Модернизированный Ка-32А11ВС — первый в мире вертолёт,
который может тушить пожары при отрицательных температурах.
Недавно холдинг «Вертолёты России» приступил к очередному
этапу испытаний машины. Вертолёт выполнил первый полёт с
двигателями ВК-2500ПС-02, которые разработаны и производятся
силами предприятия «ОДК-Климов», входящего в Объединённую
двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех».
Первые двигатели для серийных вертолётов представляли собой
модификации самолётных силовых установок.
В первом советском серийном вертолёте Ми-1 это были
поршневые двигатели внутреннего сгорания. В Ми-2
использовался более совершенный газотурбинный двигатель (ГТД).
Затем на тяжёлом Ми-6, взлетевшем в 1957 году, применялись
уже два ГТД, и эта схема стала основной для большинства
вертолётов.
В 1964 году специально для новейшего многоцелевого вертолёта
Ми-8 был разработан турбовинтовой двигатель второго
поколения ТВ2-117 мощностью 1500 л.с. Создан он был в КБ им.
В.Я. Климова под руководством Сергея Изотова. Третье
поколение вертолётных двигателей заявило о себе в 1972 году
в лице модели ТВ3-117, созданной тем же коллективом.
Мощность установки возросла до 2000–2400 л.с. Оба двигателя
принесли многолетнюю славу «восьмёркам», став самыми
распространёнными в своём классе.
После распада Советского Союза производство вертолётов
осталось в России, а вертолётных двигателей — на Украине. С
годами поставки двигателей осложнялись, а в 2014 году и
совсем прекратились. К этому времени уже был разработан и
испытан полностью локализованный российский вертолётный
двигатель ВК-2500, созданный на базе модели ТВ3-117ВМА.
Основным отличием ВК-2500 от предшественников стала впервые
внедрённая цифровая система автоматического управления (САУ).
Мощность двигателя составила 2700 л.с., выросли показатели
скороподъёмности, грузоподъёмности, скорость и манёвренность
вертолёта. Как и предыдущие поколения, ВК-2500 может
применяться в экстремальных условиях высокогорья и жаркого
климата. Устанавливается на модификации вертолётов Ми-17, а
также на новейшие боевые Ми-28, Ка-52, Ми-35.
Новая силовая установка стала основной для ряда модернизаций
— ВК-2500П, ВК-2500ПС-03, ВК-2500ПС-02. Последняя модель
устанавливается на модернизированный Ка-32, считающийся
одним из лучших пожарных и аварийно-спасательных вертолётов
в мире. В октябре этого года вертолёт Ка-32А11ВС с
двигателями ВК-2500ПС-02 совершил первый полёт. Выпускается
вся линейка ВК-2500 на мощностях «ОДК-Климов» —
единственного в стране производителя вертолётных двигателей.
Ка-32А11ВС — многоцелевой гражданский вертолёт соосной
схемы, до 2011 года поставлявшийся исключительно на экспорт.
На внешней подвеске машина может перевозить до пяти тонн
груза. Соосная схема позволяет эффективно применять вертолёт
в условиях плотной городской застройки. Ка-32А11ВС — первый
в мире пожарный вертолёт, который можно применять при
отрицательных температурах до −20°С. Это стало возможным
благодаря уникальной российской системе пожаротушения с
подогревом воды СП-32. Вертолёт может наполнить специальный
подвесной бак на 4 тыс. литров всего за 60 секунд (на 25%
быстрее, чем в прошлой версии Ка-32). Кроме того, машина
может оборудоваться водосливным устройством ВСУ-5 и водяной
пушкой.
Двигатель ВК-2500ПС-02 — новинка «ОДК-Климов», впервые
представленная широкой публике в 2019 году. Он обладает
улучшенными характеристиками, включает в себя современную
цифровую электронную систему управления и контроля с
обратной связью типа FADEC БАРК-6В-7С. Благодаря новой
силовой установке вертолёт Ка-32А11ВС можно использовать в
условиях повышенной температуры и в горной местности, в том
числе улучшается управляемость при сильном боковом ветре.
Для Ка-32 это особенно важно, так как тушение пожаров он
производит с помощью подвесной корзины. Всё это позволит
расширить географию применения винтокрылого пожарного,
который на сегодняшний день уже помогает справляться с огнём
и спасать людей в десятках стран.