажирских перевозок в России и в мире. В настоящее время завершается сертификация самолёта МС-21-300, начать его поставки в авиакомпании планируется в 2022 году. Одновременно проходит лётные испытания самолёт МС-21-310 с новым российским двигателем ПД-14.


МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства, поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала компании «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех»). Полёт прошёл в штатном режиме. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчика-испытателя Героя России Романа Таскаева и лётчика-испытателя Героя России Олега Кононенко. «Полётное задание выполнено полностью. Системы самолёта работали в штатном режиме», – сообщил Роман Таскаев.

«Первый полёт самолёта с крылом из российских композитов доказывает: мы всё сделали правильно, программа МС-21 последовательно и неуклонно продвигается вперёд, несмотря на санкции и недобросовестную конкуренцию. Это результат развития компетенций авиационной промышленности и смежных отраслей и беспрецедентной по масштабу государственной поддержки. Общий объём выделенных Минпромторгом России на создание отечественных материалов для композитного крыла средств составил 4,4 млрд рублей. Внедрённая для производства крыла МС-21 технология обладает рядом преимуществ. Она, по сравнению с традиционной автоклавной технологией, позволяет увеличить производительность, снизить трудозатраты и себестоимость, обеспечить возможность формования крупных деталей. К настоящему моменту изготовлено композитное крыло для двух самолётов, идёт изготовление третьего комплекта. Получение изменений в сертификат типа в части композитного крыла из российских материалов планируем на вторую половину 2022 года», – заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Отечественные материалы для силовых композитных конструкций крыла разработаны при участии учёных МГУ и Росатома, специалистов авиапрома. Квалификационные испытания материалов показали их соответствие требованиям к конструкции самолёта МС-21.

«Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40% – это рекордный показатель для среднемагистральных самолётов. Применение прочных и лёгких композиционных материалов позволило создать крыло с уникальными аэродинамическими характеристиками, недостижимыми для металлического крыла. Улучшение аэродинамики дало возможность увеличить ширину фюзеляжа МС-21 и расширить салон, что даёт новые преимущества с точки зрения комфорта для пассажиров. Это первый в мире среднемагистральный самолёт, где применены такие решения», – рассказал глава Ростеха Сергей Чемезов.

«Помимо трёх самолётов, находящихся в цехе окончательной сборки, на разных стадиях производства находятся ещё три МС-21-300. Все они получат крыло из российских композитов. В рамках программы МС-21 сделан большой шаг в развитии кооперации самолётостроительных заводов России. В структуре ОАК созданы центры компетенций, специализирующиеся на выпуске отдельных агрегатов. Так, «Авиастар» производит панели фюзеляжа и хвостовое оперение МС-21, воронежское ВАСО – пилоны двигателей и обтекатели шасси. «АэроКомпозит-Ульяновск» выпускает кессон крыла, «КАПО-Композит» – механизацию крыла. Эти центры задействуются в перспективных проектах российского авиастроения», – отметил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

Накануне первого полёта было объявлено, что в рамках сертификационных контрольных испытаний самолёт МС-21-300 выполнил двенадцать рейсов по различным маршрутам со «служебными» пассажирами на борту. Цель контрольных испытаний, которые проводятся на завершающей стадии сертификационных полётов, – проверить самолёт в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации. В предшествующих сертификационных полётах по отдельности подтверждались возможности и характеристики воздушного судна и его систем. Контрольные испытания позволяют оценить самолёт в целом.

Первыми служебными пассажирами самолёта МС-21-300 стали специалисты, принимающие участие в его проектировании, испытаниях и сертификации. Средняя продолжительность рейса превысила шесть часов. Ежедневно самолёт, оснащённый двухклассным пассажирским салоном, выполнял по три рейса и проводил в воздухе до восемнадцати часов. Все полёты прошли в штатном режиме.

О завершении постройки первого самолёта МС-21-300 с российским композитным крылом Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех») объявила в самом конце ноября 2021 года. 29 ноября 2021 года самолёт был переведён из цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» – в лётно-испытательное подразделение. Специалисты завода и предприятий-смежников на том этапе приступили к программе наземных проверок самолёта и его систем и подготовке воздушного судна к первому полёту.

Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла пассажирского самолёта МС-21 начались после введения США торговых ограничений в отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года. «Использование прочных и лёгких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолёта одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа. Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолётов с российским крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями», – отметил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.

Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии учёных МГУ и предприятий Росатома. Консоли крыла и центроплан самолёта МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

Отметим также, что в ноябре прошлого года на авиасалоне DUBAI AIRSHOW 2021 самолёт МС-21-310, оснащённый новыми российскими двигателями ПД-14, принял участие в лётной программе авиасалона и совершил первый демонстрационный полёт за рубежом. Полёт российского самолёта в день открытия авиасалона продолжался 10 минут, самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Корпорации «Иркут» Василия Севастьянова и Андрея Воропаева.

МС-21-310 прилетел в Дубай 10 ноября 2021 года. Самолёт выполнил беспосадочный перелёт по маршруту г. Жуковский Московской области – аэропорт Аль-Мактум, Дубай. В ходе перелётов самолёт преодолел около 3700 км, часть маршрута проходила над морем. По докладу экипажа, перелёт прошёл в штатном режиме. Командир экипажа самолёта МС-21-310 лётчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов сообщил, что маршрут перелёта проходил над Каспийским морем, Азербайджаном, Ираном, Персидским заливом: «Перелёт прошёл в штатном режиме. Поскольку самолёт новый, диспетчеры служб управления воздушным движением просили подтвердить его тип». Он также отметил, что в ходе лётных испытаний самолёта МС-21-310, оснащённого российскими двигателями ПД-14, выполнялись более длительные беспосадочные полёты.

Демонстрационный полёт включал в себя ряд элементов, показывающих возможности лайнера: быстрый набор высоты до 800 м, развороты с набором высоты и снижением, горку с углом 45 градусов и минимальной скоростью 210 км/час, вираж с перегрузкой 2g, проход на высоте 100 м с приветственным покачиванием крыла посетителям выставки.










«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов