НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
«МиГ»: от шедевра — к шедевру
Восьмого декабря исполнилось 83 года со дня образования Опытно-конструкторского бюро имени А.И. Микояна. В настоящее время ОКБ имени А.И. Микояна является частью Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»). Артём Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич и их последователи создавали выдающиеся самолёты, известные далеко за пределами нашей страны. Здесь появились первые реактивные и первые сверхзвуковые истребители Советского Союза, самолёты-рекордсмены. Из более 450 проектов самолётов и крылатых ракет, разработанных в конструкторском бюро, 94 дошли до стадии серийного производства.


МиГ-15: «самолёт-солдат»

Первые реактивные истребители появились в Германии, США и Великобритании ещё в ходе Второй мировой войны, а после 1945 года началась международная гонка в создании наилучших конструкций реактивных самолётов. Советский Союз не уступал в этом инженерном соревновании: 24 апреля 1946 года практически одновременно в небо поднялись истребители МиГ-9 и Як-15, которые открыли эру реактивной авиации в СССР. Однако настоящий прорыв в реактивной тематике состоялся благодаря созданию в ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича истребителя МиГ-15, который 30 декабря 2022 года отметит свой 75-летний юбилей со дня первого вылета.

Реактивные двигатели позволяли достигать небывалых ранее скоростей (около 1000 км/ч), но для этого также требовались новые конструктивные решения. Одним из таковых стало стреловидное крыло. Другим ответом на высокие скорости и возросшую опасность для пилота стало внедрение гермокабины и катапультного кресла. В качестве силовой установки МиГ-15 был выбран турбореактивный двигатель РД-45Ф, созданный под руководством В.Я. Климова.

Боевое крещение МиГ-15 прошёл в ходе Корейской войны в 1950–1953 годах, где показал себя с лучшей стороны. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, надёжности в эксплуатации и живучести, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам МиГ-15 приобрёл славу «самолёта-солдата». По многим показателям он превосходил лучшие истребители своего времени и составил целую эпоху дозвуковой реактивной авиации. Именно МиГ-15 принёс мировую известность и признание ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича.

МиГ-15 является рекордсменом по объёмам серийного производства. В различных модификациях он выпускался
в 1949–1959 годах на девяти отечественных авиазаводах, которые в общей сложности построили почти 13 тысяч самолётов. Лицензионное производство было налажено в Польше и Чехословакии. Суммарный выпуск превысил 17 тыс. машин. Ни один реактивный самолёт в мире не выпускался серийно в таких количествах! МиГ-15 в различных модификациях находился на вооружении ВВС более 40 стран. В некоторых странах он стоял на вооружении вплоть до 2000-х годов.

МиГ-19: обгоняя звук

Этот самолёт является первым отечественным серийным сверхзвуковым истребителем. При разработке МиГ-19 в тесном сотрудничестве с ЦАГИ, смежными НИИ и ОКБ был решён целый ряд новых научно-технических вопросов, включая разработку сверхзвуковой аэродинамической компоновки с крылом стреловидностью 55°, внедрение системы необратимого бустерного управления и системы кондиционирования кабины пилота.

На истребителе МиГ-19С установили управляемый стабилизатор для улучшения манёвренности и управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях и больших высотах полёта.

Для решения задач ПВО серийно выпускали истребители-перехватчики МиГ-19П с пушечным вооружением и МиГ-19ПМ с ракетным. Появление значительного количества сверхзвуковых перехватчиков, оснащённых бортовыми РЛС и различными видами вооружения, существенно увеличило боевые возможности авиации ПВО.

В 1955–1960 годах на двух отечественных авиазаводах в общей сложности было построено 1892 самолёта МиГ-19 в различных модификациях, а с учётом лицензионного производства в Китае и Чехословакии суммарный выпуск составил порядка 6300 экземпляров. Самолёты семейства МиГ-19 состояли на вооружении более 25 стран мира.

МиГ-21: треугольное крыло

Первый отечественный серийный истребитель с треугольным крылом. Высокий технический и технологический уровень поставил МиГ-21 в ряд наиболее известных фронтовых истребителей мира. Впервые в практике ОКБ на самолёте применено треугольное крыло с большой стреловидностью по передней кромке (57˚).

Удачно найденные при создании МиГ-21 решения позволили спроектировать на его базе более 20 модификаций, 16 из которых находились в серийном производстве. МиГ-21 стал самым массовым сверхзвуковым самолётом в истории авиации. Только в СССР он выпускался серийно на трёх авиазаводах 30 лет. С учётом лицензионного производства в Индии, Китае и Чехословакии было изготовлено более 13 800 самолётов. В Китае серийный выпуск завершился в марте 2017 года. Самолёт состоял на вооружении 49 стран мира. В ВВС некоторых государств эксплуатируется и сегодня.

На самолётах МиГ-21 было установлено 24 мировых авиационных рекорда, в том числе три абсолютных. В настоящее время четыре рекорда, установленные в 1991 году, являются действующими.

Создание и развитие самолётов семейства МиГ-21 подтвердили правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. Эта концепция получила всемирное признание и была успешно реализована в отечественном и зарубежном авиастроении.

МиГ-23: многорежимный полёт

Этот самолёт с изменяемой стреловидностью крыла на долгие годы стал визитной карточкой не только ОКБ генерального конструктора А.И. Микояна, но и ВВС СССР. Применение крыла изменяемой геометрии улучшило взлётно-посадочные характеристики сверхзвукового самолёта. Позиция крыла в 16 градусов применялась для взлёта и посадки, а также во время полётов на максимальную дальность, позиция в 45 градусов — для манёвров на дозвуковых и околозвуковых скоростях, позиция в 72 градуса — для полёта со сверхзвуковой скоростью. На больших высотах истребитель мог разгоняться до 2500 км/ч.

МиГ-23 был самым массовым отечественным истребителем третьего поколения и основным истребителем ВВС СССР в 1970–1980-е годы. Машина поставлялась на экспорт и стояла на вооружении более чем 20 государств. Всего было выпущено 4640 истребителей МиГ-23 в различных модификациях. Опробованная схема крыла позже была успешно применена на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, Су-24 и стратегических ракетоносцах Ту-22М и Ту-160.

МиГ-25: преодоление теплового барьера

На этом самолёте была успешно решена сложнейшая задача — преодоление теплового барьера. При полёте с числом М=2,83 температура нагрева достигает 300°С и более, что требует исключения из конструкции многих элементов традиционных для авиации дюралюминиевых сплавов и применения новых термостойких материалов. В качестве основного конструкционного материала на МиГ-25 использовалась нержавеющая сталь (масса деталей из неё составляла до 80% общей массы), а для монтажа применялась автоматическая сварка. Также в конструкции использовали титановые сплавы (около 8% от общей массы конструкции) и жаропрочные дюралюминиевые сплавы (около 11% от общей массы конструкции для несиловых деталей).

МиГ-25 стал первым советским серийным самолётом, имеющим максимальную скорость полёта 3000 км/ч. Он выпускался в вариантах истребителя-перехватчика и самолёта-разведчика. Достаточно длительное время истребители-перехватчики МиГ-25П и МиГ-25ПД составляли основу истребительной авиации ПВО. В зонах, прикрываемых этими самолётами, прекращались полёты высотных американских самолётов-разведчиков U-2 и SR-71. Самолёт-разведчик МиГ-25РБ получил возможность не только вести воздушную разведку, но и наносить бомбовые удары с больших высот.

МиГ-25 является рекордсменом ОКБ по количеству установленных авиационных мировых рекордов, в число которых входит и абсолютный рекорд высоты полёта 37 650 м. Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолётах МиГ-25 в общей сложности было установлено 39 мировых авиационных рекордов скорости, высоты полёта и времени набора высоты, в том числе три абсолютных.

МиГ-29: четвёртое поколение на взлёт

Этот высокоманёвренный, надёжный и отлично вооружённый истребитель впервые поднялся в небо в 1977 году. МиГ-29 принял эстафету основного лёгкого фронтового истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23.

На МиГ-29 был внедрён целый ряд прорывных конструктивных решений и технологий. Интегральная аэродинамическая компоновка, в которой значительная часть подъёмной силы создаётся фюзеляжем, стала отличительной чертой самолёта. Такая компоновка в совокупности с высокой тяговооружённостью, которую создают два мощных двигателя РД-33, обеспечивает не только полёт на больших углах атаки, но и выполнение такой фигуры высшего пилотажа, как «колокол», ранее недоступной реактивным истребителям. Резко возросшие манёвренность, характеристики прицельного комплекса и бортового оборудования в сочетании с оснащением новыми управляемыми ракетами обеспечили поражение воздушных целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц, предельной для манёвренных самолётов по физиологии лётчика и нормам прочности.

Впервые в мировой практике на МиГ-29 применена квантовая оптико-локационная станция для обнаружения и измерения координат воздушных целей в условиях ближнего высокоманёвренного боя. Кроме этого, на самолёте впервые в истребительной авиации установлена нашлемная система, обеспечивающая выдачу целеуказания в широкой зоне углов пеленга простым поворотом головы лётчика и наложением перекрестия нашлемного визира на цель, что не требует энергичного маневрирования самолёта.

Сегодня, спустя 45 лет со дня первого вылета, истребители МиГ-29 в различных модификациях продолжают нести службу в ВКС и авиации ВМФ России.

МиГ-31: перехватчик для ПВО

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 создавался для замены МиГ-25ПД в авиации ПВО. В его задачи входит перехват воздушных целей любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полёта, в том числе и крылатых ракет типа ALCM или «Томагавк», совершающих маловысотный полёт в режиме огибания рельефа местности.

Самолёт может развивать скорость до 3000 км/ч и подниматься на высоту до 21 км. Для более успешного выполнения возложенных задач в кабине экипажа появилось место для штурмана-оператора. МиГ-31 стал первым в мире освоенным в массовом серийном производстве истребителем, оснащённым комплексом перехвата, в состав которого входит бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой.

Сегодня проводится модернизация истребителей. За счёт установки нового БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

МиГ-35: истребитель на 4++

В качестве основы для нового истребителя поколения 4++ «миговцы» выбрали удачную аэродинамическую компоновку МиГ-29. Многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35 был разработан с учётом боевого применения МиГ-29 и его работы в различных климатических условиях. Среди его задач — завоевание господства в воздухе и нанесение эффективных ударов высокоточным оружием по целям из-за пределов зоны работы ПВО противника.

Отличительными особенностями нового самолёта, совершившего первый полёт в 2016 году, являются низкий уровень радиолокационной заметности, открытая архитектура бортового оборудования, увеличенный срок службы и низкая стоимость лётного часа. По своим показателям МиГ-35 максимально приближен к пятому поколению истребителей. Самолёт может быть выполнен как в одноместном, так и в двухместном вариантах.

Источник: rostec.ru







«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов