НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
FPV-СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Центр комплексных беспилотных решений (ЦКБР) — это компания и инициативная группа выпускников МФТИ в отрасли боевого применения технологий FPV. ЦКБР работает с ГУ ГШ, ССО, ФСБ, СОБР и ФСО. Обучает специалистов-инструкторов из числа сотрудников ведомств на опыте реального боевого применения. Собирает и поставляет наземное оборудование и дроны. Ведёт разработки и доводит до применения новые изделия и методы работы. Проводит рефакторинг изделий противника. Пожизненно поддерживает заказчиков во всех вопросах, связанных с данной отраслью.


Технологии FPV — более пятнадцати лет. Самим БПЛА — более ста лет, но только относительно недавно мы увидели настоящий ренессанс отрасли. С чем это связано?

До этого развитие беспилотной техники шло через государственные проекты и разрабатывалось концернами ВПК на Западе или институтами в СССР. Создание беспилотника — это было долго, сложно и дорого. В начале XXI века произошёл ряд событий, которые открыли «второе дыхание» этой отрасли.

Во-первых, это цифровизация. Архитектура современных БПЛА построена на базе вычислительного комплекса. Есть материнская плата (полётный контроллер), у неё есть интерфейсы для подключения цифровых датчиков, с одной стороны, и исполнительных устройств — с другой. Всё, что дрон «видит» и «чувствует», сначала поступает на полётный контроллер, где обрабатывается, и только потом выходит на исполнительные механизмы, которые также подключены к центральному бортовому компьютеру.

Эту схему легко представить на примере обычного персонального компьютера. У него системный блок выполняет роль полётника, а подключённые к нему клавиатура, мышь, принтер, монитор и другие внешние устройства — периферийное оборудование. Так же устроен и современный БПЛА: он — ПК с периферией в миниатюре. Вместо кучи инженерных решений в конструкции БПЛА, мы все элементы и датчики сводим к бортовому компьютеру, и дальше во главу угла становится задача написания операционной системы, под управлением которой будет работать этот компьютер. Написать операционную систему очень непросто. Даже под обычный ПК их можно пересчитать по пальцам одной руки. ОС для полётного контроллера летательного аппарата написать так же непросто.

Во-вторых, развитие open source движения в IT-области позволило достаточно быстро написать бортовые операционные системы, что называется, всем миром. Ни одна компания не смогла бы так быстро и качественно написать полноценную бортовую ОС одна. Мало того, многие производители, которые устанавливают на БПЛА свои ПО, в своё время использовали разработки open source, сняв с них копию и начав развивать программный комплекс самостоятельно. Например, так поступила компания DJI.

В-третьих, это сильное удешевление элементной базы, начиная от процессоров и датчиков и заканчивая исполнительными устройствами. Тут сильный толчок дала платформа Ардуино, которая опустила планку стоимости элементной базы до уровня, доступного школьнику. Сложные в производстве интеллектуальные датчики, сервомеханизмы, системы связи, моторы и силовые элементы только дешевеют из года в год.

В-четвёртых, это появление мощных и небольших источников тока. Высокая ёмкость и токоотдача литий-полимерных аккумуляторов позволили БПЛА мультикоптерного типа полететь. Эти АКБ обладают феноменально высокими значениями накопленной энергии на килограмм веса в сравнении с привычными свинцовыми. И сегодня мы подошли к теоретическому пределу металл-ионных АКБ.

В совокупности все эти четыре фактора дали возможность бурно развиться тем БПЛА, о которых мы говорим последние несколько лет. Современный вооружённый конфликт на Украине впервые продемонстрировал состоятельность таких решений и нашёл место для их боевого применения.

FPV не исключение. Нам, Центру комплексных беспилотных решений (ЦКБР), ещё за два года до СВО была ясна важность FPV-технологий для ВС РФ, ЦСН и спецподразделений. Мы самостоятельно начали разрабатывать наземное оборудование боевого FPV-расчёта, боевые FPV-дроны и сценарии применения. Примерно за год до СВО мы начали готовить специалистов из рядов ВС РФ в инициативном порядке.

Первое боевое применение FPV-системы состоялось 10 марта 2022 года. Операцию блестяще провели специалисты ССО, прошедшие обучение в нашем центре и обеспеченные оборудованием, собранным у нас же. Тогда сдалась в плен большая масса противника. Их можно понять: из леса прилетают какие-то необычные дроны и на огромной скорости проникают за линию обороны, где обнаруживают цели и уничтожают их. При этом пилотов не видно и не слышно, и сколько у них ещё таких изделий — непонятно.

Информация о том событии быстро распространилась среди наших подразделений, и к нам начали обращаться за помощью в обучении и обеспечении. Мы не отказывали никому. Единственным ограничением было и остаётся то, что мы не работаем с гражданскими лицами.

Наш Центр постоянно испытывал новые сценарии применения боевых FPV-систем, совершенствовался комплекс наземного оборудования, усложнялись и появлялись новые модели дронов — конечных устройств. На сегодняшний день в ЦКБР сложился образ полноценного боевого FPV расчёта с высоким уровнем подготовки, обеспеченный полноценной универсальной «наземкой» и достаточным количеством конечных устройств для выполнения боевых задач — дронов.

В расчёте может быть от одного до трёх человек, в зависимости от сценария боевого применения. Если FPV-боец движется в составе группы по местности, то он работает один. Если цель — удалённый объект, а задача — охота, то расчёт будет состоять из трёх человек.

Сегодня боевые FPV-системы вошли в тренд информационного поля как у нас, так и у противника. Но чаще всего они просто заменяют собой артиллерию и ПТУР-расчёты. При этом существует более десяти различных сценариев, которые пока не так востребованы. Например, совместная со снайпером работа, когда пилот FPV вскрывает огневые точки противника с безопасного расстояния, а снайпер уничтожает. Или работа в городской среде при штурме зданий, когда FPV осуществляет как разведку, так и уничтожение подготовленных ПТУР гнёзд противника. Или работа при сопровождении колонн и отдельных транспортных средств.

Отдельно стоит отметить применение боевых FPV-систем в диверсионной длительности, подробности которой не разглашаются.

Важность подготовки специалистов боевого FPV-расчёта сложно переоценить. Есть примеры, когда на одном и том же оборудовании один расчёт мог преодолеть РЭБ противника и выполнить задание на большом удалении, а у второго происходила потеря связи уже на дистанции в 300 метров. На одном и том же оборудовании. Знание теоретического материала в подготовке крайне важно для успешного выполнения боевых задач. Важно значение тренировок и методичного подхода к освоению практик боевого применения.

Хороший снайпер готовится от полугода минимум. Боевое применение FPV имеет куда больше нюансов и технических сложностей по сравнению со снайпером. Однако считается, что боевого FPV-пилота можно подготовить за месяц. К сожалению, это главная ошибка в подготовке, которая приводит к потерям в рядах FPV-бойцов. FPV-применение на фронте несколько отличается от гражданского. Тут есть нюансы. Подготовка, определение мест прохода сигнала, привязка к местности, распределение ролей в расчёте, определение позиций, сам выход, сплочённость команды на выходе, контроль исполнения, запасные варианты, аварийные варианты и последовательная дезинформация противника перед и во время мероприятия — вот неполный перечень знаний и навыков, которыми должен обладать расчёт, чтобы быть эффективным и живым.

К сожалению, практика показывает относительно низкий уровень подготовки боевых специалистов во многих школах подготовки, что удалось посетить специалистам из нашего Центра. Сейчас как никогда нужно распространение удачных, работающих практик боевого применения и тиражирование компетенций.

В отрасли боевого FPV общим местом стали стоимость и доступность дронов. При этом мало кто обращает внимание на то, что та же дальность полёта дрона зависит в первую очередь от наземного оборудования. «Наземка» — это вторая по важности часть боевой FPV-системы после самого расчёта и его подготовки. Например, наличие в составе наземного оборудования башен не только увеличивает дальность работы, но и позволяет обезопасить расчёт, позволяя ему работать из укрытий. А в случае работы из бронетехники вообще является необходимым атрибутом.

Также стоит отметить важность в составе «наземки» таких элементов, как планшет «второго номера» для совместной работы и приёмники аналогового и цифрового сигналов. Нормальный комплект наземного оборудования включает в себя более двадцати номенклатурных позиций: провода, ЗУ, ЗИП, инструменты откладки и АФХ. И это помимо самого шлема пилота и его пульта управления дронами.

Что касается самих конечных устройств (дронов), то здесь в первую очередь важна их подготовка к боевому применению. В «девичестве» любой FPV-дрон — это спортивный рейсерный дрон. Его характеристики — это ракетная энерговооружённость и высокие скорости. При определённых условиях он способен догнать вертолёт или достичь высоты в 12 км. Кстати, рекорд высоты полёта FPV-дронов принадлежит российской команде.

Однако боевые дроны отличаются от спортивных глубокой модернизацией. На них должен быть установлен канал управления полезной нагрузкой, он должен быть обработан специальными составами от влаги, дождя и снега. На нём должны быть установлены электроприводные устройства для подключения сбросов или ЭД. Его PID-регулятор должен быть настроен на работу с весами, чтобы при боевом применении он не потерял в манёвренности.

Сейчас много говорят о поставках дронов в войска, но мало кто разбирается в том, что дроны бывают цифровыми и аналоговыми, а аналоговые, в свою очередь, бывают на разные диапазоны частот. Не всегда поставки дронов осуществляются с необходимыми приёмниками управляющего сигнала, потому что они тоже отличаются. Зачастую в войска приходят изделия, которые бойцы не могут применить. Тут как нельзя важен комплекс наземного оборудования, о котором мы говорили выше. Хороший комплекс должен уметь работать со всеми типами конечных устройств. Именно такие комплексы и поставляет наш Центр.

Россия, без преувеличения, является лидером в области боевого применения FPV-систем. Многие страны сейчас только начинают переосмысливать наш опыт и будут идти в кильватере наших разработок, решений и сценариев применения. Появление боевых FPV-дронов в современных вооружённых конфликтах сравнимо с появлением огнестрельного оружия в XIV веке. Пока сами дроны и технология их применения выглядят неидеально и похожи больше на аркебузы и пищали позднего Средневековья. Но пройдёт несколько лет — и страны, не обладающие подобного рода военными решениями, столкнутся с очень серьёзными проблемами. Слава богу, Россия сейчас является лидером в этой области. Однако нам предстоит ещё очень много работы.


«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов