НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
ФСВТС России
Дмитрий Шугаев: «Российская Федерация уверенно занимает лидирующие позиции на мировом оружейном рынке»


На вопросы журнала «Оборонно-промышленный комплекс РФ» (Объединённая промышленная редакция) отвечает Дмитрий Шугаев, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), осуществляющей государственные функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

— Дмитрий Евгеньевич, в этом году Россия отмечает 70-летие системы ВТС с зарубежными странами. Какие исторические особенности развития российского сотрудничество в данной области, на ваш взгляд, обеспечили и обеспечивают уверенный успех нашей страны?

— Принцип государственной политики в области ВТС — приоритет интересов России при неукоснительном соблюдении международных норм и обязательств — остаётся неизменным с самого первого дня создания системы государственного управления военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, им принято считать 8 мая 1953 г., когда при Министерстве внутренней и внешней торговли было создано Главное инженерное управление, которое осуществляло поставки за рубеж вооружений и военной техники.

В 60-е годы СССР прочно занял место одного из ведущих экспортёров вооружения и военной техники в мире. Поставки приобрели комплексный и многоплановый характер, сформировался их механизм, определились критерии приоритетности и надёжности партнёров, равно как и главные конкуренты на мировом рынке вооружения — США, Англия, Франция.

В 70-е годы Советский Союз значительно расширил сферу ВТС со странами-союзниками в рамках социалистического блока. Государствам Восточной Европы были переданы лицензии на производство некоторых образцов вооружения и военной техники, которые было разрешено продавать в «третьи» страны.

В начале 90-х годов российское военное производство и экспорт ПВН столкнулись с целым рядом проблем. В таких условиях назрела острая необходимость изменения существующей системы ВТС.

Было принято решение кардинально реформировать систему военно-технического сотрудничества, выстроив «президентскую вертикаль». Появился единственный государственный посредник по экспорту всего спектра готовой продукции — Рособоронэкспорт, а также Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (ныне ФСВТС России), осуществляющий со стороны государства контроль и надзор в этой области.

Реформа системы ВТС России позволила переломить негативные тенденции и перейти к наращиванию как объёмов, так и качественных показателей российского оборонного экспорта.

Сформированная в начале 2000-х годов структура современной российской системы ВТС показала свою устойчивость в самых критических ситуациях, так как способна своевременно реагировать на происходящие изменения в мире и эффективно функционировать в неблагоприятных условиях.

На сегодняшний день наша страна сотрудничает с более чем 100 государствами мира, портфель экспортных заказов на протяжении последних нескольких лет сохраняется на уровне $50–55 млрд.

— Насколько значителен, по вашим оценкам, вклад СССР и России в укрепление глобальной стабильности и сбалансированности в мире? Насколько оборонные технологии СССР и России позволяют странам мира — нашим партнёрам — чувствовать себя более уверенно, надёжно и защищённо?

— Основной особенностью экономики Советского Союза была её полная ориентированность на военное производство. В основе внешней политики стояли вопросы распространения влияния СССР во всех регионах мира. При этом поставки ПВН, оказание помощи дружественным странам в развитии их военно-промышленного комплекса, передача лицензий на производство российских ВВТ пользовались абсолютным преимуществом при выстраивании отношений с союзническими государствами. Экспортные поставки ВВТ пользовались абсолютной государственной поддержкой.

Распад СССР коренным образом изменил ситуацию на международном рынке вооружений. Ушедший крупный экспортёр освободил место для наращивания экспортных поставок для основных мировых поставщиков ПВН и позволил выйти на рынок новым производителям вооружений. Как следствие, усилилась конкуренция, увеличилась номенклатура предлагаемой продукции, чаще стали применяться «грязные» методы конкурентной борьбы.

Россия оказалась в ситуации, когда было необходимо практически заново перестраивать всю государственную систему, что требовало значительных финансовых затрат. Старые методы построения государства не подходили, всё начиналось с чистого листа.

Сегодня наши главные принципы взаимодействия с зарубежными партнёрами — взаимоуважение, готовность учитывать их интересы и отсутствие политически мотивированных претензий. Это разумное соотношение цены и качества поставляемой продукции. И наконец, это тактико-технические характеристики наших вооружения и военной техники. Немаловажно также и то, что мы являемся надёжными и ответственными поставщиками.

Российские производители готовы предложить потенциальным покупателям современные, отвечающие всем требованиям вооружение и военную технику, которые традиционно славятся у зарубежных партнёров надёжностью в эксплуатации, неприхотливостью к погодным и климатическим условиям, а также высокой ремонтопригодностью. Это не раз было доказано её успешным применением в реальных боевых условиях. Более того, при выпуске новых образцов устраняются выявленные в ходе боевого использования конструктивные и технологические недостатки. Тем самым значительно улучшается основная характеристика военной техники — её боевая эффективность. Как следствие, всё большее количество стран проявляют интерес к закупкам нашей продукции. А это значит, что перечень наших партнёров в области ВТС имеет хорошие перспективы к росту.

— По каким основным принципам Россия развивает сегодня военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами?

— Как вы знаете, военно-техническое сотрудничество является одной из составных частей внешней политики, проводимой нашим государством. Поэтому её основные принципы сохраняются и в области ВТС — это взаимное уважение и сотрудничество на условиях равноправия, невмешательство во внутренние дела других государств, соблюдение международных законов и взятых на себя обязательств. Естественно, при этом мы против использования в международных отношениях угроз, шантажа, принуждения, применения силы и любого вида ограничений.

Всё вышеперечисленное позволяет нам развивать сотрудничество не только с государствами, разделяющими взгляды и внешнюю политику Российской Федерации, но и со странами, находящимися под серьёзным западным влиянием.

— За счёт чего, на ваш взгляд, Россия уверенно сохраняет лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, систем и средств безопасности?

— Действительно, в течение последних нескольких лет Российская Федерация уверенно занимает лидирующие позиции на мировом оружейном рынке. Происходит это благодаря профессиональной работе всех звеньев отлаженной системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Если говорить конкретно, то наши зарубежные партнёры, заключая контрактыс российскими поставщиками на закупку продукции военного назначения, понимают, что они получат современную и отвечающую их запросам технику с характеристиками уровня лучших мировых образцов, подтверждёнными в условиях реальных боевых действий. Кроме того, российские поставщики всегда готовы к обсуждению любых вопросов в рамках исполнения контрактов.

Конечно, иностранные заказчики российской продукции военного назначения, планирующие развивать военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, наряду с прочими факторами принимают также во внимание исторически сложившуюся репутацию нашей страны как надёжного поставщика, способного обеспечивать своих партнёров высококачественной продукцией.

— Что гарантирует стабильность и надёжность российских обещаний? В чём безусловные преимущества России как партнёра по ВТС?

— Безусловно, Россия в максимальной степени готова учитывать пожелания иностранных заказчиков, если это не несёт угрозы национальной безопасности.

Мы не выдвигаем никаких политических и юридических требований, за исключением тех, которые закреплены в признанных международных документах.

Кроме того, мы неукоснительно выполняем обязательства, связанные с защитой интересов наших партнёров, особенно в условиях проводимой США незаконной антироссийской санкционной политики и придания Вашингтоном закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций» трансграничного характера.

В общих интересах мы используем альтернативные схемы расчётов за поставленную продукцию, при осуществлении платежей всё чаще применяем национальные валюты. В обязательном порядке учитываем требования национального законодательства иностранных заказчиков.

Мы традиционно предлагаем на международном рынке вооружений высококачественную продукцию с характеристиками, равными, а в ряде случаев превосходящими аналогичные иностранные образцы, в том числе по соотношению «цена-качество».

Разумеется, стремимся не допускать срывов сроков поставок закупленного оборудования. Активно развиваем систему послепродажного обслуживания ранее поставленной техники, организуем лицензионное производство
и осуществляем сотрудничество в высокотехнологичных областях.

В целом в течение длительного времени советская, а после неё российская система военно-технического сотрудничества планомерно укрепляли свой мировой авторитет как надёжного партнёра и поставщика продукции военного назначения. И в настоящее время,в условиях беспрецедентного санкционного давления, мы продолжаем честно и качественно выполнять порученную нам работу — развивать военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

— Что позволяет России преодолевать беспримерное давление со стороны западных стран, а также изощрённые технологии недобросовестной конкуренции?

— Особенностью современного мира является начавшийся процесс его перехода от однополярности к многополярности. Стремление Вашингтона сохранить американскую мировую гегемонию заставляет его всё чаще использовать в международных отношениях незаконные методы силового давления в виде прямого шантажа, различного рода санкций, включая угрозы применения военной силы. Всё это не добавляет США популярности на международной арене. Введение санкций в отношении любого государства всегда в той или иной степени отрицательно сказывается на мировой экономике. В случае, когда в санкционную войну втягиваются такие мощные мировые игроки, как Китай и Россия, последствия противостояния могут быть самыми непредсказуемыми.

Это понимает большая часть мирового сообщества. Подтверждением этому является провал американских планов по международной изоляции России, так как большая часть государств мира не поддерживают политику санкционного давления США и их союзников, направленную против Российской Федерации.

Убеждаясь в неэффективности экономических и политических санкций, Вашингтон со своими сторонниками начал использовать откровенно «запрещённые» методы.

В качестве пропагандистских антироссийских выпадов отмечается раздувание наряду с прочими вопроса о «готовности России применить тактическое ядерное оружие» в ходе специальной военной операции. К сожалению, ожидать скорого изменения ситуации не приходится, поэтому наша система военно-технического сотрудничества, уже много лет находящаяся под западным санкционным давлением, планомерно совершенствует методы работы, позволяющие успешно противостоять вводимым против неё ограничениям.

В этом направлении мы добились хороших результатов: внедряются альтернативные схемы взаиморасчётов, совершенствуется система страхования международных перевозок грузов, обеспечивается защита интересов наших партнёров.

На государственном уровне создаются международные экономические организации, финансовой политикой которых предусматривается отказ от американского доллара. Причём вступить в них стремится всё большее количество стран.

Мир перестраивается, формируется новый миропорядок. В целях укрепления международного авторитета России, укрепления её политических позиций и национальной безопасности перестраиваемся и мы, участники системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

— Насколько Россия готова вести речь о создании производства вооружений и военной техники на территории других стран?

— Несмотря на то что традиционно поставка инозаказчикам финальной продукции пока преобладает в доле экспорта, с каждым годом всё нагляднее прослеживается тенденция роста интереса иностранных партнёров к реализации совместных проектов.

Сегодня российская сторона готова вести речь о создании производства вооружений и военной техники на территории стран-партнёров. Мы стремимся к более активному внедрению современных форм сотрудничества, способных вывести процесс нашего взаимодействия на более высокий уровень. Это в первую очередь совместная разработка высокотехнологичной ПВН, создание совместных предприятий по выпуску военной продукции, строительство сервисных центров по обслуживанию поставленных изделий, выполнение взаимовыгодных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отношении ПВН.

Многие страны заинтересованы в налаживании производства российского вооружения и военной техники на их территории. В свою очередь, Россия в полной мере готова обеспечить эти страны всем необходимым для решения этой задачи.

Одним из наиболее известных примеров такого рода сотрудничества является Индия, где реализованы проект «БраМос», лицензионное производство танков Т-90С, самолётов Су-30МКИ, авиационных двигателей, танковых выстрелов «Манго», ведётся строительство на индийских верфях фрегатов проекта 11356.

На сегодняшний день уже можно сказать, что состоялся проект по совместному производству автоматов АК203, и в начале этого года в Индии запущено их серийное производство.

Среди перспективных проектов можно выделить совместное производство вертолётов Ка-226Т и переносных зенитных комплексов «Игла-С».

Ещё одним примером может служить и Вьетнам, на территории которого созданы и продолжают создаваться совместные предприятия и сервисные технические центры по обслуживанию кораблей различных типов, их систем управления, а также ремонту авиационной техники.

— Один из традиционных регионов активного сотрудничества СССР и России по линии ВТС — Юго-Восточная Азия: Азиатско-Тихоокеанский регион в целом и страны АСЕАН в частности. В чём особый характер ВТС России с регионом и странами АСЕАН?

— В современной геостратегической конъюнктуре именно Россия воспринимается государствами Юго-Восточной Азии и АТР, не желающими избыточно втягиваться в орбиту американского влияния, как наиболее приемлемый партнёр, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками. Россия проводит политику выстраивания многовекторного партнёрства и не ставит категоричных условий в сфере ВТС.

В целом отношения между СССР/Россией и странами, входящими в АСЕАН, складываются на добрососедских и взаимовыгодных условиях. Все страны поддерживают активный диалог с российской стороной как по вопросам ВТС, так и по военным, экономическим и политическим темам.

С июля 1996 года Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия. Среди ключевых органов — Совместный комитет сотрудничества, Совместный планово-распорядительный комитет (Финансовый фонд диалогового партнёрства), рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству и рабочая группа по технологическому сотрудничеству.

— Чем, по вашему мнению, в первую очередь характеризуется нынешний этап развития отношений в области ВТС между Россией и странами Юго-Восточной Азии?

— Нынешний этап развития отношений в области ВТС характеризуется в первую очередь сильным противодействием и попытками влияния ряда западных стран на текущие отношения как с политической, так и с экономической точки зрения. Однако, несмотря на все сложности, это открывает и новые возможности: в вопросе расчётов в национальных или альтернативных валютах сделаны серьёзные шаги, также усиливается направление развития более тесной кооперации и создания совместных производств.

— Какие виды российских вооружений пользуются традиционно высоким интересом со стороны стран АСЕАН? Какие наиболее актуальны сегодня и перспективны в рамках развития партнёрства?

— Авиационная техника и средства ПВО традиционно выступают флагманом российской ПВН, предлагаемой на экспорт. Большинство стран являются операторами боевых российских самолётов и вертолётов, а также проявляют постоянный интерес как к существующим, так и перспективным образцам. Часть стран проводит модернизацию стоящей на вооружении российской техники.

Основными принципами развития ВТС со всеми странами являются и должны оставаться открытость, взаимовыгодные условия и не­укоснительное соблюдение условий договоров и существующих нормативных актов.

В связи с укреплением в экономическом и политическом плане данного региона и добрососедскими отношениями большинства стран с Российской Федерацией можно дать весьма оптимистичный прогноз развития ВТС со странами Юго-Восточной Азии и АТР, в особенности со странами АСЕАН.





«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов