НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Исторический ВАСО
Воронежскому авиационному заводу исполнилось 90 лет


15 марта этого года Воронежский авиационный завод отметил 90-летие со дня основания. Сегодня завод является филиалом ПАО «Ил» — ВАСО и входит в дивизион транспортной авиации Объединённой авиастроительной корпорации (в составе Госкорпорации «Ростех»).

Юридически история предприятия началась 15 марта 1932 года. Приказом по Народному комиссариату тяжёлой промышленности СССР в числе других первенцев отечественного авиапрома строящийся в Воронеже завод № 18 был переведён в самолётостроительный трест. За время своего существования предприятие выпустило десятки типов самолётов конструкции А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, Г.В. Новожилова.

Филиал ПАО «Ил» - ВАСО специализируется на производстве и обслуживании широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров Ил-96. Надёжные самолёты воронежского производства использует специальный лётный отряд «Россия», который обеспечивает перелёты внутри России и за рубежом руководства нашей страны. В кооперации с другими предприятиями ОАК завод участвует в производстве агрегатов для различной авиационной техники. Здесь ведутся работы по созданию лёгкого военно-транспортного Ил-112В и развитию семейства пассажирских Ил-96. На производственной площадке авиазавода создан центр специализации ОАК «Мотогондолы и пилоны», который производит соответствующие агрегаты для современных авиадвигателей.

«На Воронежском заводе выстроен полный технологический цикл серийного производства и сервисного обслуживания пассажирских самолётов Ил-96. ВАСО загружено заказами по основным программам и по кооперации с другими предприятиями ОАК, — сказал первый заместитель генерального директора ПАО «ОАК», управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой. — С учётом растущего спроса на продукцию российского авиастроения в ближайший год потребуется привлечь новых специалистов и рабочих. Чтобы повысить привлекательность предприятия как ответственного работодателя, на уровне ОАК было принято решение обеспечить повышение заработной платы».

ВАСО является крупным промышленным предприятием Воронежской области, значимым для экономики региона. В 2021 году средняя заработная плата сотрудников завода составила 41 855 рублей, что выше средней по региону. Количество сотрудников предприятия на сегодняшний день составляет свыше 5300 человек, 24% из которых — в возрасте до 35 лет. 58% сотрудников трудятся на предприятии от 10 до 20 лет и больше, почти 40% самолётостроителей имеют высшее образование.

«В рамках федеральных и отраслевых программ реконструкции и модернизации производства на нашем заводе за последние годы выполняются значительные объёмы работ, введено в строй современное высокопроизводительное оборудование, — рассказывает директор филиала ПАО «Ил» — ВАСО Фарит Шарафеев. — Продолжаются мероприятия по совершенствованию производственной системы, выстраиванию поточных линий, что даст снижение затрат и издержек за счёт оптимальной организации процесса выпуска самолётов. В итоге всё это будет способствовать эффективному выполнению задач, поставленных перед нами государством, росту производства и качества самолётов и на этой основе — росту благосостояния воронежских авиастроителей, которые по праву гордятся историей своего завода и нацелены на то, чтобы вписать в неё новые страницы».

На протяжении своей истории ВАСО производил самые разные самолёты, которые входили в историю развития отечественной авиации. Важнейшей вехой стало производство «самолёта Победы» — Ил-2. За годы войны из более чем 36 тысяч самолётов марки «Ил» более половины собрали воронежские авиастроители. Многие самолёты, выпускавшиеся здесь, стали важнейшими достижениями технологического развития. Это и первые отечественные пассажирские самолёты с турбовинтовыми двигателями Ан-10, и боевые Ил-10, Ил-28, Ту-16, Ту-128, первый беспилотный разведчик Ту-123, грузовой Ан-12 и первый в мире сверхзвуковой Ту-144, первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86, пассажирский Ан-148 и дальнемагистральный лайнер Ил-96.

Сегодняшний день ВАСО и его перспективы в январе этого года были представлены председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину в ходе его рабочей поездки в Воронежскую область. Директор ВАСО Фарит Шарафеев показал премьер-министру цех окончательной сборки, где сейчас находятся самолёты типа Ил-96. Воронежский авиазавод — единственное предприятие в стране, которое обладает компетенциями по строительству дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолётов. Сейчас проект Ил-96 обеспечивает основную загрузку ВАСО. Также предприятие участвует в кооперации по другим гражданским программам ОАК (SSJ100, МС-21, Ил-114), производя отдельные агрегаты: пилоны, мотогондолы, элементы хвостового оперения и крыла. Председателю Правительства продемонстрировали широкую кооперацию российских производителей авиационных систем и оборудования, многие из которых входят в Госкорпорацию «Ростех». Во время осмотра цеха Михаил Мишустин пообщался с работниками завода.

На лётно-испытательной станции премьер-министр поднялся на борт нового российского среднемагистрального самолёта МС-21-300 и осмотрел пассажирский салон, который отличается особым комфортом за счёт более широкого фюзеляжа по сравнению с другими самолётами своего сегмента. Накануне МС-21-300 совершил полёт из аэропорта Раменское (Жуковский) в Воронеж. Самолёт доставил для участия в совещании делегацию представителей промышленности, включая главу ОАК Юрия Слюсаря, руководителя Корпорации «Иркут» Андрея Богинского, руководителей ключевых компаний — поставщиков авиапрома: Игоря Насенкова, руководителя «Технодинамики», главу КРЭТ Александра Пана, главу «ОКБ им. А.С. Яковлева» Даниила Бренермана, главного конструктора МС-21 Константина Поповича, а также главу авиакомпании «Россия» — будущего первого эксплуатанта самолётов МС-21 Сергея Александровского. В конце декабря МС-21-300 получил сертификат типа от Росавиации. В текущем году запланировано начало поставок в авиакомпанию «Россия».

После осмотра производства состоялось совещание о развитии гражданского самолётостроения и обновлении парка самолётов гражданской авиации в России. Среди ключевых задач, обозначенных председателем Правительства РФ, — наращивание доли российских самолётов в парке крупнейших авиакомпаний страны до 30% за следующие девять лет. При этом темпы строительства гражданских воздушных судов в России через пять лет должны превысить 100 единиц техники в год. По словам Михаила Мишустина, это позволит Объединённой авиастроительной корпорации увеличить долю высокотехнологичной продукции до 50% к 2030 году. «Важно, чтобы российские самолёты были и надёжными, и конкурентоспособными. Это ещё одна из стратегических задач, которая была поставлена перед нами президентом. Необходимое финансирование выделяется. В рамках государственной программы развития авиационной промышленности в трёхлетнем федеральном бюджете предусмотрено более 122 млрд рублей», — заявил председатель Правительства РФ.

С основным докладом выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. Он рассказал о ходе реализации ключевых гражданских программ. По итогам совещания Михаил Мишустин поручил профильным ведомствам подготовить предложения по расширению механизмов господдержки гражданского авиапрома, направленных на обновление парка авиакомпаний. Ещё одно поручение коснулось разработчиков отечественных компонентов. «Минпромторгу нужно вместе с коллегами из «Ростеха» провести комплексный анализ, инвентаризацию с импортозамещающими комплектующими изделиями как для МС-21, так и для Superjet. Пожалуйста, оцените готовность разработчиков и изготовителей к серийным поставкам таких компонентов и оборудования — с учётом количества, необходимого для организации планового производства самолётов, и самое главное — системы послепродажного обслуживания», — заключил премьер, обращаясь к участникам совещания.

Немаловажно отметить, что сегодня на ВАСО реализуется масштабная программа модернизации производственных мощностей. Так, например, незадолго до юбилея было объявлено, что на заготовительно-штамповочном производстве ВАСО завершена установка уникальной многофункциональной автоматизированной линии цинкования, кадмирования и фосфатирования. Она полностью закроет потребность предприятия в оцинкованных, кадмированных и фосфатированных авиационных деталях.

Линия целиком автоматическая и исключает ручной труд, что значительно повышает качество нанесённого покрытия. Здесь детали проходят весь технологический цикл — от операции обезжиривания до нанесения окончательных покрытий.

По словам директора по производству ВАСО Евгения Гришина, новая линия позволяет наносить на изделия гальваническое покрытие, в том числе и готовить их под покраску. Такое покрытие существенно увеличивает срок службы деталей. «Это винты механизации и крыла, механизмы выпуска закрылков и предкрылков. В том числе и крупноразмерные изделия — свыше двух метров в длину», — рассказал Евгений Гришин.

Новое оборудование отечественного производства соответствует всем требованиям промышленной безопасности. Здесь применены современные методы приточных вытяжных вентиляций, установлены дополнительные очистные скруббера (устройства, обеспечивающие очистку воздуха, выходящего с парами от гальванических ванны). Линия установлена в рамках модернизации производства по федеральной целевой программе.









«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов