Совместный проект Концерна ВКО «Алмаз – Антей» и
правительства Санкт-Петербурга
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» совместно с правительством
Санкт-Петербурга и предприятиями кооперации создает
уникальную систему мониторинга полётов БПЛА. Первый в России
совместный проект объединит развёрнутую функционирующую в
Санкт-Петербурге систему мониторинга полётов пилотируемых и
беспилотных воздушных судов (БВС) с городскими сервисами, а
также с разрабатываемой цифровой платформой для подачи
заявок и получения разрешений на полёты.
ПАО «НПО «Алмаз» (входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей»)
совместно с
ООО «Флай Дрон» (входит в Госкорпорацию «Ростех»)
подписали соглашение с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и Комитетом по информатизации и связи
Санкт-Петербурга о реализации пилотного проекта,
направленного на создание инфраструктуры, обеспечивающей
полёты БВС. Проект включает в себя возможность отработки и
тестирования носителей, компонентов, технологий и
инфраструктуры для полётов беспилотных воздушных судов над
Санкт-Петербургом. Реализация данного проекта позволит
пользователям «беспилотников» осуществлять легально
согласованные и наблюдаемые полёты, а городским властям – в
автоматическом режиме верифицировать каждого пользователя
воздушного пространства.
Действующая наземная инфраструктура мониторинга полётов над
Санкт-Петербургом обеспечена ПАО «НПО Алмаз» и состоит из
программно-аппаратного комплекса центрального диспетчерского
пункта системы мониторинга, многопозиционной системы
наблюдения и радиолокационно-оптического комплекса.
Система построена на совмещении преимуществ основных
технологий наблюдения за использованием воздушного
пространства: первичной радиолокации, многопозиционного
наблюдения и автоматического зависимого наблюдения
(вещания). Данный подход позволяет обнаруживать и наблюдать
все типы воздушных объектов, в том числе и не оборудованных
ответчиками. Поступающая информация автоматически
обрабатывается и отождествляется в центральном диспетчерском
пункте системы мониторинга.
Инновационная система мониторинга полётов над мегаполисом
разработана с целью повышения безопасности использования
воздушного пространства над Санкт-Петербургом. Она позволяет
осуществлять непрерывный автоматизированный мониторинг
полётов воздушных судов, фиксировать нарушения/отклонения от
действующих требований по использованию воздушного
пространства.
Система имеет масштабируемую архитектуру и способна
обеспечивать устойчивое обнаружение и сопровождение
воздушных объектов на высотах до полутора тысяч метров.
Существующую систему мониторинга к лету 2022 года
предполагается дополнить пилотной версией цифровой
платформы, разрабатываемой компанией «Флай Дрон» и
позволяющей внешним пилотам подавать электронный запрос на
совершение полёта, а также иметь весь необходимый функционал
современных цифровых технологий для рассмотрения подобных
запросов. Кроме того, новая цифровая платформа предоставит
возможность владельцам дронов не просто совершать
«хобби-полёты», а предложить себя в качестве
аутентифицированного Госуслугами исполнителя авиационных
работ по размещённым в системе заказам с возможностью
защищённых расчётов. Также данный сервис не только позволит
мотивировать рост дисциплинированности нынешних, увлечённых
небом пилотов дронов, но и сформирует важный и необходимый
рынок профессиональных услуг с использованием БВС.
Цифровая платформа будет включать создание
персонифицированных онлайн-сервисов, обеспечивающих быструю
регистрацию пользователя, формирование в картографическом
сервисе запроса на полёт БВС, автоматическое определение
инстанции для согласования полёта исходя из геопозиции
пользователя, а также страхование гражданской
ответственности в соответствии с Воздушным кодексом
Российской Федерации. Авторизация в системе будет
происходить через портал Госуслуг. Заявку на полёт можно
будет сформировать с помощью удобного пользовательского
интерфейса. Результаты рассмотрения заявок на выдачу
разрешений на полёты будут поступать от Комитета по
транспорту Санкт-Петербурга в автоматизированном виде.
Благодаря проекту будет реализована комфортная среда для
выполнения полётов беспилотников в Северной столице России –
Санкт-Петербурге. Кроме того, полагаем, что проект будет
представлять высококонкурентный международный продукт,
успешно продаваемый на внешнем рынке.
На сегодняшний день использование БВС в России и мире чаще
всего применяется для осуществления аэрофотосъёмки в целях
мониторинга, выполнения замеров, 3D-моделирования рельефа и
сооружений. В ближайшей перспективе дроны могут активно
использоваться для срочной доставки грузов, одиночных
адресных посылок весом до 10 кг. Подобная доставка особо
актуальна для регионов с ограниченной транспортной
инфраструктурой. Расчётное преимущество доставки грузов БВС
по сравнению с наземным транспортом составит 37% по
себестоимости и 60% по времени. Однако в связи с отсутствием
интеграции БВС в единое воздушное пространство эксплуатация
дронов пока затруднена. Создание пилотной зоны для
обеспечения выполнения полётов дронов в небе над
Санкт-Петербургом может заложить основу для расширения
легального использования беспилотной авиации в воздушном
пространстве Российской Федерации.
В рамках запланированного на ноябрь 2022 года форума
«Транспорт России» на площадке в Гостином дворе (г. Москва)
планируется продемонстрировать пилотную версию системы
мониторинга.