НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
NAIS 2023
X Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации

В Москве в МВЦ «Крокус Экспо» со значительным успехом прошла юбилейная X Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS — основная профессиональная площадка в России, которая представляет векторы развития и новейшие технологии для аэропортов, авиакомпаний и других авиапредприятий. Юбилейная выставка и форум NAIS были посвящены празднованию 100-летия отечественной гражданской авиации. NAIS 2023 проходил при поддержке и участии Росавиации. Организатор выставки — независимая выставочная компания ExpoVisionRus (ЭкспоВижнРус).



NAIS 2023 — важное место встречи руководителей и специалистов авиационной отрасли, органов власти всех уровней с поставщиками технологий, оборудования и услуг для решения задач авиапредприятий. В рамках деловой программы форума NAIS 2023 состоялось девять специализированных сессий и конференций, которые затронули широкий круг вопросов развития отрасли: обеспечение импортонезависимости в современных условиях, новые подходы к модернизации аэропортовой инфраструктуры, цифровизацию авиаотрасли, развитие беспилотной авиации в России и другие.

В своём приветствии участникам и гостям NAIS 2023 руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, в частности, отметил: «Уже десять лет наша выставка является главным отраслевым событием. Традиционно это уникальное деловое и выставочное пространство объединяет представителей органов власти, крупнейших компаний, общественных организаций, учёных и ведущих экспертов гражданской авиации. На её площадке демонстрируются современное оборудование и технологии, ведётся конструктивный диалог, определяются направления будущего развития отрасли».

Глава ведомства также подчеркнул важность того, что и экспозиция, и деловая программа NAIS 2023 посвящены актуальной повестке — импортозамещению в отрасли. «Именно импортозамещение станет главным трендом ближайших лет, который позволит развиваться инфраструктуре гражданской авиации стабильно и поступательно, — считает Александр Нерадько. — Сегодня в условиях нарастающего санкционного давления особенно остро встают вопросы адаптации отрасли к новым реалиям, вопросы обеспечения её бесперебойной работы и безопасности. Убеждён, что экспертное обсуждение актуальных вопросов на дискуссионной площадке NAIS 2023 будет содействовать консолидации наших усилий и возможностей, позволит найти ответы на интересующие вопросы и наметить пути их решения».

NAIS 2023 предоставил уникальную возможность организациям гражданской авиации встретиться и провести переговоры с производителями технологий и решений для авиатранспортной отрасли, которые в недалеком будущем смогут стать базой для импортонезависимого развития индустрии. Выставочная экспозиция NAIS 2023 занимала 4500 кв. м. В этом году на ней были представлены более 100 экспонентов из России, Беларуси, Германии, Чехии, Италии, Китая.

Участники представили в МВЦ «Крокус Экспо» высокотехнологичные продукты и новинки авиаотрасли в сегментах: строительство, проектирование и модернизация аэропортовой инфраструктуры; управление воздушным движением; цифровые технологии в авиатранспортной отрасли; авиастроение и импортозамещение в авиастроении; светотехническое обеспечение; наземное обслуживание и др. Состоялись мероприятия, посвящённые 100-летию отечественной гражданской авиации, в том числе встреча руководства Росавиации с ветеранами гражданской авиации.

Представим ряд разработок участников NAIS 2023, особенно связанные с импортозамещающими технологиями для совершенствования инфраструктуры гражданской авиации и стабильного развития авиатранспортного комплекса. Как отметили специалисты, в наше время особое значение приобретает консолидация авиапроизводителей и авиакомпаний в рамках расширения господдержки и обновления авиапарка в российских авиакомпаниях.

Так, Корпорация «Иркут» представила на своём стенде макеты воздушных судов MC-21-310 с двигателем ПД-14 и SSJ New.

Компания «Конветроник» в партнёрстве с компанией «Рексофт» представили на выставке инновационные продукты для аэропортов, в том числе современные системы обработки багажа, систему предполётного досмотра, системы возврата лотков.

Компания «РТ-Транском» (входит в Ростех) в партнёрстве с «Сирена-Трэвел» представили на NAIS 2023 решения, которые обеспечивают перевод российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов. Работа ведётся в рамках поручения государства и призвана защитить отрасль от возможных инцидентов и сбоев в зарубежных системах бронирования, используемых сегодня крупнейшими перевозчиками.

