Российскую высокоэллиптическую гидрометеорологическую
систему «Арктика-М» с аппаратурой производства холдинга
«Российские космические системы» (РКС, входит в
Госкорпорацию «Роскосмос») планируется интегрировать в
международную космическую систему поиска и спасания
КОСПАС-САРСАТ. Эту тему, а также другие вопросы эксплуатации
и эволюции системы КОСПАС-САРСАТ обсудили участники
ежегодного 35-го заседания Объединённого комитета
КОСПАС-САРСАТ. Российская Федерация (г-н Андрей Федосеев)
совместно с США (г-н Алан Нокс) обеспечили председательство.
В заседании, которое прошло в режиме видеоконференции,
приняли участие более 300 делегатов из 36 стран-участниц
Международной программы КОСПАС-САРСАТ, а также представители
Еврокомиссии (ЕС), Европейской организации спутниковой
метеорологии (EUMETSAT), Международной организации по
гражданской авиации (ICAO), Международного союза
электросвязи (ITU), Радиотехнической комиссии морских
сервисов (RTCM) и Секретариата КОСПАС-САРСАТ. Впервые
председателем заседания Объединённого комитета выступил
представитель РКС.
Председатель Объединённого комитета, главный конструктор РКС
по направлению систем поиска и спасания Андрей Федосеев
отметил:
«Мы уделили особое внимание вопросам готовности
доработки системы КОСПАС-САРСАТ к выполнению функций
поставщика данных о положении воздушных судов в случае
возникновения аварийной ситуации в полёте. Эти доработки
проводятся с 2016 года для доведения системы до выполнения
требований ICAO и соответствия разработанной ICAO концепции
о глобальной аэронавигационной системе связи при бедствии и
для обеспечения безопасности».
Российская делегация проинформировала участников заседания о
том, что в 2022–2025 годах для интеграции спутников
дистанционного зондирования Земли «Арктика-М» в систему КОСПАС-САРСАТ Россия планирует провести испытания по оценке
характеристик «Арктики», аналогичные тем, которые проходили
спутниковые системы на базе аппаратов «Электро-Л» и
«Луч-5А». По итогам тестов, а также после запуска спутника
«Арктика-М» № 2 будут проведены уточнения характеристик и
подготовлены необходимые поправки к стандартам КОСПАС-САРСАТ,
регламентирующие порядок включения «Арктики-М» в систему.
Использование данных с «Арктики-М» позволит оперативно
отслеживать положение воздушных судов при аварийных
ситуациях в полёте.
На заседании также затрагивалась эксплуатационная
проблематика перехода среднеорбитальной спутниковой системы
поиска и спасания (СССПС) КОСПАС-САРСАТ в опытную
эксплуатацию и вопросы скорейшего ввода в систему наземного
сегмента СССПС. Детально обсуждались вопросы
совершенствования системы управления качеством КОСПАС-САРСАТ
для контроля характеристик СССПС.
Участники заседания обсудили актуальную информацию о статусе
и применении Системы КОСПАС-САРСАТ, а также рассмотрели
более 130 технических документов с предложениями по
уточнению стандартов КОСПАС-САРСАТ.
Сегодня в составе космического сегмента КОСПАС-САРСАТ
эксплуатируются 4 низкоорбитальных спутника, расположенных
на околополярной орбите, 10 геостационарных, а также 42
среднеорбитальных спутника на высотах от 19 тысяч до 24
тысяч километров. В состав среднеорбитальной группировки
входят космические аппараты глобальных навигационных систем
ГЛОНАСС, GPS, Galileo, Beidou, геостационарной — Goes, MSG,
Insat, «Электро», «Луч-5», низкоорбитальной — NOAA, METOP,
«Метеор-М» № 2-2.
Международная программа КОСПАС-САРСАТ была создана в
интересах всего мира благодаря совместным усилиям и
координации Канады, Франции, СССР и США. В настоящее время к
Международной программе КОСПАС-САРСАТ присоединились 45
государств и организаций. Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает
спасение терпящих бедствие на суше и воде. Доступ и
использование системы для терпящих бедствие осуществляется
на безвозмездной основе. С помощью КОСПАС-САРСАТ во всём
мире спасено уже более 53 тысяч человек.