НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Готовность к диверсификации
II ежегодный опрос предприятий ОПК

На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2022» представили итоги II ежегодного опроса предприятий ОПК. Опрос проводился дирекцией Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» совместно с ПСБ, Союзом машиностроителей России и Федеральной инновационной площадкой «Академия Контрактных Отношений». Ключевым фактором проверки является готовность оборонных предприятий увеличить долю гражданской продукции, сходящей с конвейера.


Всего в опросе приняли участие 138 респондентов из 28 отраслей. В охват попали 37 регионов РФ. Примечательно, что 92% опрошенных уже выпускают продукцию гражданского назначения, а 28% предпринимают попытку вывести её на внутренний рынок. Сейчас этот опыт успешен для 65% предприятий.

У большей части опрошенных компаний (38,7%) гражданская продукция занимает сейчас меньше 10% в объёме годовой выручки. Примерно такая же доля опрошенных зарабатывает на гражданском рынке до 20%. Всего лишь для 9,7% оборонных предприятий гражданский сбыт приносит в копилку свыше 30% доходов. Это значит, что новому рынку ещё есть куда расти. Напомним, что Президентом РФ поставлена важнейшая задача: к 2025 году увеличить долю рынка гражданской продукции, которую производят предприятия ОПК, до 30%, а к 2030 году — до 50%.

«По результатам опроса мы видим, что целенаправленные исследования потребностей гражданского рынка проводят всего 30,8% оборонных предприятий. Подавляющая доля ориентируется на поступившие запросы от потенциальных заказчиков, таких 42,3%. Считаю, что, если изменить эту ситуацию, это поможет сделать продукцию предприятий ОПК более конкурентоспособной, а самим предприятиям увеличить долю от её выручки», — отметил Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

На вопрос о характере трудностей в закупках: 21,4% респондентов выделили организационные, 20,4% — финансовые. Проблемы со специальными кадрами для работы в закупках испытывают 7,1%.

«Ключевая проблема — это проблема коммуникации заказчиков и подрядчиков. Больше половины опрошенных не получали приглашения на участие в проводимых гражданских закупках от государственных (муниципальных) заказчиков. К участию в закупочных процедурах были приглашены только 47,4%», — отметил Денис Булатов, председатель Комитета по закупкам отечественных товаров, работ, услуг Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

Кроме того, 44,5% опрошенных практически не участвуют в региональных рабочих группах по вопросам вовлечения производимой продукции в государственный (муниципальный) заказ. Хотя это могло бы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Предыдущий опрос показал, что именно сбыт является зоной дискомфорта для тех, кто перестраивает свой промышленный цикл на гражданский лад.



«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов