В Росавиации проведена конференция «Сертификация
беспилотных авиационных систем в Российской Федерации» с
участием широкого круга заинтересованных организаций. Среди
участников — представители профильных министерств и
ведомств, Авиарегистра России, АО «НЦВ Миль и Камов»,
Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», АНО «Платформа НТИ», АО «ГТЛК», а
также представителей индустрии беспилотных авиационных
систем.
Были обсуждены аспекты обязательной сертификации беспилотных
авиационных систем и их разработчиков, предусмотренной
Воздушным кодексом, ФАП-21 и соответствующих Норм лётной
годности.
Открывая конференцию,
начальник Управления сертификации
авиационной техники Федерального агентства воздушного
транспорта Наталья Кириллова подчеркнула, что в настоящее
время, учитывая потенциал данного сегмента рынка, уделяется
приоритетное внимание развитию гражданских беспилотных
систем. Это нашло отражение в перечне поручений Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
адресованных органам государственной власти. На основании
поручений формируется Правительственная комиссия по вопросам
развития беспилотных авиационных систем в целях подготовки
согласованных предложений по реализации государственной
политики в этой сфере и решению задач, связанных в том числе
с разработкой, производством, сертификацией данной категории
авиационной техники и формированием специализированной
системы такой сертификации.
На состоявшейся конференции Росавиацией представлены
основные этапы и подходы при сертификации беспилотных
авиационных систем и юридических лиц-разработчиков, даны
ответы на часто задаваемые вопросы в части процедур, сроков
и стоимости сертификации данной гражданской авиационной
техники.
Обязательная сертификация в гражданской авиации является
международно-распространённым механизмом и проводится в
целях закрепления спроектированной конструкции в качестве
типовой для последующего серийного производства и
подтверждения её соответствия требованиям к лётной годности
и безопасности полётов, а также подтверждения компетенций
организаций, связанных с проектированием и изготовлением
авиатехники.
Авиарегистр России представил доклад по применению приказа
Минтранса России от 20.05.2022 № 189 «Об утверждении
методики определения размера платы за оказание услуги по
выполнению работ, проводимых для принятия решения о
соответствии объекта сертификации применимым требованиям к
лётной годности объекта сертификации и требованиям в области
охраны окружающей среды от воздействия деятельности в
области авиации, соответствии юридических лиц,
осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и
другой авиационной техники, требованиям федеральных
авиационных правил, и предельного размера указанной платы».
С участием разработчика был рассмотрен опыт сертификации
беспилотной авиационной системы БАС-200, получившей
сертификат типа Росавиации в декабре 2022 года.
Было
отмечено, что необходимость проведения сертификации
обусловлена рядом факторов, среди которых:
- готовность государственных заказчиков финансировать
проекты, успешно завершившие сертификацию с получением
одобрительного документа;
- существенно более низкая стоимость страхования
беспилотного воздушного судна, имеющего сертификат типа, для
эксплуатанта, чем несертифицированного изделия;
- возможность путём сертификационных испытаний подтвердить
надёжность и безотказность конструктивных решений, а также
сформировать комплект эксплуатационной документации,
соответствующий потребностям эксплуатанта;
- приобретение уникального опыта и компетенций разработчиком
БАС.
Среди важных заключений и выводов, к которым пришли
участники конференции по результатам обсуждения, следующие:
- сертификация типа БАС — катализатор развития гражданского
сектора рынка беспилотной авиации и безопасного
коммерческого применения БАС в народном хозяйстве России;
- необходимы оптимизация сертификационных процедур для
беспилотных авиационных систем, дальнейшая актуализация
нормативной правовой базы и наращивание компетенций всех
участников процесса под эти цели;
- необходимы проработка и оптимизация аспектов
ценообразования сертификации БАС, в том числе с возможным
применением механизмов поддержки и субсидирования;
- целесообразно продолжить проведение подобных конференцией
и методических совещаний с целью повышения осведомлённости
участников индустрии БАС касательно сертификации беспилотных
авиационных систем.
Росавиация и индустрия БАС продолжат диалог в рамках
создаваемой подкомиссии по сертификации и стандартизации
Правительственной комиссии по развитию БАС.
Документы по вопросам сертификации типа организаций
разработчиков и изготовителей доступны на сайте Росавиации.
Источник:
www.favt.gov.ru