Восьмого декабря исполнилось 83 года со дня образования
Опытно-конструкторского бюро имени А.И. Микояна. В настоящее
время ОКБ имени А.И. Микояна является частью Объединённой
авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»). Артём Иванович
Микоян, Михаил Иосифович Гуревич и их последователи
создавали выдающиеся самолёты, известные далеко за пределами
нашей страны. Здесь появились первые реактивные и первые
сверхзвуковые истребители Советского Союза,
самолёты-рекордсмены. Из более 450 проектов самолётов и
крылатых ракет, разработанных в конструкторском бюро, 94
дошли до стадии серийного производства.
МиГ-15: «самолёт-солдат»
Первые реактивные истребители появились в Германии, США и
Великобритании ещё в ходе Второй мировой войны, а после 1945
года началась международная гонка в создании наилучших
конструкций реактивных самолётов. Советский Союз не уступал
в этом инженерном соревновании: 24 апреля 1946 года
практически одновременно в небо поднялись истребители МиГ-9
и Як-15, которые открыли эру реактивной авиации в СССР.
Однако настоящий прорыв в реактивной тематике состоялся
благодаря созданию в ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича
истребителя МиГ-15, который 30 декабря 2022 года отметит
свой 75-летний юбилей со дня первого вылета.
Реактивные двигатели позволяли достигать небывалых ранее
скоростей (около 1000 км/ч), но для этого также требовались
новые конструктивные решения. Одним из таковых стало
стреловидное крыло. Другим ответом на высокие скорости и
возросшую опасность для пилота стало внедрение гермокабины и
катапультного кресла. В качестве силовой установки МиГ-15
был выбран турбореактивный двигатель РД-45Ф, созданный под
руководством В.Я. Климова.
Боевое крещение МиГ-15 прошёл в ходе Корейской войны в
1950–1953 годах, где показал себя с лучшей стороны.
Благодаря исключительной простоте конструкции,
технологичности, надёжности в эксплуатации и живучести, а
также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам МиГ-15
приобрёл славу «самолёта-солдата». По многим показателям он
превосходил лучшие истребители своего времени и составил
целую эпоху дозвуковой реактивной авиации. Именно МиГ-15
принёс мировую известность и признание ОКБ А.И. Микояна и
М.И. Гуревича.
МиГ-15 является рекордсменом по объёмам серийного
производства. В различных модификациях он выпускался
в 1949–1959 годах на девяти отечественных авиазаводах,
которые в общей сложности построили почти 13 тысяч
самолётов. Лицензионное производство было налажено в Польше
и Чехословакии. Суммарный выпуск превысил 17 тыс. машин. Ни
один реактивный самолёт в мире не выпускался серийно в таких
количествах! МиГ-15 в различных модификациях находился на
вооружении ВВС более 40 стран. В некоторых странах он стоял
на вооружении вплоть до 2000-х годов.
МиГ-19: обгоняя звук
Этот самолёт является первым отечественным серийным
сверхзвуковым истребителем. При разработке МиГ-19 в тесном
сотрудничестве с ЦАГИ, смежными НИИ и ОКБ был решён целый
ряд новых научно-технических вопросов, включая разработку
сверхзвуковой аэродинамической компоновки с крылом
стреловидностью 55°, внедрение системы необратимого
бустерного управления и системы кондиционирования кабины
пилота.
На истребителе МиГ-19С установили управляемый стабилизатор
для улучшения манёвренности и управляемости самолёта на
сверхзвуковых скоростях и больших высотах полёта.
Для решения задач ПВО серийно выпускали
истребители-перехватчики МиГ-19П с пушечным вооружением и
МиГ-19ПМ с ракетным. Появление значительного количества
сверхзвуковых перехватчиков, оснащённых бортовыми РЛС и
различными видами вооружения, существенно увеличило боевые
возможности авиации ПВО.
В 1955–1960 годах на двух отечественных авиазаводах в общей
сложности было построено 1892 самолёта МиГ-19 в различных
модификациях, а с учётом лицензионного производства в Китае
и Чехословакии суммарный выпуск составил порядка 6300
экземпляров. Самолёты семейства МиГ-19 состояли на
вооружении более 25 стран мира.
МиГ-21: треугольное крыло
Первый отечественный серийный истребитель с треугольным
крылом. Высокий технический и технологический уровень
поставил МиГ-21 в ряд наиболее известных фронтовых
истребителей мира. Впервые в практике ОКБ на самолёте
применено треугольное крыло с большой стреловидностью по
передней кромке (57˚).
Удачно найденные при создании МиГ-21 решения позволили
спроектировать на его базе более 20 модификаций, 16 из
которых находились в серийном производстве. МиГ-21 стал
самым массовым сверхзвуковым самолётом в истории авиации.
Только в СССР он выпускался серийно на трёх авиазаводах 30
лет. С учётом лицензионного производства в Индии, Китае и
Чехословакии было изготовлено более 13 800 самолётов. В
Китае серийный выпуск завершился в марте 2017 года. Самолёт
состоял на вооружении 49 стран мира. В ВВС некоторых
государств эксплуатируется и сегодня.
На самолётах МиГ-21 было установлено 24 мировых авиационных
рекорда, в том числе три абсолютных. В настоящее время
четыре рекорда, установленные в 1991 году, являются
действующими.
Создание и развитие самолётов семейства МиГ-21 подтвердили
правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких
истребителей массового производства с высокими боевыми
характеристиками и низкой себестоимостью. Эта концепция
получила всемирное признание и была успешно реализована в
отечественном и зарубежном авиастроении.
МиГ-23: многорежимный полёт
Этот самолёт с изменяемой стреловидностью крыла на долгие
годы стал визитной карточкой не только ОКБ генерального
конструктора А.И. Микояна, но и ВВС СССР. Применение крыла
изменяемой геометрии улучшило взлётно-посадочные
характеристики сверхзвукового самолёта. Позиция крыла в 16
градусов применялась для взлёта и посадки, а также во время
полётов на максимальную дальность, позиция в 45 градусов —
для манёвров на дозвуковых и околозвуковых скоростях,
позиция в 72 градуса — для полёта со сверхзвуковой
скоростью. На больших высотах истребитель мог разгоняться до
2500 км/ч.
МиГ-23 был самым массовым отечественным истребителем
третьего поколения и основным истребителем ВВС СССР в
1970–1980-е годы. Машина поставлялась на экспорт и стояла на
вооружении более чем 20 государств. Всего было выпущено 4640
истребителей МиГ-23 в различных модификациях. Опробованная
схема крыла позже была успешно применена на
истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, Су-24 и стратегических
ракетоносцах Ту-22М и Ту-160.
МиГ-25: преодоление теплового барьера
На этом самолёте была успешно решена сложнейшая задача —
преодоление теплового барьера. При полёте с числом М=2,83
температура нагрева достигает 300°С и более, что требует
исключения из конструкции многих элементов традиционных для
авиации дюралюминиевых сплавов и применения новых
термостойких материалов. В качестве основного
конструкционного материала на МиГ-25 использовалась
нержавеющая сталь (масса деталей из неё составляла до 80%
общей массы), а для монтажа применялась автоматическая
сварка. Также в конструкции использовали титановые сплавы
(около 8% от общей массы конструкции) и жаропрочные
дюралюминиевые сплавы (около 11% от общей массы конструкции
для несиловых деталей).
МиГ-25 стал первым советским серийным самолётом, имеющим
максимальную скорость полёта 3000 км/ч. Он выпускался в
вариантах истребителя-перехватчика и самолёта-разведчика.
Достаточно длительное время истребители-перехватчики МиГ-25П
и МиГ-25ПД составляли основу истребительной авиации ПВО. В
зонах, прикрываемых этими самолётами, прекращались полёты
высотных американских самолётов-разведчиков U-2 и SR-71.
Самолёт-разведчик МиГ-25РБ получил возможность не только
вести воздушную разведку, но и наносить бомбовые удары с
больших высот.
МиГ-25 является рекордсменом ОКБ по количеству установленных
авиационных мировых рекордов, в число которых входит и
абсолютный рекорд высоты полёта 37 650 м. Благодаря
уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных
самолётах МиГ-25 в общей сложности было установлено 39
мировых авиационных рекордов скорости, высоты полёта и
времени набора высоты, в том числе три абсолютных.
МиГ-29: четвёртое поколение на взлёт
Этот высокоманёвренный, надёжный и отлично вооружённый
истребитель впервые поднялся в небо в 1977 году. МиГ-29
принял эстафету основного лёгкого фронтового истребителя ВВС
СССР у МиГ-21 и МиГ-23.
На МиГ-29 был внедрён целый ряд прорывных конструктивных
решений и технологий. Интегральная аэродинамическая
компоновка, в которой значительная часть подъёмной силы
создаётся фюзеляжем, стала отличительной чертой самолёта.
Такая компоновка в совокупности с высокой тяговооружённостью,
которую создают два мощных двигателя РД-33, обеспечивает не
только полёт на больших углах атаки, но и выполнение такой
фигуры высшего пилотажа, как «колокол», ранее недоступной
реактивным истребителям. Резко возросшие манёвренность,
характеристики прицельного комплекса и бортового
оборудования в сочетании с оснащением новыми управляемыми
ракетами обеспечили поражение воздушных целей, маневрирующих
с перегрузкой до 12 единиц, предельной для манёвренных
самолётов по физиологии лётчика и нормам прочности.
Впервые в мировой практике на МиГ-29 применена квантовая
оптико-локационная станция для обнаружения и измерения
координат воздушных целей в условиях ближнего
высокоманёвренного боя. Кроме этого, на самолёте впервые в
истребительной авиации установлена нашлемная система,
обеспечивающая выдачу целеуказания в широкой зоне углов
пеленга простым поворотом головы лётчика и наложением
перекрестия нашлемного визира на цель, что не требует
энергичного маневрирования самолёта.
Сегодня, спустя 45 лет со дня первого вылета, истребители
МиГ-29 в различных модификациях продолжают нести службу в
ВКС и авиации ВМФ России.
МиГ-31: перехватчик для ПВО
Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31
создавался для замены МиГ-25ПД в авиации ПВО. В его задачи
входит перехват воздушных целей любых типов во всем
доступном для аэродинамических летательных аппаратов
диапазоне высот и скоростей полёта, в том числе и крылатых
ракет типа ALCM или «Томагавк», совершающих маловысотный
полёт в режиме огибания рельефа местности.
Самолёт может развивать скорость до 3000 км/ч и подниматься
на высоту до 21 км. Для более успешного выполнения
возложенных задач в кабине экипажа появилось место для
штурмана-оператора. МиГ-31 стал первым в мире освоенным в
массовом серийном производстве истребителем, оснащённым
комплексом перехвата, в состав которого входит бортовая
радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой.
Сегодня проводится модернизация истребителей. За счёт
установки нового БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по
сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
МиГ-35: истребитель на 4++
В качестве основы для нового истребителя поколения 4++ «миговцы»
выбрали удачную аэродинамическую компоновку МиГ-29.
Многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35 был
разработан с учётом боевого применения МиГ-29 и его работы в
различных климатических условиях. Среди его задач —
завоевание господства в воздухе и нанесение эффективных
ударов высокоточным оружием по целям из-за пределов зоны
работы ПВО противника.
Отличительными особенностями нового самолёта, совершившего
первый полёт в 2016 году, являются низкий уровень
радиолокационной заметности, открытая архитектура бортового
оборудования, увеличенный срок службы и низкая стоимость
лётного часа. По своим показателям МиГ-35 максимально
приближен к пятому поколению истребителей. Самолёт может
быть выполнен как в одноместном, так и в двухместном
вариантах.
Источник:
rostec.ru