ГК «СТТ» — эксклюзивный дистрибьютор на территории РФ и ближнего зарубежья — представил на NAIS 2023 линейку коммерческой автомобильной техники, адаптивной к эксплуатации в качестве аэродромной колёсной базы. Компания занимается реализацией, продвижением и сервисным обслуживанием лёгких и среднетоннажных грузовиков, внедорожных автомобилей и автобусов разных классов торговых марок ГАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ПАЗ.

Свою продукцию в МВЦ «Крокус Экспо» представил BELAZ (ООО «АВТОТЕХИНМАШ») — белорусский поставщик аэродромных тягачей для буксировки воздушных судов со взлётной массой от 7 до 600 т.

Ведущая компания в России и странах ЕЭС по производству реагентов для аэродромов — ООО «АВИАФЛЮИД ИНТЕРНЕШНЛ» — разработала и выпускает антигололёдные реагенты для аэродромов гражданской авиации для предотвращения льдообразования и снежных накатов на взлётно-посадочной полосе, рулёжных дорожках, местах стоянки воздушных судов, которые и были презентованы на выставке.

ООО «Опытный завод № 31 гражданской авиации» представил на своём стенде новое аэродромное оборудование, аэродромные тормозные тележки, регистрационные блоки, снегоуборочную технику для аэропортов, а также комплексные решения по оснащению и модернизации аэропортов.

Компания «Южполиметалл-Холдинг» представила на своём стенде аналитические и аналитико-досмотровые приборы собственной разработки, основанные на современных методах физико-химического анализа. Компания создаёт преимущественно портативные и простые в эксплуатации приборы индивидуального пользования, с сохранением аналитических возможностей дорогостоящего стационарного лабораторного оборудования.

Активный участник Национальной выставки гражданской авиации NAIS — «Газпромнефть – Битумные материалы» в предыдущем году основной упор в своей деятельности сделала на обеспечение технологического суверенитета России в области разработки современных битумопроизводных материалов. Итоги этой работы наряду с проверенными решениями предприятие представило на своём стенде в 2023 году.

Как рассказал начальник управления развития «Газпромнефть – Битумные материалы» Иван Иванов, в 2022 году с российского рынка ушли многие иностранные производители. Для того чтобы заполнить высвободившуюся нишу, эксперты предприятия вели живую работу с заказчиками и аэродромными службами по поиску альтернативных отечественных решений.

«Наш научно-исследовательский центр работал в режиме 24/7. Он, наверное, никогда в истории не был так загружен, как в прошлом году, — отметил Иван Иванов. — К нам поступало колоссальное количество обращений. Сейчас можно сказать, что фактически все импортозависимые решения можно воспроизвести с помощью отечественных материалов и технологий».

По его словам, раньше отечественные материалы применялись, скорее, в сегменте экономкласса, эксплуатанты отдавали предпочтение западным производителям. В 2022 году специалисты «Газпромнефть-БМ» предложили свои разработки в премиум-классе, которые на сегодняшний день не уступают иностранным, а по некоторым характеристикам даже превосходят.

Например, герметики под маркой «Брит» позволяют работать в регионах с диапазоном температуры от -55 до +50. Таких зарубежных аналогов раньше просто не было. Также в компании разработали собственные цветные защитные составы, которые применяются в аэропортах для разметки, составы для защиты конструктивов аэродрома, будь то ливневые канализации или очистные сооружения. В прошлом году был разработан специальный полиуретановый герметик для прокладывания оптоволоконных сетей. Раньше там применялось иностранное решение, которое «Газпромнефть-БМ» очень быстро заместила.

Все разработки ведутся с поддержкой проектных институтов, которые верифицируют решения, испытывают их в лабораториях и гарантируют, что материалы будут соответствовать всем заявленным характеристикам.

География использования разработок «Газпромнефть-БМ» простирается от Камчатки до Калининграда. Это и Московский авиаузел, и Санкт-Петербург, аэропорт Кольцово в Екатеринбурге, Сургут, Благовещенск. Аэропорт Новый Уренгой был построен с применением современных полимерно-битумных вяжущих материалов.

«Большой интерес к нашим материалам проявляют коллеги из СНГ в Казахстане и Узбекистане. Первые отгрузки были осуществлены на экспорт в Китай, — поделился итогами Иван Иванов. — По большей части это базовые битумы, полимерно-битумные вяжущие, но были заказы и битумопроизводных продуктов, например герметиков и мастик, в Китай. Коллеги из Индии также интересуются технологиями, которые уже внедрены в России, а у них ещё нет».

На X Национальной выставке и форуме гражданской авиации NAIS 2023 «Газпромнефть-БМ» традиционно представила комплексные решения для строительства, ремонта и содержания асфальтобетона и цементобетона в аэропортах различного масштаба. Среди них уже зарекомендовавшие себя высокотехнологичные битумопроизводные продукты марки «Брит»: герметики, мастики, специальные грунтовки, гидрофобизирующие составы. В премиальной линейке, кстати, можно выделить герметик «Брит Норд» для работы в условиях севера и появившийся в прошлом году «Брит Тропик», который, наоборот, предназначен для жаркого климата. Хорошо знакомы потребителям защитно-восстанавливающие составы «Брит ЗВС-Р» и «Брит-ЗВС-В», битумо-полимерные герметики БПГ-25, 35 и 50 и многие другие интересные решения.

«Материалы для аэропортов — это не самый большой сегмент в нашем производстве. Мы традиционно поставляем порядка 80% битумных материалов для строительства дорог, производства кровельных материалов и других сегментов, — резюмировал Иван Иванов. — Но именно аэропорты предъявляют очень высокие требования к различным свойствам материалов. Мы понимаем, что при взлёте и посадке воздушного судна наши разработки должны обеспечить пассажирам максимальную безопасность».

Особая составляющая NAIS 2023 — участие предприятий Концерна ВКО «Алмаз – Антей», который является головным исполнителем модернизации ЕС ОрВД страны, в рамках которой холдинг создаёт современные средства наблюдения, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал. ЕС ОрВД Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 млн кв. км, протяжённость маршрутов —– более 800 тыс. км. Для этих целей установлено более ста комплексов автоматизации управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, а также порядка двух тысяч единиц средств навигации и посадки.

На выставке, в частности, ПАО «НПО «Алмаз» впервые представило дистанционный диспетчерский пункт (ДДП), который предназначен для обеспечения аэродромного диспетчерского обслуживания на удалённом аэродроме. В перспективе эта разработка Концерна сможет заменить традиционные командно-диспетчерские пункты, расположенные непосредственно на аэродромах.

Для визуального наблюдения за воздушной и наземной обстановкой в удалённых аэропортах ДДП способен обеспечить режимы «Вид из окна» (наблюдение за площадью маневрирования, ВПП, перронами, а также воздушным пространством в районе аэропорта), «Бинокль» (детальное наблюдение за интересующими объектами наблюдения), «Панорама» (отображение дополнительной информации об объектах наблюдения в воздухе и на земле, метеообстановке).

На текущий момент по всему миру реализовано и успешно эксплуатируется лишь немногим более десятка ДДП для управления воздушным движением посредством использования автономных модулей наблюдения, установленных на удалённых аэродромах.

В России сегодня ДДП создаётся для аэродромного диспетчерского обслуживания из Якутского центра ОВД на аэродроме Маган, который расположен на левом берегу реки Лены в 13 км к северо-западу от Якутска и имеет невысокую интенсивность полётов. Реализация данного пилотного проекта позволит в дальнейшем существенно снизить финансовые затраты на оснащение региональных аэродромов без ухудшения качества аэродромного диспетчерского обслуживания и снижения уровня безопасности полётов.

ПАО «НПО «Алмаз» также продемонстрировал комплекс средств автоматизации деятельности аэропорта «Авиапортал», натурные образцы модульного командно-диспетчерского пункта серии «КМБЗ Топаз», бортового передатчика для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Москит» и передвижного радиомаяка «Прайм». Специалисты могут ознакомиться с макетами доплеровского метеорологического локатора «ДМРЛ-3», радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА «ROSC-1», трассового радиолокационного комплекса «Сопка-2», аэродромного радиолокационного комплекса «ЛИРА-А10» и аэродромного радиолокационного комплекса «РЛК-10РА».

АО «ВНИИРА» представило на выставке в МВЦ «Крокус Экспо» пульт диспетчера полётно-информационного обслуживания, макеты мобильного командно-диспетчерского пункта, наземной станции вещательного автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES HC-1 c секторной антенной, моноимпульсного вторичного радиолокатора «Аврора-2» и натурный образец транспондера «Мангуст».

Кроме того, соэкспонентами Концерна на NAIS 2023 выступили АО «Азимут» и НППФ «Спектр». Эти компании продемонстрировали образцы продукции, которую холдинг комплексно использует при переоснащении аэродромов и центров ОВД.

АО «Азимут» представило радиосредства ОВЧ- и УВЧ-диапазонов серии 2000, автоматический радиопеленгатор DF 2000, азимутальный доплеровский радиомаяк DVOR 2000, инструментальную систему посадки ILS 2700, дальномерный радиомаяк VOR, моноимпульсный вторичный радиолокатор «Крона-М», аэродромный радиолокатор S-диапазона со встроенным моноимпульсным вторичным каналом АМИ 2700, автоматизированное рабочее место диспетчера управления воздушного движения и систему коммутации речевой связи VCS 2700. Также представлены средства обеспечения информационной безопасности и биометрических систем безопасности.

НППФ «Спектр» представило на NAIS 2023 сверхвысокоточную корректирующую станцию глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), комплекс наземных и лётных проверок со станцией внешнетраекторных измерений, сертифицированный в Российской Федерации авиационный трекер определения местоположения по ГЛОНАСС — «Спектр-ГЛОНАСС», малогабаритные модули для беспилотных авиационных систем: комплекс наземных и лётных проверок, бортовой GLS/ГНСС приёмник-трекер.

Как сообщил генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Ян Новиков, «сегодня можно с уверенностью сказать, что система организации безопасного воздушного движения в России выведена на принципиально новый уровень».

По его словам, в рамках выполнения Программы модернизации ЕС ОрВД России к концу прошлого года Концерном в тесной кооперации с Росавиацией, ФГУП «Госкопорация по ОрВД» и предприятиями российской промышленности созданы и переоснащены 12 укрупнённых центров единой системы организации воздушного движения (Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Хабаровский, Магаданский, Иркутский, Новосибирский, Красноярский, Самарский, Тюменский, Екатеринбургский, Якутский) и три особых центра (Калининградский, Петропавловск-Камчатский и Симферопольский).

«Тем самым мы, как головной исполнитель, завершили масштабный проект по строительству, реконструкции и оснащению оборудованием укрупнённых центров Единой системы организации воздушного движения в России. В текущих условиях это особенно актуально и важно: мы используем и внедряем только отечественные передовые технологии, оборудование и программное обеспечение», — подчеркнул Ян Новиков.

Он напомнил, что Концерн поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 млрд рублей.

«В результате комплекса испытаний автоматизированные системы ОрВД и их последующая эксплуатация подтвердили высокие технические характеристики и функциональные возможности, которые обеспечивают персоналу комфортную работу в условиях любой интенсивности воздушного движения и безопасность полётов», — сообщил глава Концерна.

Ян Новиков также отметил, что в прошлом году сдан в эксплуатацию укрупнённый центр ОрВД в Санкт-Петербурге и завершено переоснащение отечественной автоматизированной системы ОрВД укрупнённого центра ЕС ОрВД в Ростове-на-Дону.

Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Концерна Дмитрий Савицкий сообщил, что в рамках решения задач, стоящих перед отечественной гражданской авиацией, холдинг смог создать уникальные перспективные системы с высочайшей степенью надёжности и эффективностью работы в любых условиях.

«Если говорить об опыте Концерна по модернизации ЕС ОрВД, важно понимать, что все отечественные автоматизированные системы управления воздушным движением — как аэродромные, так и районные, созданные в период 70–80-х годов ХХ века, — разработаны и произведены предприятиями, в дальнейшем вошедшими в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей», — отметил Дмитрий Савицкий.

Теперь – подробнее о разнообразной деловой программе NAIS 2023, которая была построена вокруг комплексного обновления и модернизации инфраструктуры авиаперевозок в России: от создания и ввода новых воздушных судов до адаптации отрасли к новым геополитическим и экономическим реалиям.

На пленарной сессии и отраслевых конференциях форума NAIS специалисты обсудили главные вопросы развития отрасли: антисанкционную политику и механизмы господдержки авиаотрасли, обеспечение самодостаточности отечественного авиастроения, новые инфраструктурные проекты в авиастроении и авиаперевозках, новую экономику авиаотрасли, строительство новых аэровокзальных комплексов, модернизацию автоматизированных систем для аэропортов, авиабезопасность и цифровизацию госуслуг для обеспечения транспортной безопасности, беспилотную авиацию.

Так, например, на пленарном заседании «Новые вызовы – новые реалии развития авиатранспортной отрасли России» были подняты вопросы: «Антисанкционная политика государства и механизмы господдержки авиатранспортной отрасли», «Условия обеспечения самодостаточности отечественного авиастроения», «Новые инфраструктурные проекты в авиастроении и авиаперевозках как драйвер развития регионов», «Новая экономика авиатранспортной отрасли: управление авиапарком, маршрутной сетью, пассажиропотоком».

Сессия «Управление инфраструктурой аэропортов на современном этапе и обеспечение импортонезависимости» затронула: категоризацию аэропортов и оптимизацию требований к транспортной безопасности и безопасности полётов, оптимизацию отраслевого и трудового законодательства, управление площадями международных зон аэропортов и расширение зон внутренних перелётов, снятие ограничений со стерильных зон аэропортов и увеличение неавиационных доходов, упрощение процедур обслуживания пассажиров и снижение эксплуатационных издержек, влияние санкционных мер на деятельность аэропортов: необходимое оборудование и возможные меры поддержки.

Участники X отраслевой конференции «Строительство, проектирование и технологии в модернизации современной аэропортовой инфраструктуры» обсудили реконструкцию и строительство аэропортовой инфраструктуры: новые возможности для устойчивого развития регионов, особенности и примеры проектирования и строительства терминальной инфраструктуры современных аэропортов, а также современные материалы и технологические решения для строительства аэропортовой инфраструктуры.

X отраслевая конференция «Цифровизация авиаотрасли — повестка нового времени» затронула проблемы импортозамещения и тренды цифровизации авиационной отрасли. Были представлены отечественные разработки цифровых систем управления бизнес-процессами аэропорта, цифровой двойник аэропорта, цифровые сервисы для авиакомпаний как инструмент снижения затрат и цифровая платформа управления аэродромной инфраструктурой гражданских аэропортов.

IV отраслевая конференция «Вызовы и возможности развития беспилотной авиации в России» была посвящена актуальным темам, а именно: нормативно-правовое регулирование гражданских беспилотных авиационных систем; особенности использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами в 2022 году; стратегия развития приоритетного технологического рынка беспилотных воздушных судов; международный опыт реализации проектов, связанных с полётами беспилотных воздушных судов.

На конференции «Обеспечение безопасности полётов в реалиях нового времени» обсуждали авиационные происшествия и инциденты, связанные с эксплуатацией самолётов иностранного производства, обеспечение безопасности полётов самолётов отечественного производства в реалиях нового времени, влияние человеческого фактора на причины авиационных происшествий, новые цифровые технологии для профилактики авиационных происшествий по человеческому фактору, роль авиационного психолога в авиакомпании и обеспечение собственной надёжности в условиях неопределённости.

Конференция «Новые подходы к поддержанию лётной годности ВС и обеспечению авиакомпонентами» затронула вопросы развития системы поддержания лётной годности российских гражданских самолётов, организации ремонта компонентов воздушных судов, поддержания лётной годности воздушных судов бизнес-авиации.

Традиционно на площадке NAIS прошли церемонии награждения победителей IX Национальной премии «Воздушные ворота России» и VII отраслевой премии для авиакомпаний «Skyway Service Award».

Премия «Воздушные ворота России» определяет самые эффективно и стабильно развивающиеся аэропорты России и формировать их позитивный имидж и репутацию в обществе. Каждый аэропорт сможет найти свою номинацию для участия и почувствовать себя частью большой семьи «Воздушные ворота России».

Премия Skyway Service Award — ежегодная отраслевая награда для российских и международных авиакомпаний за лучший сервис и клиентские программы. Присуждается на основании онлайн-голосования пассажиров и включает в себя 13 номинаций. Среди победителей разных лет — S7 Airlines, Аэрофлот — Российские авиалинии, Korean Air, Turkish Airlines и другие.

В этом году премии были приурочены к празднованию 100-летия гражданской авиации России. В год столетнего юбилея отметили вклад специалистов авиапредприятий в развитие авиатранспортной отрасли.

Почётные награды победителям вручали представители госструктур, эксперты отрасли, среди которых: И.П. Чалик, заместитель министра транспорта Российской Федерации; А.А. Юрчик, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации; В.В. Потешкин, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта; Г.О. Бахарев, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта; Б.С. Алёшин, заместитель председателя ООО «СоюзМаш России»; Роман Гусаров, главный редактор отраслевого портала AVIA.RU. Ведущим церемоний выступил Александр Маршал.
















«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов