НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Двигатель для пожарных вертолётов
Модернизированный Ка-32А11ВС — первый в мире вертолёт, который может тушить пожары при отрицательных температурах. Недавно холдинг «Вертолёты России» приступил к очередному этапу испытаний машины. Вертолёт выполнил первый полёт с двигателями ВК-2500ПС-02, которые разработаны и производятся силами предприятия «ОДК-Климов», входящего в Объединённую двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех».


Первые двигатели для серийных вертолётов представляли собой модификации самолётных силовых установок. В первом советском серийном вертолёте Ми-1 это были поршневые двигатели внутреннего сгорания. В Ми-2 использовался более совершенный газотурбинный двигатель (ГТД). Затем на тяжёлом Ми-6, взлетевшем в 1957 году, применялись уже два ГТД, и эта схема стала основной для большинства вертолётов.

В 1964 году специально для новейшего многоцелевого вертолёта Ми-8 был разработан турбовинтовой двигатель второго поколения ТВ2-117 мощностью 1500 л.с. Создан он был в КБ им. В.Я. Климова под руководством Сергея Изотова. Третье поколение вертолётных двигателей заявило о себе в 1972 году в лице модели ТВ3-117, созданной тем же коллективом. Мощность установки возросла до 2000–2400 л.с. Оба двигателя принесли многолетнюю славу «восьмёркам», став самыми распространёнными в своём классе.

После распада Советского Союза производство вертолётов осталось в России, а вертолётных двигателей — на Украине. С годами поставки двигателей осложнялись, а в 2014 году и совсем прекратились. К этому времени уже был разработан и испытан полностью локализованный российский вертолётный двигатель ВК-2500, созданный на базе модели ТВ3-117ВМА. Основным отличием ВК-2500 от предшественников стала впервые внедрённая цифровая система автоматического управления (САУ).

Мощность двигателя составила 2700 л.с., выросли показатели скороподъёмности, грузоподъёмности, скорость и манёвренность вертолёта. Как и предыдущие поколения, ВК-2500 может применяться в экстремальных условиях высокогорья и жаркого климата. Устанавливается на модификации вертолётов Ми-17, а также на новейшие боевые Ми-28, Ка-52, Ми-35.

Новая силовая установка стала основной для ряда модернизаций — ВК-2500П, ВК-2500ПС-03, ВК-2500ПС-02. Последняя модель устанавливается на модернизированный Ка-32, считающийся одним из лучших пожарных и аварийно-спасательных вертолётов в мире. В октябре этого года вертолёт Ка-32А11ВС с двигателями ВК-2500ПС-02 совершил первый полёт. Выпускается вся линейка ВК-2500 на мощностях «ОДК-Климов» — единственного в стране производителя вертолётных двигателей.

Ка-32А11ВС — многоцелевой гражданский вертолёт соосной схемы, до 2011 года поставлявшийся исключительно на экспорт. На внешней подвеске машина может перевозить до пяти тонн груза. Соосная схема позволяет эффективно применять вертолёт в условиях плотной городской застройки. Ка-32А11ВС — первый в мире пожарный вертолёт, который можно применять при отрицательных температурах до −20°С. Это стало возможным благодаря уникальной российской системе пожаротушения с подогревом воды СП-32. Вертолёт может наполнить специальный подвесной бак на 4 тыс. литров всего за 60 секунд (на 25% быстрее, чем в прошлой версии Ка-32). Кроме того, машина может оборудоваться водосливным устройством ВСУ-5 и водяной пушкой.

Двигатель ВК-2500ПС-02 — новинка «ОДК-Климов», впервые представленная широкой публике в 2019 году. Он обладает улучшенными характеристиками, включает в себя современную цифровую электронную систему управления и контроля с обратной связью типа FADEC БАРК-6В-7С. Благодаря новой силовой установке вертолёт Ка-32А11ВС можно использовать в условиях повышенной температуры и в горной местности, в том числе улучшается управляемость при сильном боковом ветре. Для Ка-32 это особенно важно, так как тушение пожаров он производит с помощью подвесной корзины. Всё это позволит расширить географию применения винтокрылого пожарного, который на сегодняшний день уже помогает справляться с огнём и спасать людей в десятках стран.

«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов