НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Олег Минаев
Олег Минаев: «Сегодня ПСБ выполняет роль опорного банка российского судостроения, и это касается не только оборонных программ».


Выступая в Государственной Думе с отчётом о работе Правительства России в 2020 году, премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что руководство страны усилит поддержку российского судостроения. Обеспечение развития важнейшей для национальной безопасности и экономики страны отрасли невозможно без эффективного финансового инструментария. О корабельных проектах, программах и перспективах мы беседуем с руководителем корпоративного бизнеса ПСБ Олегом Минаевым.

— На ваш взгляд, в чём наиболее сильные стороны российского судостроения?
— Сильные стороны российского судостроения — это, прежде всего, наши технологические, производственные традиции и сами конструкторские бюро и судостроительные предприятия с их историей создания уникальной продукции. Опыт, который накоплен на этих заводах и в этих профильных конструкторских бюро, трудно переоценить. Ещё в середине ХХ века судостроение сформировало один из крупнейших и самых передовых в мире кораблестроительных комплексов, который производил уникальные атомные ледоколы, подводные лодки, специальные суда, научный флот. Многие из них были прорывными для своего времени и не имели аналогов в мире. Этот опыт, этот фундамент, безусловно, важнейший актив нашего кораблестроения.

— Насколько российские верфи сейчас обеспечены заказами на строительство судов и морской техники?
— Наши судостроительные компании сегодня достаточно сильно загружены заказами, многие верфи — практически на всю свою мощность. Причём у них есть и военные, и гражданские заказы. Лизинговые компании активно работают на модернизацию гражданского флота, что позволяет развиваться гражданскому судостроению, растёт интерес к морским и речным пассажирским круизным лайнерам, к грузовым судам класса «река-море», к рыбопромысловым судам, к краболовам, к различной морской технике. Мы отмечаем, что верфи, которые ещё не так давно были не в самом лучшем состоянии, теперь активно развиваются.

— Какие катализаторы, на ваш взгляд, могут ещё больше активизировать отрасль для развития?
— Таким катализатором выступает запрос на обновление текущего флота гражданских и военных судов и продолжающийся рост заказов. При этом важны ритмичность заказов и перспективное планирование. Чтобы судостроение уверенно развивалось, отрасль должна понимать, что и завтра она будет востребована. Тогда предприятия будут определять стратегию развития каждой отдельной верфи, строить долгосрочные планы, инвестировать в модернизацию и техническое перевооружение.

— Последствия пандемии COVID-19 сильно ударили по отрасли?
— Там, где предприятия являются исполнителями гособоронзаказа, будучи головными или подрядчиками в рамках кооперации, — там работа, разумеется, не прекращалась. Весь ГОЗ исполнялся в срок и в полном объёме. Мы также работали в полную силу и обеспечивали бесперебойное сопровождение контрактов.
Перед ПСБ в силу его статуса опорного банка оборонно-промышленного комплекса в этот период стоял ряд задач государственного масштаба по поддержке отрасли, по реализации государственных программ. Мы отметили со стороны предприятий судостроения заметный рост спроса на финансовые услуги и кредитование. Банк, находясь в постоянном прямом диалоге с клиентами, осуществлял финансирование предприятий на цели выполнения программ ГОЗ, экспортных контрактов, проектов по модернизации и диверсификации производства, оказывал поддержку, участвуя в программах финансового оздоровления.

— Всё это подтверждает серьёзную загрузку судостроительных предприятий, которые задействованы в реализации гособоронзаказа?
— Да, мы видим, насколько масштабные и амбициозные программы сейчас у отрасли. Сегодня именно ПСБ является ключевым банком для российского судостроения — это касается не только оборонных программ. Мы обслуживаем и гражданские контракты, ведь, несмотря на особый статус банка, ПСБ сохраняет универсальную бизнес-модель и активно работает с клиентами из МСБ, розницы, с крупными корпорациями из различных секторов. Мы отлично ориентируемся в современных рыночных тенденциях и понимаем, в какую сторону развивать продуктовое предложение по выпуску гражданской продукции.

— Объёмы работы банка с этим сектором растут?
— Да, мы активно наращиваем объёмы бизнеса в этом сегменте. Объём кредитного портфеля ПСБ в судостроении за последние два года вырос более чем на 200 млрд руб. Могу отметить, что кредитование предприятий российского судостроения — одно из ключевых направлений работы банка.

— Если попросить вас охарактеризовать специфику контрактов, связанных с судостроением…
— Специфика? Знаете, каждый клиент специфичен и уникален, у каждого свои особенности, своя «головная боль», свои трудные моменты. При этом предприятия отрасли находятся в разных финансовых состояниях, на разном техническом уровне, производят разные корабли. Если же говорить об основной специфике работы с судостроением, то связана она с тем, что проекты в отрасли материалоёмкие, очень сложные и долгосрочные. Чтобы построить современный корабль, необходимо много времени, ресурсов и масштабная кооперация.

— В этой связи, видимо, банк выступает ещё и финансовым экспертом по таким проектам?
— Да, безусловно. Уже на стадии обращения к нам за финансированием мы проводим совместно с заявителем финансовую экспертизу контрактов. Специалисты банка тщательно изучают проект, проводят детальный финансовый анализ. На основании выводов формируется соответствующая модель финансирования.

— Логично предположить, что банк заинтересован в увеличении в своём портфеле судостроительных контрактов?
— Я бы сказал по-другому. ПСБ уже сегодня является одним из основных кредиторов на рынке судостроения. Мы активно работаем практически со всеми судостроительными верфями и компаниями. И в этой связи банк заинтересован не только в увеличении контрактов отрасли, но и в активном росте проектов по повышению уровня технологических компетенций наших клиентов. Ведь количество контрактов и объём финансирования будут прямо пропорционально техническим возможностям предприятий выполнять масштабные заказы. Соответственно, чтобы наращивать объёмы производства, нужно прежде проводить большую работу по модернизации самих предприятий.

— Насколько активно ПСБ финансирует программы перспективных разработок ОКР и НИОКР в судостроении?
— Основным заказчиком разработок НИОКР и ОКР по линии ОПК у нас выступает государство, которое в лице соответствующих уполномоченных структур заказывает работы по НИОКР и, соответственно, их финансирует. С точки зрения разработки новых перспективных технологий, новых видов судов и вооружения, которое на них устанавливается, навигационного и другого оборудования — всё это реализуется по той же линии, что и основные контракты на постройку кораблей в интересах ГОЗ. И мы такие ниокровские программы тоже обслуживаем в рамках исполнения контрактов, предоставляем весь комплекс финансовых услуг.
Что же касается НИОКР по гражданской продукции, то с этим сложнее. Как правило, предприятия инвестируют в перспективные НИОКР из собственных средств, однако нередко обращаются за финансированием. Поскольку НИОКР сами по себе не могут являться источником возврата средств, финансовая модель в этом случае формируется более сложная и рисковая. Ведь непонятно, насколько будут востребованы вложения в НИОКР в конечной продукции, насколько это окупается. Мы ищем вместе с клиентами оптимальные модели финансирования ниокровских работ, причём оцениваем не только источники погашения, но и потенциальную эффективность и перспективы разработки. И вся эта работа ведётся в диалоге с Минпромторгом, по возможности — с привлечением государственных субсидий, использованием различных федеральных программ по возмещению процентных ставок и проч., чтобы предприятиям было легче осуществлять эти работы.

— Какие банковские продукты и сервисы ПСБ сегодня наиболее востребованы судостроителями?
— Из банковских сервисов наиболее востребовано сопровождение контрактов ГОЗ, что неудивительно, поскольку ПСБ — опорный банк по государственному оборонному заказу, это одна из наших главных задач. Кроме того, популярны и стандартные банковские услуги — расчётно-кассовое обслуживание, ведение зарплатных проектов, кредитование и так далее. Отдельно можно отметить рост потребности отрасли в банковских гарантиях, в т.ч. под проекты гражданского судостроения.

— Насколько востребовано проектное финансирование?
— Проектное финансирование наиболее популярно в проектах по реновации материально-технической базы, развитию и перевооружению предприятий. Кредиты на такие цели предприятиям привлекать достаточно сложно, ведь контракты эти небыстрые, причём источником возврата средств является прибыль от выполнения предприятием будущих заказов. Однако инвестировать в модернизацию необходимо, это позволяет повышать эффективность работы предприятий, а значит, и их прибыльность. В программах проектного финансирования мы также очень плотно сотрудничаем с Минпромторгом, вырабатываем и совершенствуем те механизмы и финансовые инструменты, которые дают наибольший эффект и которые будут максимально удобными для предприятий. И министерство зачастую предоставляет различные льготы и субсидии по компенсации процентных ставок.

— Какие ориентиры развития ставит перед собой ПСБ на 2021 год?
— У нас амбициозные задачи по росту клиентской базы и объёмов бизнеса. Достаточно высокими темпами в этом году будем продолжать наращивать кредитный портфель, в том числе по предприятиям судостроения. Если говорить в цифрах, то мы прогнозируем, что прирост портфеля по сегменту кораблестроения составит не менее 50%.

— Как бы вы охарактеризовали перспективы судостроительной отрасли России и какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее важны для её развития?
— Стране нужно обновление флота — в отрасль пошли заказы, и началось перевооружение судостроительных предприятий. Разумеется, всё это сложные и ёмкие процессы. И наша задача — дать предприятиям ресурсы и финансовую экспертизу для перевооружения и успешной модернизации. Это повысит конкурентоспособность наших кораблестроителей на мировом рынке. Банк готов оказывать услуги по финансированию таких работ, в том числе привлекая все возможные программы государственной поддержки. У отечественного судостроения, безусловно, большие перспективы.











Фото: АО «ОСК»
«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов