Рекламно-выставочная деятельность в отношении
вертолётной техники, как и любой другой продукции военного и
двойного назначения, весьма специфична. Вертолёты —
серьёзный высокотехнологичный товар, требующий самого
пристального внимания к нюансам и особого подхода во всём:
от транспортировки до протирки аэродромной пыли утром
первого дня выставки, не говоря про отработку массы
документов и подготовку эффективных промоматериалов. Именно
поэтому людям, вовлечённым в этот процесс, крайне необходимо
досконально разбираться в особенностях экспонирования
винтокрылых машин. О них кратко и расскажем.
Необходимость наличия больших выставочных пространств
Вертолёты — крупногабаритная техника, требующая немало
выставочного пространства и ясного чистого неба, если есть
полётная программа. Тот же известный всем многоцелевой Ми-8
в сборе с лопастями просто-напросто не поместится в обычном
зале (исключение — аэродромные ангары, но такие выставки —
редкость). Вот почему «вертушки» (впрочем, как и любая
другая авиатехника) демонстрируются преимущественно на
статической стоянке вне павильонов.
Получение всего комплекта регламентирующих документов
Комплекс решаемых экспонентом вопросов включает в себя
оформление и направление документации организаторам
мероприятия, пропуска и страховки для лётно-технического
состава, страхование вертолётов, макетов вооружения и
имущества, обеспечение их охраны и пр. Важно получить все
разрешения и лицензии, в том числе по линии ФСВТС России, на
ввоз-вывоз вертолётов, вспомогательного имущества и
расходных материалов, экспертное заключение об отсутствии в
конструкции, имуществе, эксплуатационно-технической
документации и рекламных материалах сведений, составляющих
информацию ограниченного доступа.
Поиск оптимальных способов транспортировки
Перевозка вертолёта — это сложно и дорого. Доставить
летательный аппарат можно по земле специализированными
низкорамными тралами или железнодорожными платформами, по
воде сухогрузами или по воздуху с помощью другого вертолёта,
если габариты позволяют, или грузовым самолётом. При этом
существуют правила, без соблюдения которых невозможно
осуществить всё это. Обычно они расписаны в инструкциях по
транспортировке вертолёта, где описаны процедуры разборки,
загрузки/выгрузки, размещения и швартовки вертолёта,
оборудования и агрегатов (рис. 1).
Визуальная подготовка техники и авиационная ливрея
Вертолёты готовят заранее. Нужно окрасить их в соответствии
с экспозиционным обликом, имеющим свойство меняться в
зависимости от цели и типа мероприятия. Для каждой выставки
создаются свои дизайн-проект и авиационная ливрея (рис. 2).
Перекраска — процесс небыстрый, требующий практически полной
разборки вертолёта: специалисты смывают старое покрытие,
вышлифовывают и сглаживают неровности, затем подбирают
правильные, безопасные для поверхности краски. Покраска
начинается с грунтовки, нанесения основного цвета, нередко в
несколько слоёв, а дальше добавляются знаки и надписи.
Только после этого вертолёт покрывают глянцевым лаком,
придавая ему привлекательный, элегантный вид. Просушка машин
осуществляется в специальных покрасочных камерах,
температурный режим и остальные параметры которых настроены
так, чтобы техника сохраняла презентационный вид максимально
долго.
Соблюдение мер безопасности и обеспечение сохранности
техники
Вертолёты — это сложные машины, причём имеющие значительные
вес и размеры, поэтому при их экспонировании необходимо
соблюдать особые меры безопасности. В большинстве своём
вертолётная техника имеет колёсные шасси, для контроля
которых на стоянке есть противооткатные устройства, «стопы»,
которые не позволят вертолёту сдвинуться с места даже при
сильном ветре и к тому же стопорящие рулевой винт, чтобы он
самопроизвольно не раскрутился. Лопасти крепят за концы к
земле тросами, дабы они случайно не причинили ущерб людям и
технике.
Подготовка и проведение полётов
Если есть возможность организовать полёты — это обязательно
должно быть сделано. План испытательных и демонстрационных
полётов составляется управляющей компанией совместно с
предприятиями, которым принадлежит техника, плюс
организаторами выставки. Программа формируется на все дни
шоу, включая «тест-драйв» накануне мероприятия. Во главе
угла — абсолютная безопасность, красота для массового
зрителя и всесторонняя эффективность демонстрации
возможностей машин специалистам, в том числе принимающим
решение о закупке техники.
Наличие квалифицированных работников
Выставка по умолчанию подразумевает грамотное проведение
консультаций по представленным образцам. Хороший специалист
по презентациям — уже полдела сделано. Именно поэтому рядом
с вертолётами должны постоянно работать те, кто сумеет
доступно, красиво и уверенно рассказать о них как общей
публике, так и въедливым журналистам.
Наличие моделей вертолётов
В силу чрезвычайно высокой затратности показа и без того
недешёвых натурных образцов часто возникает необходимость
создания 3D-моделей, демонстрирующих внешний облик
вертолётов. Но даже для такой, казалось бы, простой
продукции существуют всевозможные функциональные и
технические нормы: облик должен максимально соответствовать
оригиналу.
Наличие промоматериалов
Реклама — двигатель торговли, и вертолёты не исключение.
Именно поэтому при подготовке к выставке одной из важнейших
задач является разработка качественной полиграфической,
презентационной и сувенирной продукции. Ведь на переговорах
с партнёрами нужно не только общаться, но и настойчиво
показывать им хорошие имиджевые видеофильмы и буклеты с
техническими и эксплуатационными характеристиками, что
существенно облегчит поиск взаимовыгодных решений.
В общем, публичная демонстрация вертолётов требует
вдумчивого подхода во всём. Мелочей здесь нет. Тщательное
изучение особенностей экспонирования позволит не только
провести такое ответственное мероприятие на высшем уровне, с
максимальным маркетинговым результатом, но также не
допустить ошибок при работе со столь непростой продукцией.
Правило одно: успех любит подготовку!