НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Военно-техническое сотрудничество великой державы
Избранные главы из книги «ВТС России».


В год 70-летия системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами мы продолжаем публикацию избранных глав исторического очерка «ВТС России», изданного в 2013 году.

В этом выпуске мы расскажем об автоматизации работы ГИУ и ГТУ, что было связано с появлением в СССР первых электронно-вычислительных машин. Цель автоматизации — упростить и ускорить обработку заявок от инозаказчиков, наладить надёжное хранение большого количества данных, — безусловно, соответствовала требованиям наступающего научно-технического прогресса.

Более подробно изложена информация о руководителях ГИУ того времени.

Также читатель узнает о причинах создания третьего госпосредника — Главного управления по сотрудничеству и кооперации, его особенностях и результатах работы в сложнейших условиях децентрализации управления, стагнации промышленности и экономического кризиса.

Продолжение – в следующих выпусках журнала «ОПК РФ»
«ВТС России»
(избранные главы из книги с небольшими сокращениями)


ГЛАВА 7. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В 1988–1991 гг.

Внедрение автоматизации обработки информации по поставкам продукции военного назначения

Работа по автоматизации обработки информации велась по трём направлениям:
  • первое — присвоение всем образцам ВВТ, их запасным частям индивидуального кода;
  • второе — оснащение всех организаций, участвовавших в обработке информации, современными средствами вычислительной техники;
  • третье — создание математических методов программного обеспечения ЭВМ, позволявших производить обработку необходимой информации с удовлетворяющими пользователя параметрами.

По первому направлению в Советском Союзе начали разрабатывать систему общесоюзного классификатора продукции (ОКП), которая предполагала цифровое кодирование всего многообразия существовавших материальных предметов и понятий. Эти коды, названные системой ЕМК (единых материальных кодов), в дальнейшем должны были влиться в систему ОКП как её составная часть.

Всю работу по созданию и внедрению системы ЕМК в СССР и других странах возглавляла Постоянная комиссия (ПК) СЭВ по оборонной промышленности. Для обсуждения организационных, методических и технических вопросов и подготовки решения по ним при ПК СЭВ была образована Временная рабочая группа. В неё входили представители ГИУ и аналогичных органов стран — участниц Варшавского договора.

В мае 1971 г. на заседании ПК СЭВ, которое проходило в Румынии, было принято решение о внесении предложения по практическому внедрению кодов ЕМК и по координации советской стороной работ по применению ЕМК в операциях, связанных с экспортом и импортом изделий военного назначения, через органы специальной внешней торговли государств — участников Варшавского договора.

Следующим этапом стало создание и внедрение в деятельность Главного инженерного управления новой автоматизированной системы управления (АСУ). Общее руководство этим направлением осуществлял заместитель начальника ГИУ вице-адмирал Г.В. Юрин. Рост объёмов и сложности работ по автоматизации, а также их межгосударственное значение скоро потребовали укрепления этого участка и упорядочения его организационных структур. В связи с этим было подготовлено и 29 апреля 1973 г. подписано постановление правительства, которое обязывало министерства — разработчики ЕМК завершить к 1 октября 1973 г. издание и передачу ГИУ идентификаторов ЕМК на экспортируемую военную технику и имущество. Это постановление также возлагало на НИИ автоматической аппаратуры (НИИАА) Минрадиопрома СССР и на ГИУ разработку специальной автоматизированной системы планирования, учёта и управления экспортно-импортными поставками вооружения и военной техники, получившей название «Коралл». Причём на ГИУ были возложены функции не только заказчика, но и соразработчика этой системы.

После выхода соответствующего постановления правительства СССР в том же году ГИУ заключило с НИИАА договор на разработку системы «Коралл», согласно которому перевод ГИУ и ГТУ на автоматизированную обработку информации должен был производиться в два этапа: в 1975–1978 гг. — с использованием двух ЭВМ «Минск-32», а после 1978 г. — двух ЭВМ марки ЕС-1050.

В начале 80-х гг. практически все контракты (точнее, приложения к ним) на поставку запчастей стали получать с помощью ЭВМ. Но система в полном объёме ещё не работала.

Кроме разработки АСУ «Коралл», Оргтехническое управление внедряло в работу ГИУ элементы научной организации труда, средства оргтехники.

Замысел системы «Коралл» состоял в следующем. Страны — участницы ВТС должны были передавать свои заявки на поставку ПВН советской стороне в закодированном виде и на машинных носителях информации, после чего в ГИУ с помощью ЭВМ они обрабатывались и также на носителях направлялись заводам-изготовителям. Там их должны были рассматривать и на ЭВМ готовить заключения, которые затем переправлять в ГИУ. На основании полученных заключений Управление должно было готовить контракты с приложениями, выполненными на ЭВМ, и передавать их на машинных носителях иностранным заказчикам. Те обязаны были подписывать контракты и передавать данные об этом в ГИУ, которое выдавало бы промышленности заказы-наряды. Заявки на вооружение и имущество, относившиеся к основной номенклатуре, ГИУ на носителях передавало бы Министерству обороны и Госплану СССР, а далее действовало по разработанной схеме. Аналогично предполагалось решать и вопросы заказа Советским Союзом различного военно-технического имущества по импорту.

В 1980-е гг. одним из самых напряжённых вопросов в работе ГИУ и ГТУ было обеспечение запасными частями военной и другой техники, поставляемой за рубеж. Ежегодные заявки на поставку запасных частей «россыпью» удовлетворялись промышленностью далеко не полностью.

В результате по инициативе ГИУ было решено составить перечень запасных частей. Идея типового перечня запасных частей (ТПЗЧ) нашла поддержку в Госстандарте СССР. В 1979 г. появился документ «Государственный стандарт Союза ССР. Унифицированные системы документации. Система документации по внешней торговле. Типовой перечень запасных частей. ГОСТ 6.18.9-79. Издание официальное». Перечень был разработан Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям СССР и внесён первым заместителем председателя М.А. Сергейчиком.

Разработанные промышленностью ТПЗЧ передавались иностранным государствам через ГИУ, которое вело их учёт и контролировало правильность оформления (наличие ЕМК и др.).

ТПЗЧ были позитивно восприняты странами — партнёрами ГИУ, так как они помогали в какой-то мере на деле решить очень острую проблему запчастей. Получили признание ТПЗЧ и в отечественной промышленности. Постановлением правительства промышленным министерствам было поручено разработать и передать иностранным заказчикам соответствующие ТПЗЧ.

В государствах — участниках Варшавского договора были приняты аналогичные постановления. В результате всех принятых мер положение с ТПЗЧ, по состоянию на 1 июня 1985 г., было следующим:
  • подлежит разработке 3728 ТПЗЧ;
  • фактически разработано 3116 ТПЗЧ;
  • передано странам 1524 ТПЗЧ;
  • ещё не разработано 612 ТПЗЧ.

Первая редакция ГОСТа была доработана, и в 1988 г. вышел новый ГОСТ В15. 708-88 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Типовой перечень запасных частей».

На основании работы, проведённой в ГИУ, министр оборонной промышленности и председатель ГКЭС СССР внесли в правительство в июле 1985 г. предложения о проведении в 1986–1987 гг. в оборонных отраслях промышленности опытных работ по внедрению единой технологии обработки информации на поставку запасных частей за границу с использованием ЭВМ и о межведомственном обмене данными на магнитной ленте.

Аналогичную технологию ГИУ начали отрабатывать и другие министерства и ведомства СССР. Проводимые в Управлении работы по внедрению автоматизации с использованием ТПЗЧ получили признание и со стороны аппарата СЭВ.

К началу 90-х годов в стране изменились весь уклад экономики и принципы организации народного хозяйства. В этих условиях новый комплекс технических средств, состоявший из четырёх ЭВМ ЕС-1055М, оказался в значительной степени незагруженным, и надо было срочно решать проблему дальнейшего использования созданной системы.

В 1991 г. четыре ЭВМ ЕС-1055М были переданы сторонним организациям, и обработка информации производилась в основном на двух машинах «Реалите IN-8000». ЭВМ хранили накопленные к тому времени информационные фонды, в которых были заложены основные данные.

И хотя в итоге завершить создание АСУ «Коралл» в первоначально задуманном виде не удалось, но работы, проведённые в рамках системы, принесли несомненную пользу. Во-первых, сотрудники привыкли к использованию вычислительной техники, что способствовало повышению эффективности их труда. Во-вторых, были упорядочены документооборот внутри ГИУ и переписка с промышленностью, плановыми органами СССР и с другими странами. Были переведены на ЭВМ все финансовые расчёты.

Руководители ГИУ

Успешная деятельность Главного инженерного управления обеспечивалась профессионализмом, преданностью делу его сотрудников, их добросовестностью и заинтересованностью в конечных результатах работы всего коллектива при выполнении сложных и масштабных государственных задач.

Особую ответственность за эффективную, слаженную работу коллектива Управления несли руководители. Их организаторские способности, опыт и мудрость, компетентность и высокая самоотдача поднимали авторитет страны во взаимодействии с иностранными партнёрами, помогали достигать поставленных целей.

Первым начальником созданного в 1953 г. Главного инженерного управления был генерал-майор (впоследствии генерал-полковник) танковых войск Георгий Степанович Сидорович.

Он родился в 1903 г. в Минске. В 19 лет начал службу в Красной армии. В 1937 г. окончил Военную академию моторизации и механизации РККА, а в 1941 г. – Академию Генерального штаба. Во время Великой Отечественной войны был начальником штабов танковой дивизии, механизированного корпуса гвардейской танковой армии, служил в Управлении бронетанковых и механизированных войск Красной армии.

В 1946–1950 гг. по линии Минобороны находился в командировке в Югославии, затем служил на руководящих должностях в Генеральном штабе Советской армии. В 1951–1953 гг. являлся первым начальником 10-го Управления Генштаба.

Начальником ГИУ Г.С. Сидорович был до 1959 г., после чего его назначили заместителем, а позже первым заместителем председателя Госкомитета СССР по внешним экономическим связям. На этих постах он почти два десятилетия ведал вопросами ВТС, пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и иностранных партнёров по военно-техническому сотрудничеству.

Эстафету руководителя ГИУ на последующие 16 лет в 1959 г. принял Михаил Алексеевич Сергейчик. Он родился в 1909 г. в Либаве. В начале 1930-х гг. учился на спецфакультете Казанского химико-технологического института, в 1932–1937 гг. был слушателем командно-технического факультета Военной академии химзащиты Красной армии имени К.Е. Ворошилова. По окончании Академии работал в оборонной промышленности. В 1938–1939 гг. в качестве военного советника находился в командировке в Испании. С этого периода вся его деятельность была связана с военно-техническим сотрудничеством. Даже простое перечисление фактов его биографии говорит само за себя.

В сентябре 1939 г. М.А. Сергейчик был направлен в командировку в Германию на должность начальника группы Инженерного отдела Торгпредства СССР. Во время Великой Отечественной войны он выполнял оперативные задания Разведуправления Генштаба на Центральном фронте, работал в Иране. После войны являлся начальником советской миссии при ЮНРА (прообраз организации ЮНЕСКО) в Югославии. В 1947–1950 гг. был заместителем министра по кадрам, начальником Управления кадров Министерства внешней торговли, членом Коллегии МВТ СССР, в 1950–1953 гг. – начальником ИУ Минвнешторга. В последующие годы работал заместителем начальника ГИУ, советником по экономическим вопросам Посольства СССР в Югославии. С 1959 по 1975 г. бессменно возглавлял Главное инженерное управление.

М.А. Сергейчик отличался высокой требовательностью к себе и к другим, вдумчиво и компетентно подходил к решению любых вопросов. Обладая энциклопедическими знаниями и превосходной памятью, большим опытом практической работы в системе международных организаций, на переговорах с иностранными партнёрами никогда не пользовался справочными материалами, имел дар убеждения. Авторитет и талант его как руководителя были безусловны не только в коллективах ГИУ, ГКЭС, в среде самых высоких государственных и политических деятелей в своей стране, но и за рубежом.

С 1975 г. Михаил Алексеевич становится заместителем председателя, через четыре года — первым заместителем, а в ноябре 1984 г. — председателем Госкомитета СССР по внешним экономическим связям. В ноябре 1985 г. в звании генерал-полковника Михаил Алексеевич Сергейчик ушёл на заслуженный отдых.

Третьим начальником Главного инженерного управления в 1975 г. стал контр-адмирал Юрий Павлович Гришин, работавший до этого заместителем. Он родился в 1927 г. в Пермской области. В 1949 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского и служил на эсминцах Северного флота. В 1960 г. по окончании Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова был направлен в ГИУ, где прошёл все ступени служебной лестницы — от старшего офицера до начальника Главного управления.

Государственный подход к делу, глубокое знание всех тонкостей работы в области военно-технического сотрудничества, принципиальность и прямота суждений позволяли ему решать самые сложные проблемы. В своей работе он старался использовать последние по тому времени достижения науки управления, в том числе и автоматизацию. В должности начальника ГИУ Ю.П. Гришин получил воинское звание «вице-адмирал».

В 1984 г. он был назначен заместителем председателя ГКЭС СССР. На этом посту ему было присвоено звание адмирала. После выхода в отставку с 1992 г. Юрий Павлович продолжал трудиться в системе Министерства внешнеэкономических связей, в Рособоронэкспорте.

Завершил список руководителей Главного инженерного управления вице-адмирал Валентин Андреевич Власов. Он родился в 1928 г. в Архангельске. В годы войны поступил в Московскую военно-морскую спецшколу, преобразованную в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. В 1950 г. окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и три года служил в гидрографии Северного флота.

По окончании Академии Советской армии В.А. Власов находился на военно-дипломатической работе, выполнял ответственные задания в зарубежных командировках. Начав работать в ГИУ с 1964 г. в должности старшего офицера, заместителя советника по экономическим вопросам посольства СССР — уполномоченного ГИУ в Алжире, а позже — заместителя начальника ГИУ, Валентин Андреевич при назначении на должность начальника Главного управления обладал уникальным багажом знаний, был компетентен во многих вопросах, мог грамотно оценить любую нестандартную ситуацию.

На долю В.А. Власова выпала нелёгкая задача по выполнению взятых государством международных обязательств в условиях коренных перемен во внутренней и внешней политике страны.

В 1992 г. уволился в отставку и до 2005 года продолжал работать советником руководителей ВО «Оборонэкспорт», ГК «Росвооружение» и ФГУП «Рособоронэкспорт».

Заместителями начальника ГИУ в разные годы были: генерал-лейтенант В.Н. Фролов, вице-адмирал Г.В. Юрин, генерал-майоры Г.С. Карпенко, Г.В. Ковтун, П.И. Конаков, В.Е. Кузнецов, С.А. Николаев, В.Д. Осипов, Н.Н. Россихин, Ф.В. Трунов, П.К. Сметанин, А.М. Страхов, контр-адмиралы Ю.А. Курганов, В.М. Абраменко, капитан 1-го ранга В.И. Скворцов, полковники В.Н. Балоян, А.В. Коцюбинский и другие.

Все эти грамотные руководители, профессионалы своего дела с честью несли высокое звание офицеров, хорошо знали проблемы военно-технического сотрудничества, умело воспитывали подчинённых. Такими же специалистами высокой квалификации и заметными личностями были и большинство начальников управлений ГИУ, их заместителей и руководителей отделов.

Военнослужащие (офицеры) составляли абсолютное большинство руководящего состава Управления. Но отдельные участки работы в разные годы возглавляли и гражданские специалисты, которые так же преданно служили делу, обеспечивая эффективную деятельность ГИУ.

Образование ГУСК и его деятельность

В январе 1988 г. на базе ликвидированных Министерства внешней торговли и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям было учреждено Министерство внешних экономических связей (МВЭС). В МВЭС вошли ГИУ и ГТУ. В конце того же года распоряжением Совета Министров СССР из состава ГИУ был выделен самостоятельный Главк МВЭС — Главное управление по сотрудничеству кооперации (ГУСК).

Организационному периоду и становлению новой структуры способствовал фундамент в виде переданных из ГИУ и ГТУ ряда подразделений: новое Управление было укомплектовано подготовленным персоналом (около 350 человек).

Первым начальником ГУСК был назначен полковник (впоследствии генерал-майор) Владислав Дмитриевич Осипов.

Это назначение было закономерным. В.Д. Осипов служил в системе ВТС с 1967 г. на должности заместителя экономического советника — уполномоченного ГИУ ГКЭС в Алжире, начальника Управления конъюнктуры и цен, заместителя начальника ГИУ. В.Д. Осипов, кандидат экономических наук, обладал твёрдыми знаниями экспортируемой и импортируемой военной техники, расчётов и ценообразования, уникальным опытом переговорной работы с представителями различных стран.

Позже с 1993 по 2004 г. работал советником генеральных директоров ГК «Росвооружение» и ФГУП «Рособоронэкспорт».

В 1992 году В.Д. Осипова сменил В.В. Трофимов, выпускник Таганрогского радиотехнического института и Всесоюзной академии внешней торговли. В ГИУ работал с 1974 г., был представителем главка в Венгрии, начальником отдела, начальником управления — заместителем начальника ГИУ. В 1994–2001 гг. возглавлял ФГУП «Машиноэкспорт».

Изменения общей политико-экономической обстановки в стране и за рубежом с 1989 по 1993 г. сказались на деятельности ГУСК. В 1989 году Управление совместно с Госпланом СССР, Минобороны СССР и другими министерствами и ведомствами занималось вопросами разработки, организации и обеспечения производства вооружения и военной техники оборонными отраслями промышленности государств — участников Варшавского договора. По просьбам стран велась передача лицензий на производство техники советских образцов и поставка комплектующих изделий и материалов для обеспечения этого производства, осуществлялась закупка изготовлявшегося в этих странах военного имущества по заказам советских заинтересованных организаций. В первую очередь усилия ГУСК были направлены на выполнение обязательств по экспорту и плановых заданий по импорту. Как и ранее, продолжался поиск новых форм и решений, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество. Управление также координировало вопросы, связанные с деятельностью ПК СЭВ по оборонной промышленности.

Меры, предпринимаемые руководством страны по снижению чрезмерных военных расходов, вызывали дисбаланс в сокращении вооружений, наносили ущерб налаженному военно-техническому сотрудничеству с дружественными странами. Это была одна из причин начавшихся серьёзных изменений в отношениях государств — участников Варшавского договора с Советским Союзом. В соответствии с решением Политического консультативного комитета эти страны приступили к сокращению расходов на оборонные нужды, в том числе на закупки ВВТ в СССР, в странах начался ускоренный процесс конверсии оборонных отраслей промышленности, что вело к недозагрузке производственных мощностей и экономическим потерям.

Некоторые государства (Болгария, Венгрия, Чехословакия) сообщили в ГУСК об аннулировании большинства ранее выставленных заявок о передаче лицензий на производство вооружения и военной техники советских образцов, а также части уже подписанных лицензионных соглашений и договоров. При этом был поставлен вопрос о возврате советской стороной уже выплаченного ими лицензионного вознаграждения по договорам и прекращении выплаты оставшихся сумм.

Некоторые участники Варшавского договора были намерены продолжать оказание технического содействия в производстве ВВТ по ряду ранее переданных лицензий. Такие просьбы были продиктованы заинтересованностью в экспорте производимой ими военной техники в развивающиеся страны. При этом партнёры предпочитали удовлетворять потребности в комплектующих изделиях за счёт закупок в СССР. Только в 1989 г. в ГУСК поступили заявки стран, содержавшие около 30 000 позиций. В течение года часть законтрактованного имущества по их просьбам была снята с поставки, но обязательства по экспорту комплектующих изделий и материалов для производства в странах ВВТ были выполнены.

В 1989 г. Управление продолжило закупку у партнёров по Варшавскому договору военно-технического имущества по заказам советских организаций. Было подписано более 900 договорных документов на импорт самолётов, вертолётов, боевых машин пехоты, артиллерийских тягачей, бронетранспортёров, кораблей и вспомогательных судов, средств радиосвязи и другого имущества. Вся импортируемая техника соответствовала современным требованиям и успешно эксплуатировалась в войсках.

План по импорту в 1989 г. составил 2,5 млрд рублей, но по ряду причин его объём сократился по сравнению с 1988 г. на 20%. Начавшийся в странах процесс конверсии оборонных отраслей промышленности вызвал затягивание сроков освоения производства некоторых видов ВВТ, а также сокращение вооружений вынудило Минобороны СССР снизить потребности в отдельных видах техники, получаемых по импорту. Советское руководство тоже объявило курс на проведение конверсии оборонных отраслей промышленности. Сократились ассигнования организациям, заказывавшим специальную технику и имущество по импорту, что привело к аннулированию части ранее переданных странам заявок. В связи с неблагоприятно складывающимся для Советского Союза платёжным балансом с государствами — участниками Варшавского договора импорт уменьшался.

В 1989 г. представители ГУСК участвовали в планировании взаимных поставок военно-технического имущества в рамках работы ПК СЭВ по оборонной промышленности; в работе заседаний и совещаний, выработке позиции советской стороны, вели подготовку материалов, осуществляли контакты с представителями советской промышленности и стран-партнёров, согласовывали протоколы о взаимных поставках ПВН.

В 1990 г. ГУСК продолжило выполнение имевшихся экспортно-импортных обязательств и решений правительства по вопросам сотрудничества с государствами — участниками Варшавского договора. Проводились мероприятия по адаптации к условиям сокращения ВТС со странами, развивалась тенденция к его коммерциализации. Это требовало пересмотра ранее существовавшей практики, поиска новых форм и методов работы как с зарубежными партнёрами, так и с внутренними заказчиками. На дальнейших отношениях с социалистическими странами всё острее сказывалась растущая нестабильность политического и экономического положения в Советском Союзе.

ГДР вышла из Организации Варшавского договора, и 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии. Другие государства — участники договора снизили военные расходы. В связи с этим объём импорта сократился на 35% и контрактные обязательства полностью выполнены не были, так как потребовались меры для достижения сбалансированности поставок по экспорту и импорту военно-технического имущества. Объём экспорта сократился на 50%. Неопределённость перспектив в значительной степени отразилась на техническом содействии ГУСК в организации производства в странах новых образцов ВВТ, объём которого уменьшился в 2,3 раза.

Начавшийся процесс изменений в осуществлении ВТС с государствами — участниками Варшавского договора не ограничился корректировкой условий и сокращением объёмов. Вскоре он перешёл в фазу пересмотра характера функций и деятельности всей Организации Варшавского договора, которая в 1991 г. прекратила своё существование. Более того, во исполнение решений 45-й сессии СЭВ началось преобразование системы экономического сотрудничества стран — членов СЭВ.

В результате фактически было свёрнуто многостороннее сотрудничество в рамках Постоянной Комиссии СЭВ по оборонной промышленности. Прекращена разработка программы развития ВВТ армий на период до 2000 г., в том числе по координации планов производства и взаимных поставок в 1991–1995 гг. Постепенно была свёрнута и деятельность рабочих органов Комиссии, созданных для рассмотрения отдельных проблемных вопросов ВТС. Дальнейшее сотрудничество заинтересованных стран в этой области предполагалось осуществлять на двусторонней основе.

В течение 1990 г. в ГУСК были рассмотрены заявки советских заказчиков и сделаны заказы иностранным партнёрам на поставку в 1991 г. продукции военного назначения, однако позднее заказчики Минобороны отказались от значительной части заявленного имущества. Руководство ГУСК было вынуждено принимать обоснованные претензии иностранных партнёров, которые уже начали удовлетворять эти заявки. Более того, народно-хозяйственный план на 1991 г. советским правительством утверждён не был, поэтому Управление не смогло подписать импортные контракты на этот год. Тем не менее даже в такой сложной ситуации предпринимались шаги, направленные на поиск новых партнёров, форм и методов работы.

В инициативном порядке ГУСК была начата проработка вопросов расширения коммерческой деятельности, в том числе проведение товарообменных операций с фирмами капиталистических стран. Предусматривалось поставлять имущество Советской армии взамен на встречную поставку для Минобороны СССР сборных жилых домов, строительных материалов и других материально-технических средств.

В целях привлечения зарубежных партнёров к финансированию производства в Советском Союзе многофункционального истребителя-бомбардировщика были направлены предложения 22 странам и проведены переговоры с Румынией, Китаем, Ираном, Индией и Чехословакией. В этот период ГУСК принимало участие в реализации на внешнем рынке товаров на общую сумму около 1 млрд долларов США со встречной закупкой предприятиями оборонных отраслей промышленности и предприятиями Минобороны СССР оборудования, техники, строительных материалов и товаров народного потребления.

В 1991 г. продолжилось сокращение бюджетных ассигнований на нужды Минобороны СССР, был введён коммерческий курс рубля в расчётах с внутренними заказчиками импортной продукции. Это вызвало значительный рост размера рублёвого покрытия валютных расходов. Кроме того, ГУСК было вынуждено принимать сдерживающие меры в связи с неблагоприятным для советской стороны сальдо взаимных расчётов со странами и невыполнением ими своих обязательств по закупке в Советском Союзе ВВТ.

В связи с прекращением Внешэкономбанком СССР оплаты военного имущества в свободно конвертируемой валюте, полученного по импорту от иностранных поставщиков, ГУСК приостановило подписание контрактов на импорт имущества, а страны-поставщики почти на 30% сократили отгрузки имущества по имевшимся обязательствам. Несмотря на неоднократные обращения МВЭС, Минэкономики, Минобороны и стран-поставщиков в правительство СССР (а позднее и России) об изыскании средств на оплату уже поставленной продукции военного назначения, необходимые валютные средства до конца года выделены не были.

Экспортно-импортные операции по имевшимся взаимным обязательствам ещё продолжали осуществляться, но сложившаяся ситуация предвещала в ближайшее время прекращение ВТС в рамках сообщества социалистических стран. Утратил силу Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г., были расформированы Организация Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи.

В этих условиях ГУСК активизировало коммерческую деятельность, устанавливая контакты и отношения с развивающимися и промышленно развитыми странами, их внешнеторговыми организациями, и возобновляло контакты на коммерческой основе с отдельными традиционными партнёрами в Восточной Европе. Стали развиваться товарообменные операции. Через агентские фирмы вёлся поиск потенциальных партнёров по созданию совместных производств, рассматривались обращения с подобными предложениями со стороны как Минобороны России, так и ряда фирм Китая, Болгарии, Польши и Венгрии. Управление принимало участие и в осуществлении экспортно-импортных поставок продукции общегражданского назначения.

В 1992 г. деятельность ГУСК была направлена на обеспечение выполнения незавершённых обязательств по экспорту и импорту. Объём экспортно-импортных операций сократился до 50% от уровня 1991 г.

Импорт отдельных видов военной техники (самолёты, вертолёты, корабли), комплектующих изделий и запасных частей в 1991 г. составил от взятых странами-поставщиками обязательств 10%.

Партнёры из стран Восточной Европы прекратили сервисное обслуживание техники, так как российские заказчики не оплачивали эти услуги. Заявки на поставку военной техники не поступали, комплектующие детали и материалы практически не заказывались, потому что оборонное производство в странах значительно сократилось. Техническое содействие оказывалось лишь в форме консультаций в пределах обязательств по ранее переданным лицензиям на производство ВВТ. Достигнутые договорённости оформлялись контрактами на уровне исполнительных организаций.

Прекращение ВТС со странами Восточной Европы, политические и экономические преобразования в стране, сокращение ассигнований Министерству обороны на разработку и закупку ВВТ привели к крайне тяжёлому финансовому положению предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, к прекращению ряда перспективных разработок и оттоку высококвалифицированных специалистов. Особо критическая обстановка сложилась в проектных организациях, где был сосредоточен основной научно-технический потенциал оборонного комплекса. Происходила ломка традиционных связей с предприятиями-поставщиками бывшего СССР.

Потеря в 1991–1992 гг. основных партнёров за рубежом и трудности перехода на новые отношения с предприятиями промышленности и заказчиками импортной военной техники потребовали от ГУСК более активного поиска новых партнёров, иных форм и методов в осуществлении ВТС с иностранными государствами.

Управление оказывало содействие российским предприятиям и организациям в поиске иностранных партнёров по военно-техническому сотрудничеству, в их выходе и закреплении на внешнем рынке, развитии их экспортного потенциала, в том числе в организации НИОКР и ОКР по созданию ВВТ в интересах зарубежных заказчиков.

Наряду с традиционными формами (передача лицензий, образцов, командирование наших специалистов и приём иностранных специалистов на обучение) проводился поиск зарубежных внешнеторговых организаций, с которыми можно было осуществлять разноплановое сотрудничество в организации производства военной техники. Были приняты меры по расширению использования бартерных операций.

Управление принимало участие в реализации инвестиционных программ совместно с российскими и иностранными партнёрами. Расширение этой деятельности потребовало создания структурного подразделения по инвестиционным проектам. В качестве головной российской организации ГУСК выиграло международный тендер проектов по разминированию прибрежных районов Кувейта.

Существенное место в деятельности ГУСК занимало оказание технического содействия Китаю в освоении поставляемой военной техники и подготовке национальных кадров.

В 1992 г. ГУСК были установлены контакты с КНДР, Сирией, Кувейтом, ОАЭ и другими странами, с некоторыми из них были подписаны контракты. Появилась необходимость активизации и расширения таких видов деятельности, как маркетинг, использование услуг агентов, организация рекламы, участие в выставках вооружений и военных технологий.

Однако отсутствие руководящих документов правительства, Государственного таможенного комитета и Министерства внешнеэкономических связей, регламентировавших экспорт и импорт в новых условиях, а также эмбарго ООН на поставку военного имущества в ряд стран существенно затрудняли своевременное получение экспортных лицензий. Из-за задержек выполнения контрактных обязательств некоторые страны отказались от услуг ГУСК.

В 1992 г. по поручению правительства было начато ВТС с бывшими республиками СССР.

На протяжении 1993 г. проводилось изучение конъюнктуры зарубежных рынков оружия и стратегически важных материалов, возможностей предприятий оборонных отраслей промышленности по производству и разработке вооружения с учётом рыночного спроса, потребностей потенциальных покупателей. Производителей старались ориентировать на создание конкурентоспособных видов вооружения, побуждали к участию в международных выставках вооружений, подготовке и размещению рекламных материалов.

В результате было установлено сотрудничество с некоторыми странами Америки, Азии и Европы. Решены вопросы о передаче лицензий и технической документации на производство вооружения и военной техники Китаю, Словакии и Сирии. Рассматривались заявки на поставку военно-технического имущества и продукции производственно-технического назначения ещё 45 стран. Были подписаны экспортные контракты с Индией, Ираном, Китаем, КНДР, Сирией о военных поставках вне государственного заказа. В Управление обратились посреднические фирмы из 32 стран по вопросу закупок ВВТ, и в результате проведённых переговоров было подписано 15 агентских соглашений.

При организации экспортных поставок ГУСК продолжало сталкиваться с последствиями распада единого промышленного комплекса. При согласовании с промышленностью экспортных поставок источники финансирования производства часто определены не были. Всё это вынуждало предприятия требовать предоплату в размере 100%, причём в свободно конвертируемой валюте.

Нарушение производственных связей между отечественными предприятиями и предприятиями-смежниками, оказавшимися за пределами России, вызывало трудности в организации производства и взаимных поставок между государствами — участниками СНГ. Введение национальных валют нарушило единую систему финансовых расчётов. Отсутствовали котировки этих валют и платёжные соглашения. Принципы расчётов с этими странами существенно отличались от тех, которые применялись ранее между бывшими участниками Варшавского договора. В государствах — участниках СНГ не было организаций, осуществлявших ВТС, отсутствовали документальная компьютерная база и навыки работы с ней.

По сравнению с 1992 г. объём экспортно-импортных операций со странами Восточной Европы сократился ещё на 30%, а объём оказания технического содействия — в 4,3 раза. Оставалась задолженность по взаиморасчётам с этими странами и по финансированию текущих операций, поэтому экспорт военно-технического имущества и закупки его по импорту в счёт государственного заказа на 1993 г. ГУСК не осуществляло. По этой же причине были приостановлены работы по ремонту российской военно-морской техники в Польше и прекращено строительство кораблей в Югославии. Попытка ГУСК организовать встречные поставки для реэкспорта в счёт оплаты этих услуг не увенчались успехом, так как имущество, предложенное Минобороны к поставке, не вызвало интереса у партнёров, а в поставке запрошенной этими странами военной техники Министерство отказало.

При этом сказывалась непростая политическая обстановка как в Российской Федерации, так и в странах-партнёрах. Организовать полномасштабное сотрудничество в рамках СНГ в военной области в 1993 г. не удалось. До конца года были подписаны соглашения только с Белоруссией, Киргизией и Украиной.

Экспортно-импортные операции со странами СНГ, с Литвой и Эстонией осуществлялись, но сотрудничество ещё не приобрело характера устойчивых связей и продолжало носить эпизодический характер.

Результат был закономерен: в 1993 г. деятельность ГУСК была прекращена. Наступал период централизации управления. Указом Президента Российской Федерации в ноябре 1993 г. все внешнеэкономические организации, осуществлявшие ВТС с иностранными государствами, были объединены в Государственную компанию по экспорту и импорту вооружения и военной техники «Росвооружение».

Изменение условий сотрудничества

Основное планирование и подведение итогов хозяйственной деятельности СССР, в том числе и в области ВТС, производилось по пятилеткам. Для того чтобы проследить общие тенденции в развитии этого сотрудничества за последнее десятилетие перед распадом Советского Союза, нужно сравнить некоторые данные за 11-ю (1981–1985 гг.) и 12-ю (1986–1990 гг.) пятилетки.

Экспорт ПВН СССР в годы 12-й пятилетки (1986–1990 гг.) в сравнении с показателями 11-й пятилетки

Общий объём экспорта и безвозмездной помощи - увеличение до 107,7%
Экспорт по клирингу и за наличные - уменьшение до 77,3%
Экспорт по кредитам - увеличение до 130,3%
Экспорт со скидками - увеличение до 142,7%
Экспорт в капиталистические страны - уменьшение до 60,5%
Безвозмездная помощь - увеличение до 107,2%
Валютные поступления, всего - уменьшение до 89,5%
в том числе в СКВ - уменьшение до 56,9%
Взносы в государственный бюджет - уменьшение до 94,1%

В 1985–1989 гг. объём советского экспорта ПВН составлял, по данным СИПРИ , 16–22 млрд долларов и превышал объём экспорта аналогичной продукции США (10–13 млрд долларов).

На фоне сокращения военных расходов, вызванного снижением уровня противостояния в мире, в СССР резко падало финансирование производства ВВТ. Процесс конверсии оборонных предприятий не обеспечивался всесторонним планированием и материальными ресурсами. Снижались интенсивность работы производителей продукции военного назначения и их ответственность за поставки, затягивалось согласование номенклатуры и сроков производства экспортной военной техники. Всё это разрушало работу налаженного десятилетиями сложного механизма выполнения обязательств по ВТС.

К 1990 г. сократилось со 127 до 17 количество подписанных со странами межправительственных соглашений. В этот период развитие военно-технического сотрудничества со странами практически приостановилось и осуществлялось лишь в рамках выполнения оставшихся обязательств по ранее подписанным долгосрочным соглашениям. К концу 1990 г. основной объём этих обязательств был выполнен.

В ходе ежегодных переговоров-консультаций по вопросам взаимных поставок продукции военного назначения Венгрия отказалась от поставки ракетной техники, ЗРК и вертолётов, Чехословакия — от самолётов и вертолётов, Румыния — от самолётов. На переговорах в ГИУ представители данных стран мотивировали это намерением обеспечивать в дальнейшем свою обороноспособность не за счёт увеличения закупок и производства вооружения, а путём повышения качества его обслуживания, своевременного ремонта и проведения модернизации. Причиной уменьшения объёма ВТС этих стран была политическая и экономическая нестабильность в Советском Союзе, смена внешнеполитических ориентиров и принципов взаимоотношений.

Объединение Германии привело к прекращению сотрудничества с ГДР. Были приостановлены крупные поставки вооружения на Кубу в связи с достижением договорённостей с США о взаимных мерах по снижению напряжённости вокруг этой страны. Кроме того, с 1989 г. по решению правительства СССР часть функций ГИУ была передана вновь образовавшемуся ГУСК.

В компетенции Главного инженерного управления остались вопросы сотрудничества с социалистическими странами по линии армий, органов внутренних дел и государственной безопасности. В этот период основное внимание ГИУ было обращено на сотрудничестве с Китаем, которое было возобновлено в 1990 г. и быстро развивалось.

Продолжалось ВТС с развивающимися странами. Им поставлялись самолёты МиГ-29, Су-25К, Су-24МК, реактивные системы «Ураган», бронетранспортёры БТР-70. Однако дальнейшего развития сотрудничество не получило в связи с финансовыми трудностями стран и дефицитом соответствующих национальных кадров, на подготовку которых требовались многие годы. К 1990 г., за редким исключением, межправительственные документы о дополнительных военных поставках в эти страны уже практически не подписывались.

На состоянии сотрудничества сказывалась также меняющаяся военно-политическая обстановка в регионах и отдельных странах. Обострение обстановки в Афганистане и вывод из этой страны в феврале 1989 г. Ограниченного контингента советских войск вызвали увеличение объёма военных поставок и оказания технического содействия по сравнению с 1988 г. почти в три раза. ГИУ совместно с Минобороны СССР изыскивали необходимые ресурсы по обеспечению Афганистана ВВТ. Афганской стороне предоставлялись дополнительные льготы по расчётам в виде отсрочек платежей и скидок со стоимости поставляемой военной техники.

В 1988 г. Иран выражал настойчивое намерение возобновить полномасштабное ВТС с СССР, ранее приостановленное в связи с ирано-иракской войной. После признания Ираном резолюции Совета Безопасности ООН № 598 и прекращения конфликта ГИУ продолжило поставку запасных частей и продукции производственно-технического назначения, необходимых для эксплуатации и ремонта ранее поставленных из Советского Союза ВВТ. В 1989 г. военно-техническое сотрудничество с Ираном получило новое развитие: было подписано соглашение о поставках значительного количества современного ВВТ, передаче лицензий на производство различных типов вооружения.

В 1988–1989 гг. ГИУ осуществляло поставки продукции военного назначения в Анголу для отражения продолжавшейся агрессии ЮАР и борьбы правительства против сепаратистов. После подписания в 1990 г. трёхстороннего соглашения (Куба — Ангола — ЮАР) специалисты Управления организовали вывоз из Анголы советскими теплоходами и самолётами ВТА части кубинского воинского контингента.

В 1990 г. ГИУ совместно с Минобороны СССР организовало в ОАЭ показательные испытания танков Т-72М1 и боевых машин пехоты БМП-2 с боевой стрельбой. Испытания показали высокое качество техники и вызвали интерес у руководства страны. Проведение таких испытаний в практике сотрудничества с развивающимися странами было осуществлено впервые. В том же году в связи с агрессией Ирака против Кувейта, а также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 598 поставки ВВТ в эти страны были приостановлены.

Важным направлением в деятельности ГИУ продолжали оставаться мероприятия по погашению странами кредитов и урегулированию просроченных платежей. По ряду объективных причин, несмотря на предоставление отсрочек платежей и усилия по изысканию возможностей погашения кредитов и задолженности поставками товаров (Алжир, Гвинея, Замбия, Ирак, ЙАР, Ливия, Перу и Сирия), просроченная задолженность стран возрастала. Проблема платежей осложнялась также специфической позицией руководства ряда стран, что негативно сказывалось на ходе сотрудничества.

Так, в 1988 г. в связи с нерешённостью вопроса платежей не было подписано долгосрочное соглашение о дополнительной поставке вооружения и военной техники в Алжир. В ходе неоднократных переговоров с Ливией не удалось урегулировать платежи в 1989–1990 гг. Учитывая, что просроченная задолженность Ливии составила около 2,1 млрд рублей, советская сторона, дав принципиальное согласие на удовлетворение крупных ливийских заявок, была вынуждена воздержаться от подписания соглашений о дополнительных военных поставках в эту страну. В 1990 г. была достигнута общая договорённость с Ливией об осуществлении дальнейшего сотрудничества на новых, коммерческих условиях расчётов.

Переговоры с Ираком завершились подписанием соглашения о погашении платежей поставками нефти. Были осуществлены отгрузки нефти в счёт 30% платежей, остальные поставки нефти были приостановлены в связи с начавшимся конфликтом в районе Персидского залива. ГИУ представило правительству предложения по проекту концепции ВТС с зарубежными странами (кроме социалистических) на 1990–1995 гг. Концепцией предусматривалось повышение качества и эффективности сотрудничества при последовательном сокращении объёма военной помощи и ограничении поставок наступательных вооружений; сокращение военных поставок и услуг на безвозмездной и льготной основах.

Позднее, в 1990 г., были подготовлены и представлены для доклада Президенту СССР новые предложения о перспективах ВТС с зарубежными странами. Совместно с Минобороны, МИДом, другими заинтересованными министерствами и ведомствами осуществлялась разработка проекта закона о военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами. Из-за нарастающей дестабилизации положения в стране решение по этим вопросам задерживалось. Организации, причастные к ВТС, руководствовались в своей деятельности принципами, изложенными в Указе Президента СССР «О внесении изменений во внешнеэкономическую практику Советского Союза», которым предусматривался переход на расчёты в свободно конвертируемой валюте, на текущие мировые цены в отношениях со всеми странами.

Согласно этому указу ГИУ проводило подготовку соответствующих договоров и их подписание. С отдельными странами документы были подписаны в 1990 г. (Ангола, Мозамбик, Конго, Польша и Румыния), переговоры с другими странами затягивались. За всю историю ГИУ эти переговоры оказались самыми трудными. Реакция партнёров на новые условия была исключительно негативной. В бюджетах стран такие военные расходы предусмотрены не были, и для большинства из них это было вообще невозможно в связи с тяжёлым экономическим положением. Возникли острые проблемы развития, оснащения и содержания армий с большим арсеналом вооружений, существования крупных военных объектов и предприятий оборонной промышленности, подготовки национальных кадров.

На переговорах представители стран-партнёров резко ставили вопросы о возникших серьёзных проблемах, выражали несогласие с доводами советской стороны. Они пытались поколебать её позицию, предлагая компромиссные варианты и настаивая на исключительных подходах. Со многими странами переговоры остались незавершёнными. Основным результатом переговоров было снятие странами с поставки значительного количества ВВТ, предусмотренных ранее подписанными соглашениями, и сокращение их дополнительных закупок.

Штатная численность персонала ГИУ была сокращена почти на 30%. Управление было переведено на хозяйственный расчёт, основанный на нормативном распределении прибыли. Потребовалось создание подразделений, адаптированных к новым условиям деятельности. Одни осуществляли общую аналитическую деятельность: проведение политико-экономического и валютно-финансового анализа ВТС и проблем разоружения, подготовку предложений по концепции военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и взаимодействия с ООН, по перспективам ВТС СССР с зарубежными странами, по сокращению советских Вооружённых сил. Другие подразделения выполняли ранее не свойственные ГИУ задачи: вырабатывали принципы сотрудничества с иностранными торговыми и посредническими фирмами, взаимодействия с ними (уже имелись контакты со 130 фирмами), реализации на экспорт имущества двойного назначения (инженерной, строительной, дорожной и др. техники).

Осуществлялось рекламное продвижение на мировой рынок советской продукции военного назначения, освещение в открытой печати сведений о ВТС СССР с иностранными государствами и участие ГИУ в работе Комиссии ООН по определению путей и способов повышения гласности в области международных поставок вооружений. Было создано подразделение инженерно-консультационных услуг и расчётов, которое занималось оказанием услуг, основанных на принципах ноу-хау и инжиниринга.

Контракты с такими предложениями были переданы на рассмотрение Румынии, Венгрии, Югославии, Алжиру, Сирии, Ливии, Индии, Ирану, Нигерии, Гвинее и Йемену.

Политические ориентиры, ранее определявшие приоритеты в военно-техническом сотрудничестве, всё более уступали место рыночным отношениям, базирующимся на экспортных возможностях поставщиков вооружений и платёжеспособном спросе. В то же время большинство традиционных партнёров оставались неплатёжеспособными или имели низкую платёжеспособность, финансовые возможности партнёров СССР из числа нефтедобывающих стран по ряду причин также продолжали снижаться.

В Российской Федерации, идущей по пути строительства демократии и рыночной экономики, были сняты все ограничения на публикации в СМИ. Пресса наводнилась различными информационными материалами, ранее запрещёнными к открытой печати: о состоянии Вооружённых сил, о спецслужбах, о военно-техническом сотрудничестве, в том числе и о торговле оружием. Во-первых, это повышало рейтинг СМИ. Во-вторых, в условиях ухудшения экономического положения страны многим казалось, что экспорт оружия принесёт существенные прибыли и предотвратит спад экономики. В общественных, промышленных и властных кругах наметились два пути дальнейшего сотрудничества в военно-технической области. Одни видели развитие сотрудничества при условии монополии государства на торговлю оружием: производители ВВТ должны заниматься только его производством, а осуществлять его продажу — специальные (строго ограниченные) внешнеторговые организации. Другие считали, что «торговать оружием должны те, кто его производит» и только такой путь принесёт наибольшую выгоду предприятиям ВПК и поможет им выстоять в условиях промышленного спада.

На позиции сохранения и усиления монополии государства на торговлю оружием твёрдо стояло руководство МВЭС и Главного инженерного управления. Попытки установить общий контроль за экспортом ВВТ властными структурами предпринимались, в том числе со стороны парламентской депутатской группы В. Витебского и правительственной комиссии по ВТС во главе с вице-премьером Е. Гайдаром. Готовились разрешительные и запретительные списки по номенклатуре продукции военного назначения в соответствии с требованиями ООН, но всё это желаемого результата не принесло. На деле поставки оружия становились всё более либеральными.

На мировой рынок оружия стали выходить не только отдельные производители ВВТ, но и различные некомпетентные посредники. Например, один из сотрудников Института эволюции морфологии и экологии животных имени Северцова во время своей командировки в Австралию предлагал австралийцам купить при его посредничестве танки (Т-72, Т-80), истребители (МиГ-29, МиГ-31, Су-27), подводные лодки и другое вооружение. Предлагали свои услуги в этой области даже известный скульптор (не будем называть его имя), руководство Союза детей без родителей и другие юридические и физические лица.

Желающих поучаствовать в экспорте ВВТ было много. Так, например, после длительных и нелёгких переговоров с ГИУ малайзийская сторона приняла решение закупить самолёты МиГ-29, несмотря на жёсткую конкуренцию со стороны США и Великобритании. Но когда всё было готово к подписанию контракта, в Малайзии появились 15 различных посредников из нашей страны, пытавшихся принять участие в этой торговой операции. Они выходили со своими предложениями, некоторые даже встречались с премьер-министром и министром обороны Малайзии. Всё это крайне насторожило малайзийскую сторону и задержало подписание контракта.

Неудачными были и попытки продажи техники её изготовителями, не имеющими профессиональных навыков в этой области, хотя и получившими доступ на мировой рынок. Это наглядно продемонстрировал международный авиасалон в Фарнборо осенью 1992 г., на котором был представлен российский вертолёт Ми-17, предназначенный для подавления радиолокационных систем противника и превосходящий по своим показателям западные аналоги. Однако соответствующий рекламный материал своевременно подготовлен не был, вопросы маркетинга были упущены, и уникальные возможности вертолёта остались незамеченными. Этот случай отражал создавшуюся ситуацию, когда за сложное дело брались некомпетентные люди.

В середине 90-х гг. в обсуждении целей и перспектив ВТС в открытой печати принимали участие и профессионалы. Так, вице-адмирал в отставке В.А. Власов, который долгое время служил в ГИУ и был его руководителем, заявил в СМИ о том, что нельзя полагаться на продажу военной техники как на главный источник доходов России. Даже в наиболее удачные годы экспорт оружия в СССР составлял 5–10% от общего объёма экспорта. В то же время военно-техническое сотрудничество является необходимым и важным источником доходов. К недостаткам существовавшей системы ВТС он отнёс и то обстоятельство, что СССР создал в странах Варшавского договора «достаточно мощную военную промышленность и вынужден не столько поставлять им военную технику, сколько закупать её у них, а туда завозить дефицитные материалы и комплектующие изделия» (газета «Куранты» от 8.09.1994 г.).

Далее В.А.Власов отметил, что наилучшим вложением вырученной от продажи оружия валюты являются инвестиции в самые высокотехнологические, наиболее перспективные производства и связанные с ними научно-исследовательские работы.

Вторая половина 1980-х гг. стала непростой и для деятельности Главного технического управления. В конце 1988 г. был уволен в отставку по болезни начальник ГТУ генерал-лейтенант С.А.Николаев.

На должность начальника Управления был назначен контр-адмирал Сергей Николаевич Краснов. В 1979–1983 гг. он возглавлял 10-е (валютно-финансовое) управление ГИУ, а затем занимал должность заместителя начальника ГТУ.

Стиль руководства С.Н.Краснова мотивировал сотрудников Управления на поиск новых, нестандартных путей повышения объёмов военно-технического сотрудничества с учётом коммерческой выгоды при взаимодействии с иностранными государствами. Поощрялись инициатива и креативность. Новые принципы и условия работы, при которых необходимо было самостоятельно искать заказы, рассчитывать экономическую эффективность каждой сделки и внимательно изучать потребности и возможности иностранных заказчиков, определили характер взаимоотношений как внутри коллектива, так и в переговорах с иностранными партнёрами.

С 1 января 1991 г. было принято решение о переводе всего комплекса внешнеэкономических отношений на расчёты и платежи в свободно конвертируемой валюте (СКВ), на торговлю по мировым ценам и на условиях, принятых в международной практике.

Эти обстоятельства в значительной мере повлияли на деятельность ГТУ. Общий объём операций в 1991 г. снизился по сравнению с предыдущим годом в два раза и составил 631,1 млн руб. При этом экспорт занял 83,4%, импорт — 12,7%, безвозмездная помощь — 1,1%. За 1991 г. ГТУ оказало техническое содействие по созданию, дооборудованию и эксплуатации 866 объектов в зарубежных странах.

Общая картина военно-технического сотрудничества ГТУ с основными партнёрами в 1991 г. выглядела следующим образом.

СССР продолжал оказывать содействие в ремонте поставленного ВВТ Кубе, но при этом кубинская сторона отказалась от помощи в создании ряда военных объектов, уменьшив их число со 142 до 24.

Продолжалось ВТС и с Китаем, выразившим заинтересованность в совместной разработке космических аппаратов, создании новых самолётов и поставке элементов специальных автоматизированных систем.

С некоторыми странами сотрудничество было практически приостановлено, так как новые условия расчётов их не удовлетворяли.

Получило дальнейшее развитие ВТС с некоторыми странами Азии, Африки, Латинской Америки. Возобновилось сотрудничество с Египтом по совместному созданию образцов вооружения для сухопутных войск. Продолжались работы по проектированию объектов ВМС и ВВС и поставке оборудования для них.

После подписания с Ливией в июне 1990 г. протокола об урегулировании платежей нефтью начались поставки и монтаж оборудования на объектах, создаваемых по ранее подписанным соглашениям. На уже созданных в Ливии ремонтных предприятиях с помощью российских специалистов продолжался ремонт ливийских кораблей советской постройки. Были приняты решения об оказании технического содействия (ОТС) Ливии в организации лицензионного производства отдельных образцов стрелкового оружия, боеприпасов к ним и в организации ремонта военной техники.

Развивалось ВТС с Ираном. Было подписано соглашение об оказании технического содействия в организации базирования и ремонта подводных лодок советской постройки, а также лицензионного производства танков и боевых машин пехоты.

Работы по ОТС в создании и дооборудовании военных объектов, в том числе строительстве на условиях генподряда, проводились в 1991 г. в 25 странах по 190 объектам.

Поставка запасных частей для обеспечения среднего и капитального ремонта ВВТ производилась в 28 стран. Заявки на поставку запчастей на следующий год поступили общим объёмом в 277,1 тыс. позиций. Из них к поставке было принято всего 56,6% — существенно ниже, чем в 1990 г.

Новым направлением деятельности ГТУ стала работа по реализации имущества российских (в недавнем прошлом советских) войск, которые выводились из стран бывшего Варшавского договора, а также по закупке материалов и оборудования для строительства объектов в интересах выводимых из-за рубежа войск. ГТУ принимало непосредственное участие в работе соответствующих комиссий, подготовке и проведении переговоров на различных уровнях как в Москве, так и за рубежом. Объём реализации движимого и недвижимого имущества в 1991 г. составил 9,3 млн рублей. Кроме того, были подписаны контракты и договоры на последующие годы на общую сумму 34,7 млн рублей.

В 1991 г. за рубеж по линии ГТУ было командировано 478 специалистов от поставщиков и генподрядчиков и, кроме того, 556 человек — от Министерства обороны. В результате к 1 января следующего года их численность на объектах сотрудничества возросла до 2007 человек.

Говоря об итогах работы ГТУ, можно привести лишь несколько цифр. Всего при непосредственном участии ГТУ за более чем 20-летний период его деятельности были построены и прошли реконструкцию свыше 1500 объектов более чем в 40 странах мира. На эти объекты поставлено более 5 млн наименований технологической оснастки, специального инструмента, десятки тысяч единиц оборудования, командированы за рубеж тысячи советских специалистов и приняты на обучение в СССР сотни иностранных специалистов.

Многие созданные по линии ГТУ предприятия, на которых заняты десятки тысяч инженерно-технических сотрудников и квалифицированных рабочих, действуют и в настоящее время. При этом значительное количество объектов являются градообразующими и вносят существенный вклад в развитие национальных экономик и обороноспособности государств.

Сокращение объёмов ВТС

К концу 80-х гг. наша страна по объёмам торговых соглашений входила в семёрку ведущих мировых держав-экспортёров ВВТ, занимая второе (после США) место, опережая Францию, Англию, Китай, Германию и Италию.

К 1992 г. произошёл резкий спад в военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами. В 1991 г. его объём сократился по сравнению с 1990 г. в 2,5 раза, а в 1992 г. по сравнению с 1991 г. — почти в 4 раза. Объёмы валютных поступлений уже не планировались, а засчитывались по факту.

Переход на расчёты в свободно конвертируемой валюте и возникшие серьёзные проблемы в урегулировании взаимных задолженностей предопределили коренное сокращение сотрудничества со странами Восточной Европы. Поставки вооружения по ранее подписанным соглашениям сократились в 8 раз, объём по вновь подписанным соглашениям о взаимных поставках снизился до 15% от среднего уровня 1989–1990 гг. и ограничивался в основном поставками запасных частей. Страны, подписавшие соглашения, в связи отсутствием у них валютных средств в дальнейшем отказались от большой части ПВН, и ни одно из соглашений в полном объёме выполнено не было.

Дальнейший спад сотрудничества обусловливался политическими событиями в ряде стран Восточной Европы. Так, отказ Польши от закупок российской военной техники был связан не только с уменьшением правительственных ассигнований на оборонные цели, но и с настойчивыми попытками переориентироваться на военное сотрудничество с западными государствами. Российская сторона практически завершила выполнение обязательств по военным поставкам в эту страну и после окончания срока аренды Польшей двух подводных лодок и большого противолодочного корабля передала их польской стороне в счёт оплаты ремонта российских судов на польских верфях.

Чехословакия из-за разделения на два самостоятельных государства приостановила ВТС с Россией. Военные поставки в Румынию и Югославию были прерваны вследствие обострения обстановки в этих странах, а затем и полностью прекращены. Это было связано с введением Советом Безопасности ООН в сентябре 1991 г. эмбарго на поставку в Югославию оружия и военного снаряжения.

После подписания в октябре 1991 г. международных соглашений о политическом урегулировании в Камбодже Россия приняла на себя обязательства не поставлять военно-техническое имущество в эту страну. В связи со сменой политического режима сотрудничество с Никарагуа также было прекращено. Сотрудничество с Кубой ограничивалось незначительными поставками имущества в счёт компенсации за пребывание на кубинской территории российских военных объектов.

Судьба многостороннего ВТС бывших социалистических стран была окончательно решена в 1991 г. с прекращением деятельности Организации Варшавского договора и ликвидацией Постоянной комиссии СЭВ по оборонной промышленности. Несколько позднее прекратил существование и сам Совет Экономической Взаимопомощи.

Оставалась возможность осуществлять двусторонние связи в военно-технической области. В этот период единственной страной социалистической ориентации, с которой продолжало активно расширяться ВТС, была Китайская Народная Республика. В сложившихся условиях политическое и экономическое значение этого сотрудничества было трудно переоценить, и российское правительство уделяло ему большое внимание. В свою очередь, ГИУ принимало все меры для своевременного и качественного выполнения обязательств советской стороны, предусмотренных соглашениями с Китаем.

Продолжалось сотрудничество с рядом развивающихся стран, в которые в 1991 г. ГИУ осуществило поставки военно-технического имущества на сумму около 3,3 млрд рублей.

Расширялось сотрудничество с Ираном: объём поставок в эту страну увеличился почти вдвое. В то же время ГИУ было вынуждено временно приостановить поставку Ирану части ПВН в связи с задержкой пополнения аккредитива.

Продолжало развиваться ВТС с Индией: было подписано соглашение о военных поставках на сумму около 400 млн долларов США.

В этот период расчёты со странами осуществлялись в основном с оплатой свободно конвертируемой валютой в год поставки или по клирингу и лишь частично — в кредит. Поставки и техническое содействие на безвозмездной основе были прекращены.

Сотрудничество с большинством других развивающихся стран развития не получило, основные обязательства по ранее подписанным с ними соглашениям были выполнены, а новые заявки от платёжеспособных стран не поступали, и заявки стран, имевших низкую платёжеспособность, практически не удовлетворялись.

По ряду объективных причин сотрудничество с некоторыми странами было приостановлено или вообще прекращено. Так, в соответствии с международными договорённостями с января 1992 г. были прекращены поставки ВВТ Афганистану, военная техника в ремонт не принималась. Не осуществлялись командирование российских специалистов в эту страну и приём афганских военнослужащих на обучение в России.

После подписания в мае 1991 г. в Лиссабоне мирных соглашений между ангольским правительством и руководством Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА) поставки ВВТ в эту страну были также прекращены, а кубинские войска полностью выведены с её территории.

В нарушение имевшихся договорённостей Ливия перестала отгружать нефть в счёт платежей, вследствие чего ГИУ было вынуждено приостановить поставки в эту страну ВВТ по имеющимся обязательствам. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН о введении санкций в отношении Ливии из страны были эвакуированы российские специалисты и прекращено обучение в России ливийских военнослужащих.

Продолжалась напряжённая работа по погашению странами просроченной задолженности, которая составляла около 15 млрд долларов (Алжир, Афганистан, Ангола, Ирак, Иордания, Индия, Йемен, Мали, Ливия, Мозамбик, Сирия, Сомали, Перу, Танзания, Эфиопия, КНДР). При неопределённости перспектив сотрудничества и финансово-экономических трудностях стран найти решение проблемы платежей не представлялось возможным. Удалось договориться лишь с Алжиром об урегулировании платежей на сумму более 1 млрд долларов США.

ГИУ прилагало усилия по погашению кредитов и задолженности поставками товаров. Проводились комплексные мероприятия по организации закупки в странах, которым поставлялись ВВТ, товаров народного потребления и производственно-технического назначения в счёт оплаты указанных поставок с реализацией этих товаров предприятиям — изготовителям экспортной ПВН. Это могло отвечать платёжным возможностям стран — заказчиков военной техники и запросам предприятий-изготовителей, а также повысить гарантии поставок и платежей. Было подписано 70 договоров с предприятиями-изготовителями и торговыми организациями и 69 контрактов с иностранными фирмами на 400 млн долларов США (Китай, Индия, Румыния). Проводилась работа по поставкам товаров из Марокко, Кубы, Венгрии, Монголии, КНДР, Финляндии, Египта и Румынии.

Активно участвуя в мероприятиях правительства по созданию концепции и законодательной базы ВТС, ГИУ в июне 1991 г. подготовило предложения по доработке проекта закона «О военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами», но в связи с обострением внутриполитической обстановки в СССР продвижение закона было приостановлено. Такая же участь постигла план дальнейших поставок странам ВВТ и ОТС. Отсутствие такого решения исключало возможность координировать производство и комплексные поставки многих сложных систем вооружения (самолётов, зенитно-ракетных комплексов, кораблей) и не позволяло оформить с иностранными партнёрами продажу уже изготовленного вооружения по ранее подписанным соглашениям.

В декабре 1991 г. ушёл в отставку вице-адмирал В.А. Власов. Исполняющим обязанности начальника ГИУ до конца января 1992 г. был назначен один из его заместителей — полковник А.В. Коцюбинский.

Было очевидно, что советская система ВТС перестала соответствовать реалиям того времени и требовала реформирования.















«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов