Олег Минаев: «Сегодня ПСБ выполняет роль опорного банка
российского судостроения, и это касается не только оборонных
программ».
Выступая в Государственной Думе с отчётом о работе
Правительства России в 2020 году, премьер-министр РФ Михаил
Мишустин заявил, что руководство страны усилит поддержку
российского судостроения. Обеспечение развития важнейшей для
национальной безопасности и экономики страны отрасли
невозможно без эффективного финансового инструментария. О
корабельных проектах, программах и перспективах мы беседуем
с руководителем корпоративного бизнеса ПСБ Олегом Минаевым.
— На ваш взгляд, в чём наиболее сильные стороны российского
судостроения?
— Сильные стороны российского судостроения — это, прежде
всего, наши технологические, производственные традиции и
сами конструкторские бюро и судостроительные предприятия с
их историей создания уникальной продукции. Опыт, который
накоплен на этих заводах и в этих профильных конструкторских
бюро, трудно переоценить. Ещё в середине ХХ века
судостроение сформировало один из крупнейших и самых
передовых в мире кораблестроительных комплексов, который
производил уникальные атомные ледоколы, подводные лодки,
специальные суда, научный флот. Многие из них были
прорывными для своего времени и не имели аналогов в мире.
Этот опыт, этот фундамент, безусловно, важнейший актив
нашего кораблестроения.
— Насколько российские верфи сейчас обеспечены заказами на
строительство судов и морской техники?
— Наши судостроительные компании сегодня достаточно сильно
загружены заказами, многие верфи — практически на всю свою
мощность. Причём у них есть и военные, и гражданские заказы.
Лизинговые компании активно работают на модернизацию
гражданского флота, что позволяет развиваться гражданскому
судостроению, растёт интерес к морским и речным пассажирским
круизным лайнерам, к грузовым судам класса «река-море», к
рыбопромысловым судам, к краболовам, к различной морской
технике. Мы отмечаем, что верфи, которые ещё не так давно
были не в самом лучшем состоянии, теперь активно
развиваются.
— Какие катализаторы, на ваш взгляд, могут ещё больше
активизировать отрасль для развития?
— Таким катализатором выступает запрос на обновление
текущего флота гражданских и военных судов и продолжающийся
рост заказов. При этом важны ритмичность заказов и
перспективное планирование. Чтобы судостроение уверенно
развивалось, отрасль должна понимать, что и завтра она будет
востребована. Тогда предприятия будут определять стратегию
развития каждой отдельной верфи, строить долгосрочные планы,
инвестировать в модернизацию и техническое перевооружение.
— Последствия пандемии COVID-19 сильно ударили по отрасли?
— Там, где предприятия являются исполнителями
гособоронзаказа, будучи головными или подрядчиками в рамках
кооперации, — там работа, разумеется, не прекращалась. Весь
ГОЗ исполнялся в срок и в полном объёме. Мы также работали в
полную силу и обеспечивали бесперебойное сопровождение
контрактов.
Перед ПСБ в силу его статуса опорного банка
оборонно-промышленного комплекса в этот период стоял ряд
задач государственного масштаба по поддержке отрасли, по
реализации государственных программ. Мы отметили со стороны
предприятий судостроения заметный рост спроса на финансовые
услуги и кредитование. Банк, находясь в постоянном прямом
диалоге с клиентами, осуществлял финансирование предприятий
на цели выполнения программ ГОЗ, экспортных контрактов,
проектов по модернизации и диверсификации производства,
оказывал поддержку, участвуя в программах финансового
оздоровления.
— Всё это подтверждает серьёзную загрузку судостроительных
предприятий, которые задействованы в реализации
гособоронзаказа?
— Да, мы видим, насколько масштабные и амбициозные программы
сейчас у отрасли. Сегодня именно ПСБ является ключевым
банком для российского судостроения — это касается не только
оборонных программ. Мы обслуживаем и гражданские контракты,
ведь, несмотря на особый статус банка, ПСБ сохраняет
универсальную бизнес-модель и активно работает с клиентами
из МСБ, розницы, с крупными корпорациями из различных
секторов. Мы отлично ориентируемся в современных рыночных
тенденциях и понимаем, в какую сторону развивать продуктовое
предложение по выпуску гражданской продукции.
— Объёмы работы банка с этим сектором растут?
— Да, мы активно наращиваем объёмы бизнеса в этом сегменте.
Объём кредитного портфеля ПСБ в судостроении за последние
два года вырос более чем на 200 млрд руб. Могу отметить, что
кредитование предприятий российского судостроения — одно из
ключевых направлений работы банка.
— Если попросить вас охарактеризовать специфику контрактов,
связанных с судостроением…
— Специфика? Знаете, каждый клиент специфичен и уникален, у
каждого свои особенности, своя «головная боль», свои трудные
моменты. При этом предприятия отрасли находятся в разных
финансовых состояниях, на разном техническом уровне,
производят разные корабли. Если же говорить об основной
специфике работы с судостроением, то связана она с тем, что
проекты в отрасли материалоёмкие, очень сложные и
долгосрочные. Чтобы построить современный корабль,
необходимо много времени, ресурсов и масштабная кооперация.
— В этой связи, видимо, банк выступает ещё и финансовым
экспертом по таким проектам?
— Да, безусловно. Уже на стадии обращения к нам за
финансированием мы проводим совместно с заявителем
финансовую экспертизу контрактов. Специалисты банка
тщательно изучают проект, проводят детальный финансовый
анализ. На основании выводов формируется соответствующая
модель финансирования.
— Логично предположить, что банк заинтересован в увеличении
в своём портфеле судостроительных контрактов?
— Я бы сказал по-другому. ПСБ уже сегодня является одним из
основных кредиторов на рынке судостроения. Мы активно
работаем практически со всеми судостроительными верфями и
компаниями. И в этой связи банк заинтересован не только в
увеличении контрактов отрасли, но и в активном росте
проектов по повышению уровня технологических компетенций
наших клиентов. Ведь количество контрактов и объём
финансирования будут прямо пропорционально техническим
возможностям предприятий выполнять масштабные заказы.
Соответственно, чтобы наращивать объёмы производства, нужно
прежде проводить большую работу по модернизации самих
предприятий.
— Насколько активно ПСБ финансирует программы перспективных
разработок ОКР и НИОКР в судостроении?
— Основным заказчиком разработок НИОКР и ОКР по линии ОПК у
нас выступает государство, которое в лице соответствующих
уполномоченных структур заказывает работы по НИОКР и,
соответственно, их финансирует. С точки зрения разработки
новых перспективных технологий, новых видов судов и
вооружения, которое на них устанавливается, навигационного и
другого оборудования — всё это реализуется по той же линии,
что и основные контракты на постройку кораблей в интересах
ГОЗ. И мы такие ниокровские программы тоже обслуживаем в
рамках исполнения контрактов, предоставляем весь комплекс
финансовых услуг.
Что же касается НИОКР по гражданской продукции, то с этим
сложнее. Как правило, предприятия инвестируют в
перспективные НИОКР из собственных средств, однако нередко
обращаются за финансированием. Поскольку НИОКР сами по себе
не могут являться источником возврата средств, финансовая
модель в этом случае формируется более сложная и рисковая.
Ведь непонятно, насколько будут востребованы вложения в
НИОКР в конечной продукции, насколько это окупается. Мы ищем
вместе с клиентами оптимальные модели финансирования
ниокровских работ, причём оцениваем не только источники
погашения, но и потенциальную эффективность и перспективы
разработки. И вся эта работа ведётся в диалоге с
Минпромторгом, по возможности — с привлечением
государственных субсидий, использованием различных
федеральных программ по возмещению процентных ставок и
проч., чтобы предприятиям было легче осуществлять эти
работы.
— Какие банковские продукты и сервисы ПСБ сегодня наиболее
востребованы судостроителями?
— Из банковских сервисов наиболее востребовано сопровождение
контрактов ГОЗ, что неудивительно, поскольку ПСБ — опорный
банк по государственному оборонному заказу, это одна из
наших главных задач. Кроме того, популярны и стандартные
банковские услуги — расчётно-кассовое обслуживание, ведение
зарплатных проектов, кредитование и так далее. Отдельно
можно отметить рост потребности отрасли в банковских
гарантиях, в т.ч. под проекты гражданского судостроения.
— Насколько востребовано проектное финансирование?
— Проектное финансирование наиболее популярно в проектах по
реновации материально-технической базы, развитию и
перевооружению предприятий. Кредиты на такие цели
предприятиям привлекать достаточно сложно, ведь контракты
эти небыстрые, причём источником возврата средств является
прибыль от выполнения предприятием будущих заказов. Однако
инвестировать в модернизацию необходимо, это позволяет
повышать эффективность работы предприятий, а значит, и их
прибыльность. В программах проектного финансирования мы
также очень плотно сотрудничаем с Минпромторгом,
вырабатываем и совершенствуем те механизмы и финансовые
инструменты, которые дают наибольший эффект и которые будут
максимально удобными для предприятий. И министерство
зачастую предоставляет различные льготы и субсидии по
компенсации процентных ставок.
— Какие ориентиры развития ставит перед собой ПСБ на 2021
год?
— У нас амбициозные задачи по росту клиентской базы и
объёмов бизнеса. Достаточно высокими темпами в этом году
будем продолжать наращивать кредитный портфель, в том числе
по предприятиям судостроения. Если говорить в цифрах, то мы
прогнозируем, что прирост портфеля по сегменту
кораблестроения составит не менее 50%.
— Как бы вы охарактеризовали перспективы судостроительной
отрасли России и какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее
важны для её развития?
— Стране нужно обновление флота — в отрасль пошли заказы, и
началось перевооружение судостроительных предприятий.
Разумеется, всё это сложные и ёмкие процессы. И наша задача
— дать предприятиям ресурсы и финансовую экспертизу для
перевооружения и успешной модернизации. Это повысит
конкурентоспособность наших кораблестроителей на мировом
рынке. Банк готов оказывать услуги по финансированию таких
работ, в том числе привлекая все возможные программы
государственной поддержки. У отечественного судостроения,
безусловно, большие перспективы.
Фото: АО «ОСК»