В 2023 году в России начнут производить отечественное
оборудование для систем жизнеобеспечения и кондиционирования
воздуха на пассажирских самолётах. По информации пресс-офиса
проекта «Инжиниринг и инновации» Центра управления проектами
в промышленности, разработка новых генераторов кислорода и
конвертеров озона уже находится на финальной стадии — они
прошли испытания и получили литеру О1.
Как рассказал Алексей Князев, директор Инжинирингового
химико-технологического центра, работающего на базе Томского
государственного университета, работа над генераторами
кислорода для пассажирских самолётов Sukhoi Superjet 100 и
МС-21 ведётся совместно с АО «Корпорация «Росхимзащита»
(входит в ГК «Ростех»). Устройство предназначено для подачи
кислорода в индивидуальные маски для пассажиров и экипажа
при разгерметизации салона. Например, в МС-21 в зависимости
от компоновки салона используется до 300 генераторов
кислорода. На данный момент в России собственного
производства данных изделий нет, они закупаются во Франции.
Конвертеры озона — устройства, защищающие салон самолёта и
кабину пилотов от попадания токсичного озона при полётах на
высотах 8–10 км, — разрабатываются в интересах «Росхимзащиты»
и московского ОКБ «Кристалл».
«Изделия уже получили соответствующие литеры и попали в
комплект конструкторской документации на данные воздушные
судна. В этом году планируем закупить оборудование,
необходимое для производства химических составляющих, а
также для металлообработки. А уже в 2023– 2024 годах мы
должны обеспечить выпуск промышленных партий изделий и
закрыть потребность нашей авиации — как для строящихся
самолётов, так и для тех воздушных судов, где гарантийный
срок этих изделий подходит к концу», —
рассказал директор ИХТЦ Алексей Князев.
На сегодняшний день аналогов такого оборудования в России
нет, его производят в зарубежных компаниях. Разработанными
ИХТЦ генераторами и конвертерами планируется оснащать
российскую авиационную технику.
В конце прошлого года проект Инжинирингового
химико-технологического центра по созданию производства
авиационных компонентов получил поддержку Фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в
рамках программы «Коммерциализация».
Она предполагает получение гранта — не более 25 млн рублей
для развития проекта в течение года. Фонд содействия
инновациям — один из самых системных, инфраструктурных
федеральных институтов развития, который более 25 лет
поддерживает как молодых учёных, так и уже состоявшиеся
инновационные компании в создании современных инновационных
решений и продуктов.
В 2020 году
Минпромторг РФ заказал научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы по замене импортных
материалов и изделий в конструкции самолёта МС-21 на
отечественные аналоги. Итогом всей работы должно быть
создание опытного МС-21 с импортозамещёнными агрегатами и
проведение сертификационных испытаний этого самолёта. До
2024 года планируется импортозаместить всего 54 агрегата и
элемента систем МС-21.