НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Пятидесятилетие ЛАО
«Адмиралтейские верфи» отметили юбилей крупнейшего в стране судостроительного объединения

В феврале этого года «Адмиралтейские верфи» (входят в состав Объединённой судостроительной корпорации) отметили полувековой юбилей создания Ленинградского Адмиралтейского объединения (ЛАО). Крупнейшее в стране судостроительное объединение было образовано в январе 1972 года в результате слияния Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов.


Приоритетной деятельностью ЛАО стало подводное кораблестроение. Коллектив объединения строил экспортные дизель-электрические субмарины проекта И641К, уникальные титановые подводные лодки проекта 705, атомные ПЛ проекта 671 и его модификаций. В 1980-х годах коллектив начал работу над новым поколением экспортных субмарин проекта 877ЭКМ.

После объединения двух заводов большее развитие получил комплекс по строительству глубоководных аппаратов. Благодаря исследованиям, которые проводило ЛАО в этом направлении, глубина погружения ГА увеличилась с 300 до 6000 м.

Именно на ЛАО в 1972–1984 годах для выполнения производственной программы по надводным кораблям в зависимости от их длины и продолжительности стапельного периода адмиралтейцы стали применять одновременное строительство двух-трёх объектов на одном стапеле — опыт, который АО «Адмиралтейские верфи» успешно применяет и сегодня.

Всего за пятьдесят лет на ЛАО построены: 26 надводных судов различного класса и назначений, 44 подводные лодки (в том числе 19 на экспорт), 8 опытных глубоководных станций, 67 глубоководных аппаратов. С 1971 по 1991 год передано флоту 145 кораблей и судов разной направленности.

В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» успешно продолжает производственные традиции, заложенные полвека назад, является центром неатомного подводного кораблестроения России и активно развивает программу надводного судостроения.

АО «Адмиралтейские верфи» — базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русские пароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналогов в мировом судостроении.

В настоящее время мощности предприятия полностью загружены — на верфи успешно реализуется ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков. В строительстве находится четыре серии подводных лодок для иностранных ВМС и ВМФ России. Возобновлено строительство ПЛ четвёртого поколения проекта 677 («Лада») «Кронштадт». В постройке также находится спасательное судно «Игорь Белоусов», предназначенное для спасения экипажей аварийных подводных лодок, со спасательным аппаратом «Бестер-1» и глубоководным водолазным комплексом на борту.

На АО «Адмиралтейские верфи» действует универсальная система менеджмента качества, отвечающая требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Предприятие одно из первых в Российской Федерации получило лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей практически всех классов и различных типов судов.

История предприятия началась со строительства верфи на левом берегу Большой Невы, старт которому был дан 5 ноября 1704 года.

К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие суда (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).

В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер. В 1725 году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.

В 1800–1844 гг. верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.

До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта, и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.

После Октябрьской революции верфи пришли в удручающее состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей. Единственным профильным заказом в период 1917–1921 годов стал правительственный заказ на достройку 500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской флотилии, завершённый к 1919 году. На баржах были установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра 152 мм.

На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не улучшилась и на заводе остался 1021 работник. В 1921 году было принято решение произвести объединение Адмиралтейского завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению инициаторов реформы, это должно было сократить административные расходы при отсутствии заказов. С 28 октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода. Оно получило название «Адмиралтейский отдел Балтийского завода». За всю историю построено более 400 подводных лодок.

В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок проекта 671. И называлось предприятие в советское время «дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени Ленинградское адмиралтейское объединение», сокращённо ЛАО.

С использованием материалов АО «ОСК»






«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов