«Адмиралтейские верфи» отметили юбилей крупнейшего в
стране судостроительного объединения
В феврале этого года «Адмиралтейские верфи» (входят в
состав Объединённой судостроительной корпорации) отметили
полувековой юбилей создания Ленинградского Адмиралтейского
объединения (ЛАО). Крупнейшее в стране судостроительное
объединение было образовано в январе 1972 года в результате
слияния Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов.
Приоритетной деятельностью
ЛАО стало подводное
кораблестроение. Коллектив объединения строил экспортные
дизель-электрические субмарины проекта И641К, уникальные
титановые подводные лодки проекта 705, атомные ПЛ проекта
671 и его модификаций. В 1980-х годах коллектив начал работу
над новым поколением экспортных субмарин проекта 877ЭКМ.
После объединения двух заводов большее развитие получил
комплекс по строительству глубоководных аппаратов. Благодаря
исследованиям, которые проводило ЛАО в этом направлении,
глубина погружения ГА увеличилась с 300 до 6000 м.
Именно на ЛАО в 1972–1984 годах для выполнения
производственной программы по надводным кораблям в
зависимости от их длины и продолжительности стапельного
периода адмиралтейцы стали применять одновременное
строительство двух-трёх объектов на одном стапеле — опыт,
который АО «Адмиралтейские верфи» успешно применяет и
сегодня.
Всего за пятьдесят лет на ЛАО построены: 26 надводных судов
различного класса и назначений, 44 подводные лодки (в том
числе 19 на экспорт), 8 опытных глубоководных станций, 67
глубоководных аппаратов. С 1971 по 1991 год передано флоту
145 кораблей и судов разной направленности.
В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» успешно
продолжает производственные традиции, заложенные полвека
назад, является центром неатомного подводного
кораблестроения России и активно развивает программу
надводного судостроения.
АО «Адмиралтейские верфи» — базовое предприятие
судостроительной отрасли, центр неатомного подводного
кораблестроения России. За 310 лет деятельности на
предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных
типов и классов: первые русские пароходы, линкоры и
крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные
исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры
различных типов, в том числе усиленного ледового класса,
более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих
аналогов в мировом судостроении.
В настоящее время мощности предприятия полностью загружены —
на верфи успешно реализуется ряд контрактов для
отечественных и зарубежных заказчиков. В строительстве
находится четыре серии подводных лодок для иностранных ВМС и
ВМФ России. Возобновлено строительство ПЛ четвёртого
поколения проекта 677 («Лада») «Кронштадт». В постройке
также находится спасательное судно «Игорь Белоусов»,
предназначенное для спасения экипажей аварийных подводных
лодок, со спасательным аппаратом «Бестер-1» и глубоководным
водолазным комплексом на борту.
На АО «Адмиралтейские верфи» действует универсальная система
менеджмента качества, отвечающая требованиям международных
стандартов ИСО серии 9000. Предприятие одно из первых в
Российской Федерации получило лицензии на все виды работ в
области строительства, переоборудования, модернизации и
утилизации кораблей практически всех классов и различных
типов судов.
История предприятия началась со строительства верфи на левом
берегу Большой Невы, старт которому был дан 5 ноября 1704
года.
К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно.
До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно
небольшие суда (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).
В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный
корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712
году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского
флота. Всего в петровское время на верфях
Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23
корабля и более двухсот галер. В 1725 году здесь была
построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое
судно» крестьянина Ефима Никонова.
В 1800–1844 гг. верфь была переведена на Галерный двор, а в
1870-х территория старой верфи была продана под застройку.
За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было
построено 256 крупных кораблей.
До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на
левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского
порта, и лишь с этого времени Галерный остров и часть
территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и
мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский
судостроительный завод, который действовал на тех же
основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее
правление, но своего начальника завода.
После Октябрьской революции верфи пришли в удручающее
состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался
судоремонтом, переоборудованием судов и различными
сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и
автомобилей. Единственным профильным заказом в период
1917–1921 годов стал правительственный заказ на достройку
500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской
флотилии, завершённый к 1919 году. На баржах были
установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра
152 мм.
На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не
улучшилась и на заводе остался 1021 работник. В 1921 году
было принято решение произвести объединение Адмиралтейского
завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению
инициаторов реформы, это должно было сократить
административные расходы при отсутствии заказов. С 28
октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и
Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода.
Оно получило название «Адмиралтейский отдел Балтийского
завода». За всю историю построено более 400 подводных лодок.
В советское время на верфи осуществлялось множество
оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных
лодок проекта 671. И называлось предприятие в советское
время «дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I
степени и Трудового Красного Знамени Ленинградское
адмиралтейское объединение», сокращённо ЛАО.
С использованием материалов АО «ОСК»