НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
ЗРК семейства «Тор»: «На суше и на море»
ИЭМЗ «Купол» активно ведЁт разработку перспективного корабельного ЗРК «Тор-МФ»


Рост роли высокоточного оружия в боях над морем ставит задачу повышения возможностей флотского ПВО по отражению противокорабельных ракет и БПЛА. Основным инструментом борьбы с ВТО на море, как и на суше, являются зенитные ракетные комплексы малой дальности. По сравнению с ЗРК вышестоящего уровня они имеют менее дорогой и более многочисленный боекомплект, а по сравнению с ЗРК нижестоящего уровня — мощные средства разведки. Наиболее экономичным способом создания современного корабельного ЗРК МД является его унификация с сухопутным аналогом. И, пожалуй, лучшим кандидатом для такой унификации является ЗРК «Тор-М2» — комплекс, неоднократно подтвердивший свою высокую эффективность и сбивший в реальных боях сотни СВН противника, в том числе малоразмерных, низколетящих, высокоскоростных.

Дальность — малая, эффективность — большая

Даже поверхностный анализ тенденций развития противокорабельных средств воздушного нападения демонстрирует рост роли высокоточного оружия и увеличение дальности его применения. Это выдвигает на первый план в обеспечении флотского ПВО зенитные ракетные комплексы малой дальности — основное средство борьбы с высокоточным оружием. Действительно, если, например, ПКР «Гарпун» в своей исходной версии — RGM-84A — имела дальность стрельбы до 140 км, и её носитель мог быть легко перехвачен ЗРК большой дальности, то уже версия RGM-84D имела дальность до 220 км — близко к дальней границе перехвата ЗРК БД. У идущей им на смену ПКР LRASM дальность составляет 930 км, что позволяет морской авиации осуществлять пуск ракет, вообще не входя в зону действия средств ПВО, принуждая обороняющуюся сторону перехватывать не носители высокоточного оружия, а непосредственно само ВТО. А поскольку применение в борьбе с ВТО зенитных ракетных комплексов большой и средней дальности не является оптимальной по причине высокой стоимости и крупных размеров их ЗУР (и как следствие — ограниченного боекомплекта), постольку резко возрастает значение средств ПВО малой дальности, чьим основным назначением как раз и является перехват ВТО. И совершенствование ЗРК МД корабельного базирования является одной из приоритетных задач обеспечения ПВО флота.

Унификация на основе революционных конструктивных решений

Наиболее эффективным, экономичным и быстрым способом наращивания возможностей флотского ПВО является создания корабельных комплексов, унифицированных с сухопутными версиями. Унификация снижает не только финансовые и временные затраты на разработку изделий, но и стоимость их производства (за счёт повышения серийности). По этому пути неоднократно шли у нас в стране. Например, в 1975 году было принято решение о создании корабельного ЗРК «Кинжал», который был унифицирован с сухопутным ЗРК «Тор» на 100% по ЗУР и на 60% — по аппаратной части.

Почему именно ЗРК «Тор» был выбран в качестве «прототипа» для корабельного ЗРК МД? Основной причиной, очевидно, было то, что в ЗРК семейства «Тор» изначально был реализован целый ряд конструкторских решений, позволяющих комплексу стать эффективным межвидовым средством ПВО, т.е. применяться не только на суше, но и на море.

Одним из них стал тип РЛС обнаружения. Современные радиолокационные станции обнаружения целей работают в основном в сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн. СОЦ ЗРК семейства «Тор» работает в сантиметровом диапазоне (3,4–8 ГГц), что даёт ей целый ряд преимуществ в морских условиях. РЛС сантиметрового диапазона, и «торовская» в том числе, отличаются высоким энергетическим потенциалом, узкой диаграммой направленности антенны, малым уровнем боковых лепестков. Это позволяет обеспечить высокую разрешающую способность, точное измерение координат цели и высокую защищённость от помех, в т.ч. естественных. А в море уровень естественных помех довольно высок. И дело не только в том, что погодные условия могут меняться очень быстро, но и в том, что у самой кромки воды (там, где работают низколетящие СВН) в радиодиапазоне условия почти всегда «плохие» — даже при слабом волнении моря интерференция волн затрудняет определение координат цели. РЛС сантиметрового диапазона являются предпочтительными для работы в морских условиях, поскольку они заметно меньше подвержены влиянию погодных условий, нежели радары миллиметрового диапазона.

В части огневых средств ЗРК семейства «Тор» также имеют преимущество, особенно значимое в морских условиях. В комплексе реализован вертикальный старт ЗУР. Применительно к кораблю это даёт возможность освободить палубу от громоздких ПУ с наклонными направляющими, обеспечить постоянную боевую готовность ЗУР, их сохранность в походных условиях и определённый уровень защиты от боевых повреждений.

Далеко не лишними в морских условиях являются и такие характеристики ЗРК семейства «Тор», как быстрое развёртывание из походного состояния в боевое (3 мин. — мировой рекорд), малое время реакции от момента обнаружения цели до пуска ЗУР (5–10 сек.). Как следствие, комплекс опережает другие ЗРК МД и по скорости вступления в бой, и по быстроте перехвата целей. ЗРК семейства «Тор» способны поражать малоразмерные (ЭПР 0,1 м2 и меньше), низколетящие (высота полёта 10 м и меньше), высокоскоростные (2 Маха и больше) средства воздушного нападения. Интегральная эффективность боевой работы оказывается весьма высокой: по некоторым данным, даже не у самого нового ЗРК «Тор-М2У» она составляет 78% — это заметно выше, чем у аналогов.

В силу того, что в ЗРК «Кинжал» были реализованы многие конструктивные решения, принятые для его сухопутного аналога — ЗРК «Тор» — «Кинжал» стал лучшим корабельным ЗРК МД советского, а затем и российского флота.

Выход на новый уровень

Однако за десятилетия, прошедшие с момента принятия на вооружение ЗРК «Кинжал», требования к ЗРК МД заметно выросли. И, как следствие, сухопутный аналог «Кинжала» прошёл уже несколько волн глубоких модернизаций. Так, в 2016 году начались поставки в войска новейшего ЗРК «Тор-М2». По сравнению с первым «Тором» он имеет в четыре раза больше целевых каналов, количество одновременно обрабатываемых целей увеличено с 24 до 48. Новая ЗУР 9М338К по всем критериям превосходит старую 9М330, в частности, скорость возросла с 850 м/сек до 1000 м/сек, располагаемая перегрузка — с 30 g до 35 g. При этом 9М338К заметно компактнее, что позволило вдвое увеличить БК в том же пространстве корпуса (на БМ — с 8 до 16). Зона поражения по сравнению с первым «Тором» (и «Кинжалом») увеличена по дальности на треть, до 16 км, по высоте — в два раза, до 12 км, курсовой параметр возрос с ±6 до ±9,5 км. Расчётная вероятность поражения цели одной ЗУР увеличилась с 0,26–0,98 до 0,6–0,99 (в зависимости от типа цели, её скорости и курса). В совокупности боевые возможности ЗРК увеличились многократно. И вполне логичным является стремление в той же мере увеличить и возможности флотских ЗРК МД. Работа в этом направлении — создание перспективного корабельного ЗРК «Тор-МФ» — активно ведётся на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») и прошла уже целый ряд основных этапов.

Так, в 2015 году, были проведены испытания ЗРК «Тор-М2У» по обнаружению и поражению целей, идущих над морем. Боевая машина при этом работала с береговой черты. Испытания прошли успешно. В 2016 году автономный боевой модуль «Тор-М2КМ», установленный на палубе фрегата «Адмирал Григорович», успешно отработал в открытом море при ходе корабля со скоростью 8 узлов. Комплекс перехватил две мишени, одна из которых имитировала высокоскоростное СВН, а другая — ПКР типа «Гарпун», летящую на сверхмалой высоте (4,5–5 метров над уровнем моря). Возможность применения «Торов» на кораблях ВМФ была подтверждена на практике. Комиссией по проведению стрельбовых испытаний комплекса с палубы фрегата «Адмирал Григорович», назначенной Главкомом ВМФ, рекомендовано использовать ЗРК «Тор-М2КМ» при организации ПВО важнейших объектов ВМФ и для усиления противовоздушной обороны кораблей, находящихся в эксплуатации.

По результатам испытаний 2016 года было рекомендовано доработать программное обеспечение комплекса для его применения в условиях корабля. Новое программное обеспечение было проверено на испытаниях в мае 2019 года на берегу Воткинского водохранилища. В ходе испытаний мишени, шедшие над водой на сверхмалой высоте, были своевременно обнаружены и условно поражены, высота их полёта определялась точно и однозначно, несмотря на наличие помех. Новый алгоритм работы боевой машины доказал свою эффективность при работе по целям, идущим на сверхмалой высоте над водой.

Нелишне будет отметить, что, судя по имеющимся в открытом доступе фото- и видеоматериалам, в 2022 году ЗРК семейства «Тор» неоднократно и эффективно применялись с палуб кораблей Черноморского флота в зоне проведения СВО.

Для строящихся и проходящих модернизацию кораблей флота, естественно, более актуальным является не размещение сухопутного ЗРК на палубе, а создание ЗРК МД, изначально интегрированного в корпусные конструкции корабля. К настоящему времени облик перспективного корабельного комплекса «Тор-МФ» практически сформирован. Система управления (антенный пост) комплекса устанавливается на стабилизированную платформу на палубе либо надстройках корабля. Боевой пост комплекса (операторский отсек) размещается в подпалубном пространстве и содержит рабочие места командира и оператора, тренажёр, средства сопряжения с корабельными системами. Унифицированные пусковые установки, несущие по несколько пакетов (кассет) с 4 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах в каждом, размещаются в подпалубном пространстве в количестве по требованию ВМФ и предусмотренном проектом корабля. Массогабаритные характеристики перспективного ЗРК неизвестны, но, если учесть, что АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» весит всего 15 тонн, можно предположить, что «Тор-МФ» удастся свободно разместить на кораблях водоизмещением от 300 тонн (из расчёта выделения на средства ПВО 5% водоизмещения корабля, при том что все системы вооружения составляют в норме 15% и более от полного водоизмещения). Стоит напомнить, что ЗРК «Кинжал» имеет громоздкую пусковую установку, не позволяющую размещать его на кораблях водоизмещением менее 4,5 тыс. тонн (проект 11540 «Ястреб»). Принятие на вооружение ЗРК «Тор-МФ» позволит оснастить им в том числе и корабли ближней морской зоны, которые сегодня являются одними из наиболее приоритетных в рамках принятой стратегии строительства флота.

Оснащение находящихся в эксплуатации боевых и вспомогательных кораблей ЗРК «Тор-М2КМ», а вновь строящихся и проходящих капремонт кораблей — ЗРК «Тор-МФ» позволит обеспечить их надёжную защиту от летящих на сверхмалых высотах ПКР, крылатых ракет большой и средней дальности, управляемых авиационных бомб, противорадиолокационных ракет, беспилотных летательных аппаратов самолётов и вертолётов. При этом решая задачи и самообороны корабля и групповой защиты соединения кораблей.



«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов